Конспект НОД Чтение русской народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Технологическая карта по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_._po_razvitiyu_rechi.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (интегрированного) занятия

  • Образовательная (ые) область (и): познание, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие
  • Тема занятия: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
  • Возрастная группа: средняя группа
  • Цель занятия: познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
  • Задачи занятия:
  1. Образовательные: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; приучать внимательно слушать сказки; помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок.
  2. Развивающие: развивать связную речь, интонационную выразительность речи, формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  3. Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, воспитывать любовь к русской народной сказке.
  • Предварительная работа: чтение русских народных сказок; разучивание физкультминутки; просмотр мультфильмов; рассматривание иллюстраций к сказкам; отгадывание отрывков из разных сказок.
  • Планируемые результаты занятия: умеют участвовать в беседе, понятно отвечают на вопросы; обогащен словарный запас ребенка.
  • Материалы и оборудование: сказка «Петушок и бобовое зернышко»; иллюстрации к дидактической игре «Угадай, какая сказка» - «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «курочка Ряба»; игрушка - курочка»; мешочек с бобами.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно - мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

В: Ребята садитесь ровно, красиво у нас сейчас будет занятие по развитию речи.

В: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти.

Потому, что сказка – птица.

Чуть спугнешь и не найти.

В: Ребята, посмотрите, что это? Кто - то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть.

В: Давайте попробуем отгадать, что это, послушайте внимательно загадку.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (зерно)

В: Правильно, это зерна. Кто знает, как называются эти зерна?

В: Бобы. А одно зерно – боб. Для чего нужны зерна? (ответы детей)

В: Можно их посадить весной в землю. Их очень любит есть петушок.

-Про бобовое зернышко и петушка даже сказка есть. Она так и называется «Петушок и бобовое зернышко».

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в «замок».

С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

Организация детей полукругом

Наглядный (показ мешочка)

Словесный (загадывание загадки)

Практический (показ упражнений)

Слушают педагога, занимают свои места

Отгадывают загадку

Повторяют движения за воспитателем

Проявляют интерес к познавательной деятельности
Активизация речевых центров

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

В: Ой, ребята смотрите, кто это? (курочка)

В: Правильно, это курочка. Она мне шепнула на ушко, что ищет коровушку, и хочет у нее попросить молока, чтобы ее хозяйка сбила из него маслице, а маслицем она смажет петушку горлышко, потому что он подавился бобовым зернышком.

В: Ребята, что же это за сказка такая, про петушка и бобовое зёрнышко? Вы знаете, дети, такую сказку? (нет)

В: И я не знаю. Нужно поскорее прочитать эту сказку и узнать, помогла курочка петушку или нет.

Словесный (вопросы к детям)

Наглядный (показ игрушки курочки)

Дети внимательно слушают педагога

Отвечают на вопросы педагога

Осмысленно отвечают на поставленные вопросы

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация)

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

В: Ребята, как называется сказка? (русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко)

В: Что случилось с петушком в этой сказке? (петушок подавился бобовым зернышком)

В: Почему он подавился бобовым зернышком? (петушок торопился, когда клевал зернышки)

В: А кто ему помог? Кто петушка из беды выручил? (петушку помогла курочка)

В: Ребята, какими словами можно назвать курочку? Какая она? (добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая)

В: К кому курочка обращается за помощью? (курочка обращается за помощью к хозяюшке, коровушке, хозяину, кузнецу)

В: Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (нет)

В: Все, как могли помогали курочке достать маслица.

В: Как много в сказке ласково звучащих слов: не зерно, а ... (зернышко), не хозяйка, а ... (хозяюшка), не корова, а... (коровушка), и еще голубушка, не горло, а ... (горлышко), не масло, а ... (маслице).

В: Смогла ли курочка вылечить петушка? (да) А почему смогла? (потому что ей помогали, а курочка знала, чем помочь петушку)

В: Как вы думаете, что петушок сказал курочке? (спасибо тебе, курочка, за помощь и заботу. Я тоже хочу быть добрым, как ты, и помогать другим)

В: Молодцы ребята, все внимательно слушали сказку.

В: А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Петушок»

Петя, Петя – петушок,

Золотой гребешок, (делают гребень над головой)

Маслена головушка, (гладят голову)

Шёлкова бородушка. (гладят подбородок)

Что ты рано встаёшь, (хлопают в ладоши)

Голосисто поёшь, (поют «ку-ка-ре-ку»)

Деткам спать не даёшь? (поют «ку-ка-ре-ку»)

Словесный

(чтение русской народной сказки)

Словесный (вопросы к детям)

Практический

Слуют сказку «Петушок и бобовое зернышко»

Отвечают на вопросы педагога

Выполняют физкульминутку

Активное общение через диалог со взрослыми

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

В: Сегодня мы с вами прочитали сказку про петушка. В сказках живут добрые и веселые животные, которые, как люди, умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг другу.

В: А сейчас давайте

поиграем в игру «Угадай,

какая сказка». Я буду вам

читать отрывок из сказок, а

вы будете мне отвечать, из

какой сказки я это

прочитала. Готовы? (да)

В: Ну тогда слушайте меня

внимательно.

В: «Жили - были дед и баба, и была у них … Снесла она яичко, не простое, золотое…» (курочка Ряба)

В: «Посадил дед… Выросла она большая пребольшая…» (репка)

В: «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его, Еле успели все звери из него выскочить…» (теремок)

В: «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький. А он ей сразу песенку петь…» (колобок)

В: «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла, подошел к избушке и запел тонким голосом…» (волк и семеро козлят)

В: «… Побежала девочка дальше. Видит яблонька стоит. «Яблонька, скажи, куда гуси полетели?» (гуси – лебеди)

В: Молодцы ребята, все сказки знаете.

Дидактическая игра «Угадай, какая сказка»

Играют в дидактическую игру «Угадай, какая сказка»

Отвечают на вопросы

Получение новых знаний

3.

Заключительный этап

Осмысление

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков

самооценки

В: Ребята, сегодня вы были такие молодцы, так много всего сделали! Давайте вспомним чем мы сегодня занимались. Что мы в начале занятия делали? (вспоминали открывки из сказок, читали сказку про петушка и бобовое зернышко)

В: А как вы думаете, курочка очень переживала за петушка? (да)

В: Понравилась вам сказка? (да)

В: А как сказка

называется? (русская народная

сказка «Петушок и бобовое

зернышко»)

В: В следующий раз мы с вами обязательно познакомимся ещё со многими другими интересными и добрыми сказками.

Рефлексия

Отвечают на поставленные вопросы.

Умеют делать выводы, подводить итоги занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чтение русской народной сказки "Кораблик"

Чтение художественной литературы с элементами сюжетно-ролевой игры....

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

Конспект НОД Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа

Конспект НОД  Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект НОД  по речевомуу развитию "Чтение  русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбская) для детей младшей группы...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""....

План - конспект НОД. Чтение русской народной сказки "Заяц-хваста"

План - конспект по развитию речи в старшей группе. Ознакомление с русской народной сказкой "Заяц-хваста"...