конспект занятия "Времена года.Лето"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок» Кувандыкского муниципального округа Оренбургской области»
Конспект занятия по речевому развитию
«Времена года.Лето.»
Цель: формирования словаря и грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщить и уточнить представления детей о лете;
- расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни насекомых;
- углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
- закрепить навык подбирать имя существительное к прилагательному, ориентируясь на его род и число;
- совершенствовать умение подбирать антонимы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
- развивать логическое мышление;
- продолжать развивать умение координировать речь с движением.
Оборудование: Не цветные картинки с изображением цветов (ландыш, василек, ромашка, колокольчик, роза, одуванчик, тюльпан, гвоздика, мак, лилия, ирис, фиалка, клевер, незабудка, нарцисс), 9 разноцветных кружочков (белый, желтый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, красный, оранжевый, зеленый), мяч, запись классической музыки, игрушка сердечко.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, смотрите, у меня в руках маленькое сердечко. Оно волшебное и символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, …» (Передать игрушку и улыбнуться).
- Вот сердечко вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.
- Дети, отгадайте загадку:
В чистом небе солнце светит ярко,
Можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно это ... лето.
- Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года?
Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)
2. Упражнение «Подбери признаки».
- Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).
Небо - голубое, высокое, светлое ...,
Трава - мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,
Птицы - сытые, веселые, радостные, проворные ... ,
Вода в реке - голубая, прозрачная, теплая, приятная ... .
Почему вода в реке теплая?
3. Игра с мячом «Семейка слов» или подбери «летнее» слово.
- Послушайте стихотворение.
Летний дождь и летний день,
Летний лес и летний пень,
Летний плащ и летний зной,
Летний домик расписной,
Летний папа, летний дед,
Летний летом целый свет.
- Какое слово все время повторялось в этом стихотворении? (Слово “летний”.) Летний был дождик, … (лес, пень, папа, дед и т. д.) А одежда тоже летний? (Нет, она летняя.) А обувь? (Летняя.) А солнце? (Летнее.)
- А теперь вы придумайте, что подойдет к слову летние. (Ягоды, овощи, фрукты, цветы, сандалии и т. д.)
День
погода
ночь
солнце
гроза
дождь
цветы
одежда
отпуск
каникулы
закат
4. Игра «Бывает – не бывает».
- Поиграем с мячом. Я буду произносить словосочетание и кидать мяч, а вы должны быстро ответить. Мороз летом … (не бывает), гроза летом … (бывает);
Снег летом … (не бывает), радуга летом … (бывает);
Капель летом … (не бывает), распускаются листья на деревьях … (не бывает);
Дождь летом … (бывает), ледоход на реке … (не бывает);
Поспевают ягоды летом … (бывает), появляются в лесу грибы … (бывает);
Летом длинные ночи и короткие дни … (не бывает), животные впадают в спячку … (не бывает);
У животных появляются детёныши … (бывает), град летом … (бывает);
Летом люди одеваются очень тепло …(не бывает), летом люди купаются, загорают …(бывает).
Я вижу, ребята, вы немного устали, а это значит, что пришло время для зарядки.
5. Физкультминутка. А сейчас предлагаю поиграть.
1, 2, 3, 4, 5.
Будем летом мы играть.
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься.
Будем бегать, загорать
И грибочки собирать.
Слушать, как поёт соловей, (приставить ладонь к правому уху)
Как журчит прозрачный ручей, (приставить ладонь к левому уху)
Наблюдать, как возле водицы (присесть на корточки, соединить в
Стрекоза резвится. горизонтальном положении два кулака,
развести в разные стороны указательные и средние пальцы)
6. Упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
- Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.
Комар маленький, а бабочка ... ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы … короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля …широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела …полезное.
Стрекоза большая, а мошка …маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар …вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы …гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля …толстая.
У мухи ножки короткие, а у кузнечика …длинные.
У пчелы ножки толстые, а у комара …тонкие.
У стрекозы спинка узкая, а у жука …широкая.
Какие вы молодцы! Давайте поиграем.
7.
8. Игра «Тут, конечно, каждый знает ...».
- Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).
- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.
Если они растут на лугу они какие ? ...луговые,
В поле - полевые, в лесу - лесные, в саду – садовые.
- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).
- Но мы еще кое-что забыли сказать о лете. Летом у всех детей каникулы, а у взрослых отпуск. Я желаю вам и вашим родителям прекрасного настроения и хорошего отдыха летом.
9. Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Времена года. Лето"
Конспект занятия по развитию речи в рамках лексической темы "Лето"....

Конспект , развитие рече о время года лето.
Конспект НОД «Скоро лето» (младшая группа) Цель – уточнение представлений детей о времени года «лето». Задачи: 1. Уточнить и расширить словарь детей по теме «Лето». Закрепить знания детей о вре...
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Времена года. Лето»
Тема периода: «Лето»Тема занятия: «Времена года. Лето.»Цели и задачи:- расширять словарный запас по теме «Лето »- закрепить знания детей о последовательности времен года, названии летних месяцев,...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Времена года. Лето"
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Времена года. Лето"...

Конспект занятия "Времена года. Лето"
конспект коррекционно-развивающего занятия "Времена года. Лето"...

Конспект занятия на тему: Время года «Лето»
Конспект занятия на тему: Время года «Лето»Тема занятия: «Времена года. Лето.»Цели и задачи:- расширять словарный запас по теме «Лето »- закрепить знания дете...
Конспект занятия Время года «Лето»
Цели и задачи:- расширять словарный запас по теме «Лето »...
