Тема: «Моя семья - моя малая Родина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям; желание заботится друг о друге, быть внимательными.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                - учить правильно называть членов семьи.

- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.

- формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе;

- прививать любовь к семье, родным, родному дому;

- познакомить детей с нетрадиционными способами лепки;

- формировать представление детей о свойствах соленого теста, научить детей делать отпечаток ладони на слоёном тесте.

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Развивающие:

- развивать представления о семье как о людях, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье,

называя близких родственников).

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с  движениями, координированное движение рук при работе с тестом;

- развивать познавательный интерес;

- развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей семьи, вызывать желание рассматривать семейный альбом.

- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение окружающих

- воспитывать заботливое отношение к близким людям, вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_temu_semya_moya_malaya_rodina_starshaya_gruppa.docx288.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кузедеевский детский сад» комбинированного вида

Picture background

Тема: «Моя семья - моя малая Родина»

2024г.

Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям; желание заботится друг о друге, быть внимательными.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                - учить правильно называть членов семьи.

- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.

- формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе;

- прививать любовь к семье, родным, родному дому;

- познакомить детей с нетрадиционными способами лепки;

- формировать представление детей о свойствах соленого теста, научить детей делать отпечаток ладони на слоёном тесте.

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Развивающие: 

- развивать представления о семье как о людях, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье,

называя близких родственников).

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с  движениями, координированное движение рук при работе с тестом;

- развивать познавательный интерес;

- развивать умение делать выводы;

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к истории своей семьи, вызывать желание рассматривать семейный альбом.

- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение окружающих

- воспитывать заботливое отношение к близким людям, вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Предварительная работа:

  • Беседа на данную тему;
  • Отгадывание загадок о семье;
  • Чтение художественной литературы: чтение стихов о членах семьи;
  • Заучивание пословиц  о семье;
  • Рассматривание семейных фото;
  • Заучивание физ. минутки: «Кто живет у нас в квартире»
  • Оформление папки  - передвижки - «Моя семья»;
  • Дидактические игры: «Назови, мама и папа какие», «Доскажи словечко», «Назови ласково».
  • Беседа:  «Глава семьи» «Я и моя семья».
  • Изготовление подарка из соленого теста.

Оборудование:  аудиозапись« веселая музыка для конкурсов», ноутбук, колонки,  игрушка - плюшевое сердце, веник, семейные фотографии, заготовки из солёного теста, салфетки.

  1. Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

Воспитатель. - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Мне кажется, что от ваших улыбок  в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое и радостное настроение на весь день останется с вами.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Чтобы понять, о чем мы будем с вами говорить на занятие, вам нужно отгадать загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (Ответ: Семья)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о самом главном, что есть на свете – о семье. Предлагаю передавать по кругу сердце и сказать, а что для Вас означает слово семья?  Продолжите фразу: «Для меня семья это…».

Ответы детей:

- Это когда вмести живут мама, папа, дети;

- Помогают друг другу;

- Разговариваю и рассказывают секреты;

Воспитатель: Правильно! Молодцы!  Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Как должны относится люди друг к другу в семье? (дружить, любить, ухаживать, защищать).

Воспитатель: - Какие вы, ребята, молодцы: все знаете про свою семью. А сейчас, я прочитаю вам стихотворение.

«Семья это счастье, любовь и удача» - М. Лангер

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о семье, о доме. Я начну, а вы закончите:

- в гостях хорошо, а дома… (лучше).

- не нужен клад, когда в семье…(лад).

- семья вместе, так и душа на…(месте).

- семья в куче – не страшна…(туча).

- семья сильна, когда над ней… (крыша одна).

- дети не в тягость, а…(в радость).

- в своём доме и стены… (помогают).

- нет такого дружка, как родная… (матушка)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте поиграем:                                                  Игра «Назови, мама и папа какие»?

