Логопедический массаж: краткая методология, назначение, приемы
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Краткая методология, назначение, приемы логопедического массажа 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедический массаж: краткая методология, назначение, приемы учитель-логопед СПДС «Ягодка» с. Ягодное: Голева Н.Ю.

Слайд 2

активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей периферического речевого аппарата (Дьякова Е.А.); входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков, взрослых, страдающих речевыми нарушениями; часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств Дизартрия Ринолалия Заикание Нарушение голоса В целях профилактики речевых нарушений у детей с двигательными нарушениями доречевого периода развития При изменении мышечного тонуса в общей мускулатуре и в органах речевого аппарата При преодолении артикуляторных нарушений наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой При формировании речевого дыхания, голоса в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, особенно значимо его использование на начальных этапах работы ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ПОКАЗАНИЯ:

Слайд 3

Логопедический массаж осуществляет СПЕЦИАЛИСТ, прошедший специальную подготовку: М ассаж выполняется: в области мышц головы, в области шеи, в области плечевого пояса. в области мышц периферического речевого аппарата: языка, губ, щёк, мягкого нёба логопед дефектолог медицинский работник

Слайд 4

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); стимуляция проприоцептивных ощущений (чувство тела, позы, движения); увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; активизация групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. ЦЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Слайд 5

любое соматическое и инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах и другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний! ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Слайд 6

Предварительная диагностика Логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача! Медицинское заключение должно содержать наличие неврологической симптоматики, форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией.

Слайд 7

ОСМОТР При осмотре ребенка обратить внимание: на положение головы по отношению к туловищу, на цвет кожи, кожные высыпания, кожные кровоизлияния, нет ли асимметричных поз, нет ли асимметрии в виде сглаженности носогубной складки лица, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, на наличии постоянно приоткрытого рта, на слюнотечение (это важно) ПАЛЬПАЦИЯ Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса: эластичность и отечность кожи, состояние лимфатических узлов, состояние мышц При наличии медицинского заключения ЛОГОПЕД проводит диагностику состояния мышц

Слайд 8

Виды логопедического массажа: 1. Дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического(ручного) массажа 2. Точечный - массаж биологически активных точек (БАТ) 3. Зондовый массаж (с применением логопедических зондов, шпателя, зубной щетки, вибромассажера и т.п.) 4. Элементы самомассажа

Слайд 9

проводится в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении в среднем достаточно двух-трех процедур в неделю (подряд или через день) проводят циклом по 10 - 20 процедур (циклы можно повторять с перерывом от 2-х недель до 2-х месяцев) при выраженных нарушениях тонуса мышц может проводиться в течение года и более длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. (начальная длительность процедуры составляет 5 - 7 мин, конечная - 20 - 25 мин.) во время массажа ребенок не должен испытывать боли РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА

Слайд 10

защитную марлевую маску, халат, шапочку, одноразовые медицинские резиновые перчатки стерильные марлевые салфетки, медицинский спирт логопедические зонды, одноразовые шпатели, зондозаменители гексорал (для полоскания полости рта) нашатырный спирт (для оказания первой медицинской помощи) перекись водорода (для местного применения) дезинфицирующие средства для обработки рук, поверхностей, инструментов одноразовые пелёнки, простынки и пр. СПЕЦИАЛИСТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СП 2.4.3648-20, ИМЕТЬ: Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин, очагов воспаления, с короткими ногтями, без украшений Кожа массируемого должна быть чистой

Слайд 11

Комплект логопедических массажных зондов 9 шт. (Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.) Комплект массажных зондов 12 шт. (по методики Новиковой Е.В.) Зонд массажный две бусины (автор Томилина С.М.

