Конспект интегрированной ООД для детей старшей комбинированной группы по развитию речи «Путешествие в зимний лес»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Кулакова Наталия Николаевна

Конспект интегрированной ООД «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
Возрастная группа:
старший дошкольный возраст 5-6 лет
Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»
Форма организации: подгрупповая
Тип занятия: закрепляющее
Вид занятия: интегрированное
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная
Цель: Расширение словаря по теме «Животные в зимнем лесу», формирование грамматического строя речи, обогащение представлений детей о зимней природе средствами интеграции речевой и познавательной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления о зиме;
- закреплять знания о животных леса;
- формировать навык словообразования,
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи при отгадывании загадок;
- вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи;
- активизировать внимание и память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь к родной природе, к животным леса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие27.09 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
                                                 «Детский сад № 97»







                   
Конспект интегрированной ООД для детей старшей                                                        
                                             комбинированной группы
                                                   по развитию речи
                                Тема: «Путешествие в зимний лес»














                                                                                            Подготовила  воспитатель
                                                                                                                       1 категории                                                                                                                                                  
                                                                                            МДОУ «Детский сад № 97»
                                                                                                                     Кулакова Н.Н.



 


                                                       
                                                    Февраль 2025  


Конспект интегрированной ООД «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
Возрастная группа:
 старший дошкольный возраст 5-6 лет
Тема занятия:
 «Путешествие в зимний лес»
Форма организации: подгрупповая
Тип занятия: закрепляющее
Вид занятия: интегрированное
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная
Цель: Расширение словаря по теме «Животные в зимнем лесу», формирование грамматического строя речи, обогащение представлений детей о зимней природе средствами интеграции речевой и познавательной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления о зиме;
- закреплять знания о животных леса;
- формировать навык словообразования,
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи при отгадывании загадок;
- вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи;

- активизировать внимание и память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;

- воспитывать любовь к родной природе, к животным леса.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о животных  И. Соколова – Микитова, Е. Чарушина, В. Бианки и беседы по прочитанному;  рассматривание иллюстраций и сюжетных картин по теме «Дикие животные»; просмотр познавательных видеофильмов «Как зимуют лесные жители»; отгадывание загадок; лексико-грамматические игры «Чей? Чья? Чьё?», «У кого кто?»; настольно-печатные игры «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Чьи в лесу следы?», «Четвертый лишний»; дидактические игры по теме.
Оборудование. Картинки с изображением диких животных, картина зимнего леса, карточки со следами животных; кроссворд, снежинки с загадками о лесных животных; карточки с изображением продуктов и животных; раздаточный материал с дидактическими играми «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Чьи в лесу следы?», «Четвертый лишний»; аудиоколонка, флешка, аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»; мяч, маркер, фломастеры.

 1. Вводная часть.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
     
           
Психогимнастика
           Собрались все дети в круг,
           Я твой друг, и ты мой друг.
           Дружно за руки возьмемся
           И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:
У всех сегодня хорошее настроение? Тогда послушайте стихотворение.
Воспитатель  читает отрывок стихотворения С. Есенина «Пороша»

Заколдован невидимкой
,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

Воспитатель:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Ребята, скажите, что можно увидеть зимой на снегу?
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы на снегу оставляют как люди, так и животные. Сегодня утром я увидела следы, а кто их оставил, не знаю. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Медведя, волка, лисы, зайца, белки.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто же оставил следы, я предлагаю вам отправиться в зимний лес. А чтобы нам не заблудиться, мы с вами пойдем по следам.

Дети с воспитателем идут по следам под аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь».

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли в зимний лес. Посмотрите, какая красивая природа зимой в лесу, свежий воздух. Давайте с вами подышим. Наберем воздух носом и будем выдыхать ртом.

Дыхательная гимнастика.
Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей.(5 повторений)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам прогуляться по зимнему лесу. Посмотрите, какая полянка перед нами. Сколько следов на ней, а животных не видно, они все разбежались. Чтобы отыскать их, нужно разгадать кроссворд, а помогут нам в этом загадки.

Разгадывание кроссворда

1. (по вертикали)
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

2. (по вертикали)
В белой шубке он зимой,
В серой шубке летом.
Это что за зверь лесной?
Поспеши с ответом. (заяц)

3. (по вертикали)
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

4. (по горизонтали)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
Как зовут её? (лиса)

5. (по горизонтали)
Серый, страшный и зубастый,
Произвел переполох.
Все звери разбежались.
Напугал зверей тех (волк)

6. (по горизонтали)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это (ёжик)

Воспитатель: Осталось всего одно слово отгадать. Ребята, вы еще не догадались, что это за слово?

2. (по горизонтали)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым!
Перестали птицы петь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)

Воспитатель: Вот мы и разгадали весь кроссворд. О каких же животных мы узнали? Какие это животные?
Дети:  О белке, зайце, медведе, лисе, волке, еже. Это дикие животные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Животные живут в лесу, вдали от человека, сами добывают себе корм и строят жилища, заботятся о своих детенышах.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как же лесные звери зимуют.

