Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста
план-конспект занятия по развитию речи
Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) – это одно из основных направлений по речевому развитию детей до трех лет.
Содержание работы по ЗКР включает:
— развитие речедвигательного аппарата: артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
— формирование навыков правильного произношения;
— формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);
— развитие восприятия речи, которое включает развитие слухового внимания и всех компонентов речевого слуха;
— развитие восприятия темпа, тембра и силы голоса.
Что должен делать педагог для реализации данных задач?
Подготавливать речеслуховой анализатор ребенка для правильного произношения всех звуков родного языка.
Тренировать основные артикуляционные органы движения при работе над произношением гласных (а, о, у, и, э, ы) и простых согласных звуков (м, п, б, н, т, д, ф, в, к, г).
Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
Формировать общеречевые умения (речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи).
Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:
— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);
— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);
— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);
— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);
— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).
Какими специальными профессиональными знаниями и умениями необходимо владеть?
Знаниями возрастной «нормы» и индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка в группе.
Умением соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи.
Знаниями артикуляционного уклада звуков родного языка.
Умением отбирать формы, методы и приемы работы по формированию произносительной стороны речи детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и образовательных задач.
Важно помнить, что не только логопеды должны знать артикуляционные и акустические признаки звуков, положение органов артикуляционного аппарата при их произнесении (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), но и воспитатели групп дошкольного, а особенно раннего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) – это одно из основных направлений по речевому развитию детей до трех лет.
Содержание работы по ЗКР включает:
— развитие речедвигательного аппарата: артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
— формирование навыков правильного произношения;
— формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);
— развитие восприятия речи, которое включает развитие слухового внимания и всех компонентов речевого слуха;
— развитие восприятия темпа, тембра и силы голоса.
Что должен делать педагог для реализации данных задач?
Подготавливать речеслуховой анализатор ребенка для правильного произношения всех звуков родного языка.
Тренировать основные артикуляционные органы движения при работе над произношением гласных (а, о, у, и, э, ы) и простых согласных звуков (м, п, б, н, т, д, ф, в, к, г).
Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
Формировать общеречевые умения (речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи).
Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:
— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);
— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);
— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);
— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);
— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).
Какими специальными профессиональными знаниями и умениями необходимо владеть?
Знаниями возрастной «нормы» и индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка в группе.
Умением соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи.
Знаниями артикуляционного уклада звуков родного языка.
Умением отбирать формы, методы и приемы работы по формированию произносительной стороны речи детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и образовательных задач.
Важно помнить, что не только логопеды должны знать артикуляционные и акустические признаки звуков, положение органов артикуляционного аппарата при их произнесении (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), но и воспитатели групп дошкольного, а особенно раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по звуковой культуре речи для детей раннего возраста «Снеговичок».
Игру можно использовать при дыхательной гимнастике....
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для многих народов было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой ...

Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.
В данной работе представлен перспективный план по формированию звуковой кутуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий на учебный год....

Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры (консультация для родителей)
Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.Воспитани...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...
РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В данной статье представлены некоторые виды пальчиковой гимнастики для формирования ЗКР у дутей раннего возраста.Статья полезна как воспитателям так и родителям маленьких детей....

Консультация для родителей "Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся раннего возраста...
