Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию
картотека по развитию речи
Дидактические игры помогают овладению детьми дошкольного возраста навыками звуко - слогового анализа который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и еѐ грамматического строя, а также для развития словаря.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию
«ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».
Цель. Развитие речевого слуха и речевой активности детей.
Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
Цель. развитие непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»
Цель. Развитие умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Цель. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур - муррр! Пугаю кур.
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-у! Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.
«ПЛЫВИ, ПЛЫВИ КОРАБЛИК…»
Цель. Развитие умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
«ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА».
Цель. Развитие речевого слуха и речевой активности.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
«ПТИЦЕФЕРМА».
Цель. Развитие речевого дыхания.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.
"Назови и покажи"
Цель: развитие словарного запаса, активизация речи, умение показывать предметы и их признаки.
Материалы: картинки с изображениями предметов, животных, растений.
Описание: Воспитатель показывает картинку, ребёнок называет предмет, рассказывает о нем. Можно усложнить задачу — назвать признаки, цвет, размер.
Рекомендации: Используйте разные категории предметов, поощряйте расширение ответов.
"Что изменилось?"
Цель: развитие наблюдательности, умения описывать изменения, активизация речевой деятельности.
Материалы: набор одинаковых предметов, например, игрушки, карточки с изображениями.
Описание: Воспитатель меняет положение или внешний вид предметов, а ребёнок называет изменения.
Рекомендации: Используйте разные категории предметов, задавайте дополнительные вопросы.
"Подбери слово"
Цель: развитие лексической компетенции, ассоциативного мышления.
Материалы: карточки с изображениями и словами.
Описание: Воспитатель показывает изображение, ребёнок подбирает соответствующее слово или синоним. Можно усложнить — подобрать слово по признакам или характеристикам.
Рекомендации: Используйте разные темы — природа, домашние вещи, транспорт и др.
"Кто я?"
Цель: развитие описательных навыков, активизация речевого мышления.
Материалы: карточки с изображениями животных, профессий, предметов.
Описание: Один ребёнок или воспитатель загадывает образ, остальные задают вопросы, чтобы определить, кто или что это. Вопросы должны быть на логическое размышление и описание.
Рекомендации: Поощряйте использование полных предложений.
"Закончи фразу"
Цель: развитие связной речи, умение дополнять мысли.
Материалы: подготовленные начало фразы, например: "На улице идет...", "У меня есть...", "Я люблю...".
Описание: Воспитатель называет начало фразы, ребёнок дополняет ее. Можно использовать карточки с изображениями для подсказки.
Рекомендации: Пусть дети формируют свои завершения, поощряйте фантазию.
"Сравни и расскажи"
Цель: развитие описательных умений, умения сравнивать.
Материалы: пары изображений, например, два предмета или животных.
Описание: Ребёнок сравнивает предметы по признакам, рассказывает о сходствах и различиях.
Рекомендации: Используйте простые и понятные признаки: цвет, размер, форма.
"Магазин"
Цель: развитие речевого общения, умение вести диалог.
Материалы: игрушечные продукты, ценники, касса.
Описание: Ребёнок играет роль покупателя или продавца, использует покупательские фразы, учится просить, благодарить.
Рекомендации: Вводите новые слова и выражения, поощряйте развернутую речь.
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на
заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: -Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнѐзда, поѐт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги
– У коровы телѐнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,
воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребѐнку, называет какое-либо животное, а ребѐнок,
возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Педагог: -Дети:
Собака -стоит, сидит, лежит, идѐт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков
предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, произносит одно прилагательное, а ребѐнок,
возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: -Дети:
Горячий -холодный
Хороший -плохой
Умный -глупый
Весѐлый -грустный
Острый -тупой
Гладкий -шероховатый
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти,
ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, называет глагол, а ребѐнок, возвращая мяч, называет
существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идѐт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолѐт…
Плывѐт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и
способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребѐнок, возвращая мяч,
отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха -меховые
Таз из меди -медный
Ваза из хрусталя -хрустальная
Рукавички из шерсти –шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребѐнок,
возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплѐнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребѐнком Шкаф – доской
Корова – телѐнком Велосипед – железом
Дуд – жѐлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичѐм
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребѐнком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста
Цели: учить детей находить похожих на образцы персонажей сказки «Колобок»; развивать внимание и зрительную память детей.Материалы: карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок», картинки героев ска...

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»
Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.
Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лек...

"Конспекты словесных дидактических игр по познавательно-речевому развитию."
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры, они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения уст...
Презентация на тему "Место дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Дидактическая игра – это лучший способ развить способности детей, подготовить их к жизни и общению с людьми....

Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе...