Беседа о диких животных
Дети рассказывают о животном и заселяют на картинке с зимним лесом

Воспитатель: Ребята, скажите кого мы не можем встретить зимой в лесу?
Дети: Медведя и ежа.
Воспитатель: Почему не можем?
Дети: Медведь и еж зимой спят.
Воспитатель: Дикие животные по-разному готовятся к зиме. Расскажите как медведь проводит зиму?
Дети: Медведь с осени нагуливает жир, залегает в берлогу и спит до наступления весны.
Воспитатель: Какие еще животные, так же как и медведь  залегают в спячку?
Дети: Ежи, барсуки, суслики.
Воспитатель: Как зимует еж?
Дети: Осенью еж утепляет свою нору мхом,  листьями и впадает в спячку. Спит свернувшись клубочком.
Воспитатель: Как называется жилище ежа?
Дети: Логово.
Воспитатель: Как готовится к зиме белка?
Дети: Белка с осени делает запасы, утепляет дупло, меняет окраску шерсти, становится серенькой.
Воспитатель: Для чего белка меняет цвет своей шерсти?
Дети: Чтобы быть незаметной на деревьях и снегу.
Воспитатель: А кто еще кроме белки меняет цвет шубки?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Расскажите, как зимует заяц?
Дети: Заяц меняет цвет шерсти, становится белым, мех более теплый, бегает по лесу в поисках пищи?
Воспитатель: Где живет заяц?
Дети: Под кустом, в ямке из снега.
Воспитатель: О каких животных леса мы еще не рассказали?
Дети: О волке, лисе.
Воспитатель: Как проводят зиму эти животные?
Дети: Волк и лиса не впадают в спячку, не делают запасы. Шерсть у них становится более густая и теплая. Весь день охотятся на мышей, зайцев, белок, могут поймать лося. Волки собираются в стаи.
Воспитатель: Для чего волки собираются в стаи?
Дети: Чтобы легче было охотиться и согреваться в мороз.
Воспитатель: Вот и нашлись животные с зимней полянки. Давайте еще раз вспомним, как называются жилища животных.
Дети: У лисы – нора, у волка – логово, у медведя – берлога, у ежа – логово, у зайца – нора.
Воспитатель: Ребята, давайте немного подвигаемся и проведем физкультминутку.

Физкультминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли животных, которые живут на полянке. Животные оставили следы, а кому они принадлежат? В этом поможет разобраться игра «Чьи в лесу следы?»

Дети делятся на команды. На столах лежат картинки с животными и их следами.

Игра «Чьи в лесу следы?»


Воспитатель: Мы узнали кто какие следы оставил на снегу. А чьи же следы нас привели в лес?
Дети: Зайца.
Воспитатель: Правильно. Следы зайца привели нас в лес. Зимой в лесу животным холодно и голодно. Предлагаю угостить их любимой едой.

Дети делятся на команды. На столах лежат картинки с животными и  их любимой пищей.

Игра «Кто что ест?»


Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Я приготовила для вас еще игры.

Игра «Четвертый лишний»

Дети делятся на команды. На столах лежат картинки с животными.
Дети находят лишнее животное и объясняют почему оно лишнее.

Речевая игра «Что не так?» найди ошибку с мячом

Дети сидят на стульях, воспитатель называет животных и детенышей, их жилище, кидая мяч каждому ребенку. Дети должны найти ошибку и исправить ее.

У волка – лисята.
У медведя – зайчата.
У лисы – медвежата.
У ежа – бельчата.
У зайца – волчата.
У белки – ежата.
Медведь живет в логове.
Заяц живет в берлоге.
Еж живет в норе.
Волк живет в дупле.
Белка живет в логове.
Лиса живет под кустом.
(Дети называют правильный ответ)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в зимний лес подходит к концу. Мы с вами вспомнили как зимуют дикие животные, где живут, чем питаются, у кого какие следы. Нам пора возвращаться в детский сад. Назад мы пойдем по следам зайца.

Дети с воспитателем по следам под музыку возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Мы вернулись в детский сад. Присаживайтесь на стулья.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Дети: В зимнем лесу.
Воспитатель: Кого вы там встретили?
Дети: Диких животных.
Воспитатель: Что интересного вы увидели в лесу?
Дети: Следы животных, их жилища.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Отлично поработали. Наше занятие закончилось. Давайте попрощаемся с гостями и скажем «До свидания!»

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы Тема: «Путешествие на загадочные острова»

Тема: «Путешествие на загадочные острова»Программные задачи: 1) Закрепить полученные знания о весне, её приметах, месяцах, праздниках.2)...

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Конспект интегрированной НОД для детей  первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи  на тему «Два гуся!»Виды детской деятельности: двигат...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие по родному городу»

Цель данного занятия: ознакомление детей старшей группы с достопримечательностями родного города. Погружение в атмосферу знакомых, а также мало известных  детям мест и зданий города осуществляетс...

«Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Развитие речи». Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы по теме: «Незнайка в гостях у Осени».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия представлен для обобщения у детей представлений о зиме как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в зимнее время. Сформировать положительно-эмоциональное отношение ...

Конспект интегрированного занятия для детей старше-подготовительной группы "Волшебное путешествие" с применением ИКТ

Конспект интегрированного занятия для детей старше-подготовительной группы "Волшебное путешествие" с применением ИКТ...

Конспект занятия в старшей комбинированной группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории спо...