 Дети становятся в круг. Воспитатель включает музыку, дети по кругу передают  плюшевое сердце. Когда воспитатель выключит музыку, тот, у кого оказалось сердечко, рассказывает, какая у него мама (добрая, красивая, любимая и т.д.). Игра повторяется. Далее, аналогично, ребёнок рассказывает про папу (сильный, смелый и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас подумайте и скажите, кто в вашей семье главный, кого можно назвать «Глава семьи» и почему? (Дети рассуждают на эту тему, приводят свои доводы).

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка  « Кто живет у нас в квартире» (Движения в соответствии с текстом)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель:  Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики и поиграть в игру «Доскажи словечко».

1. Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой... (мамочки)

2 Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
                                                                                                                                    
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

4. На его лице морщины,                                                                                                                            В волосах видны седины.                                                                                                        Этот домоседушка —                                                                                                                   Наш любимый …(дедушка)                

                                                                                                                                                  5. Кто веселый карапузик —                                                                                                        Шустро ползает на пузе?                                                                                      Удивительный мальчишка —                                                                                          Это младший мой... (братишка)

6.Кто любит и меня, и братца,                                                                                                    Но больше любит наряжаться? —                                                                                 Очень модная девчонка —                                                                                                           Моя старшая... (сестренка)

7. Без чего на белом свете                                                                                            Взрослым не прожить, и детям?                                                                                             Кто поддержит, вас, друзья                                                                                                    Ваша дружная…(семья!)

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам открыть один семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Давайте попробуем, можно ли его сломать? (дети пробуют: не ломается). А отдельные прутики? (дети ломают). Так и наша семья: когда мы все вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать».

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас пришло время рассмотреть ваши семейные фотографии которые вы принесли из дома.

 Беседа «Я и моя семья». (Рассказы детей по фотографиям. «Расскажи о своей семье». Чья это фотография? Кто на ней изображен? Где и когда сделан этот снимок?)

Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?

Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.

Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Назови ласково»

(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат -  братишка

Внук – внучок

Внучка - внученька

Воспитатель: Молодцы, ребята!

- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

- Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

- И никогда нельзя их …(огорчать)

- Чаще радовать свою семью улыбками, ведь именно улыбки дают нам повод быть счастливыми, берегите свою семью, заботьтесь о ней! 

  1. Продуктивная деятельность. Изготовление подарка для семьи. Отпечаток ладони на заготовке из солёного теста.
  1. Правила техники безопасности.

2) Изготовление подарка.

Показ образца

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный подарок я сделала своей семье. Я предлагаю сделать отпечаток ваших ладошек на заготовке из соленого теста. Давайте представим, что на нашей ладошке мы собрали всю нежность, всю теплоту, всю любовь к нашей семье. Представили? Теперь аккуратно кладем ладонь на тесто, и чуть надавливаем.

Дети самостоятельно выполняют

- Вот, подарок почти готов, осталось высушить.

Собрать готовые поделки.

  1. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: Вы - самые счастливые дети на свете, потому что папа, мама, вы - это семья, в которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу, потому что (хором): "Папамама, я, все мы - дружная семья!"

    Воспитатель: Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться.  

    Понравилось вам занятие? Если понравилось, покажите одну ладошку, а  

если очень понравилось, то покажите 2 ладошки.

                                           Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.
  2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 г.
  3. Дурова Н.В. «Очень важный разговор» Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000 г.
  4. Дынина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 – 80с.
  5. Загик,Л.В., КуликоваТ.А., МарковаТ.А. «Воспитателю о работе с семьей – Пособие для воспитателя детского сада». М.Мозаика- Синтез 2011г.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Дорофеева Э.А., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

"Семья, как малая родина"

Занятие для детей подготовительной группы (6-7) лет  в рамках потриотического воспитания....

Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"

Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...

Конспект родительского собрания в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"

Конспект родительского собрания  в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"...

Исследовательский проект в младшей группе "Семья-моя малая Родина!"

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках группы.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Актуальность: Родина. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители...

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы

Педагогический проект: Моя семья, моя малая родина. Туймазы...

Краткосрочный проект по теме «Моя семья, моя малая родина» в старшей группе (5-6 лет)

Формирование у дошкольников чувства любви и уважения к семье и малой родине....