Слайд 12

Поглаживание Растирание Разминание Вибрация и поколачивание Плотное нажатие ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА (от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей, симптоматики) При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация

Слайд 13

усиливает кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижает мышечный тонус, регулирует дыхание с этого обязательного приема начинается каждая процедура чередуют с другими приемами и заканчивают каждый массажный комплекс Поглаживание (поверхностное, глубокое, граблеобразное): Растирание: усиливает кровообращение, улучшает обменные процессы в тканях, повышает тонус мышц проводится на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область выполняется подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы используется в местах выхода пучков нервных окончаний заканчивается, как правило, любое поглаживание

Слайд 14

повышает тонус мышц, усиливает их сократительную функцию, максимально активизирует их работу состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном тонусе выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев в области отдельных мышечных групп Разминание: изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает тонус поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, и где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть) вибрация осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание (движения одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно) Вибрация и поколачивание:

Слайд 15

массаж проводится в медленном темпе основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом формул спокойствия последовательность воздействия на области в процессе одного сеанса массажа следующая: мышцы шеи и плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка Методические указания к проведению расслабляющего массажа: Методические указания к проведению активизирующего массажа: используется при пониженном мышечном тонусе движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией сила воздействия на ткани должна увеличиваться постепенно на передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа последовательность воздействия на области в процессе одного сеанса массажа следующая: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса

Слайд 16

МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ ( массируемый обнажен до половины груди) Расслабляющий массаж: Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук (попеременно то правой, то левой рукой) сверху вниз по боковым областям горла ( избегать надавливания на область щитовидной железы) 2. Медленно поглаживать боковую поверхность шеи попеременно то с правой, то с левой стороны 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку (прием снимает тонус с трапециевидной мышцы) Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти Активизирующий массаж : Движение проводится одновременно или попеременно обеими руками, вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку Массажные движения производят в направлении снизу вверх, используя приемы поглаживания и растирания Поколачивание, разминание и вибрация этих отделов противопоказаны !

Слайд 17

МАССАЖ ОБЛАСТИ ЛБА Расслабляющий массаж: Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев (кроме большого) в направлении от середины лба к височным областям На висках проводят круговые поглаживания в виде спирали от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием Поглаживание в направлении снизу-вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы Движения проводятся попеременно ладонной поверхностью всех пальцев правой и левой рук либо одновременно подушечками 2—4-го пальцев обеих рук Активизирующий массаж: Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения в направлении от средней линии лба к вискам Разминание, сжатие складки кожи двумя пальцами - большим и указательным, или прерывистое надавливание Прерывистая вибрация, или пунктирование (постукивание), подушечками указательного и среднего пальцев попеременно в быстром темпе

Слайд 18

Массаж проводят при закрытых глазах Движения в области глазниц должны быть нежными, без большого нажима и сдвигания кожи Поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук Движение от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза; затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску; при этом средний палец ложится под бровью, а указательный - над бровью Подушечками пальцев обеих рук одновременно производят поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза; затем плавно переходят на верхнее веко и поглаживают его очень легко, не нажимая на глазное яблоко МАССАЖ ОБЛАСТИ ГЛАЗ

Слайд 19

МАССАЖ ОБЛАСТИ ЩЕК И ПОДБОРОДКА Расслабляющий массаж: Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха 4. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка Активизирующий массаж: Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости Круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к крыльям носа В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направлении 5. При массаже внутренней поверхности щеки движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами по наружной поверхности щеки 6. В качестве основных приемов используются растирание и разминание

Слайд 20

МАССАЖ ГУБ Расслабляющий массаж: Ладонной поверхностью указательных пальцев поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине Движение подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой Движение от козелка ушной раковины, а затем вокруг губ ( указательный палец скользит по коже верхней губы, средний - по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта ) Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта Теми же пальцами легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке Активизирующий массаж ( растирания в виде полукружных, спиралевидных движений, перетирания и вибрации): Указательными пальцами движения по верхней губе от середины к углам рта (движения - по нижней губе) Большими пальцами рук движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами - от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх (движения чередуются) Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа Большим и указательным пальцами сжимают, перетирают вертикальную складку верхней губы Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ Большим и указательным пальцами перетирают в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, затем нижней губы Спиралевидные движения большим и указательным пальцами по верхней, затем по нижней губе Спиралевидное разминание области носогубной складки ( фаланга большого пальца в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы сверху) Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами (указательные пальцы между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон)

Слайд 21

проводить после расслабления мышц шеи, плечевого пояса, нижней челюсти, корня языка движения направлены от кончика к корню языка устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса (место, связанное с появлением рвотного рефлекса) перед массажем проводят упражнения на расслабление корня языка: указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки РАССЛАБЛЯЮЩИЙ МАССАЖ МЫШЦ ЯЗЫКА Поглаживание большим и указательным пальцами правой руки с одной, затем с другой стороны языка, от кончика к корню и обратно (указательный палец под языком, служит в качестве опоры) Поглаживание большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню сначала на одной половине языка, затем на другой Поглаживание боковых поверхностей языка от кончика к корню (большой и указательный пальцы на боковых поверхностях языка (справа и слева) Легкое разминание мышц (без нажима) в горизонтальном направлении (большой палец правой руки сверху, средний и указательный снизу языка) Перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно (сначала с одной стороны языка, затем с другой) Легко, без надавливания, круговые растирающие движения (то же положение пальцев ) Захватив кончик языка правой рукой, легкое потряхивание Легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем Большой палец сверху, средний и указательный снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка (аналогичное движение в левую сторону)

Слайд 22

движения активные, интенсивные, направлены от корня языка к кончику используются приемы разминания и перетирания при сниженном тонусе мышц языка снижен и рвотный рефлекс, поэтому движения активны даже в области корня языка если снижение мышечного тонуса наблюдается только на одной половине языка, движения в основном на пораженной стороне при сниженном тонусе мышц, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе предлагается ребенку проглотить слюну АКТИВИЗИРУЮЩИЙ (УКРЕПЛЯЮЩИЙ) МАССАЖ МЫШЦ ЯЗЫКА Перетирание в продольном направлении (большой палец сверху, средний и указательный снизу) Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается; движение от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой (положение пальцев то же) Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой (положение пальцев то же) Сжать язык с боковых поверхностей, удерживать язык в сжатом положении 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение ( большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка) Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка (положение пальцев то же ) Большим и указательным пальцами пощипывание по краю языка Похлопывание мышц языка шпателем ( или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки) Вибрация языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. ( на нижние зубы ребенка можно положить марлевый валик )

Слайд 23

показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки Поглаживание, растирание, разминание и ввинчивание от твердого нёба по всей поверхности мягкого нёба Поглаживание, разминание и растирание справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки Надавливание большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях Ребенок произносит звук А или Э длительно; в это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях Ребенок произносит звуки А или Э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука, в это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг После операции при ринолалии движения проводить осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба Упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц: Вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба шпателем Имитировать жевание, позевывать Пить воду маленькими глотками, имитировать глотательные движения Покашливать (многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца) Многократно произносить гласные А,Э на твердой атаке голоса Полоскать горло маленькими порциями теплой воды МАССАЖ МЯГКОГО НЕБА ( активизация тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса)

Слайд 24

1. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх, рот при этом раскрыт, указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх 2. Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба (если у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса слабость кинестетических ощущений) Рот открыт, большой палец на внешней стороне верхней десны, указательный - на внутренней стороне; энергично нажимая на дёсны, производить движения справа налево, затем слева направо сначала по верхней, потом по нижней десне 3. Большим или указательным пальцем энергично проводить по твердому нёбу, начиная от передних верхних зубов, по направлению к мягкому нёбу до границы с мягким нёбом и обратно МАССАЖ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА (РАСТЯЖЕНИЕ), ДЕСЕН, ТВЕРДОГО НЕБА

Слайд 25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Дьякова Е.А. Логопедические технологии Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. Изд. «Академия» вып.-6 2. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения. 3. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии//Развитие и коррекция - 1999. -Вып. 5. 4. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 1996 5. Логопедия: Уч. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 680 с. - (Коррекционная педагогика). С 173 - 177. 6. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под. ред. Л.С. Волковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной - М., 1968 - С.271 – 290 8. Поваляева М. А.: Справочник логопеда - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2002. Правдина О.В. Логопедия. - М.: 1969. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/logopedicheskij_massazh_ v_korrekczii_narushenij_rechi_u_detej_s_dizartricheskimi_proyavleniyami/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного аппарата. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эм...

Логопедический массаж (приемы)

Материал предназначен для начинающих логопедов. Краткое описание основных приемов логопедического массажа языка....

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Существуют различные виды и приёмы логопедического массажа...

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Презентация "Сенсорный логопедический массаж как один из приемов сенсорной стимуляции"

Согласно исследованиям специалистов, от 40 до 80% детей имеют те или иные нарушения в сфере сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции приводит к отставнию в нервно - психическом развитии, ...

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....