Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему: " Дом , в котором мы живем "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Закрепить знания детей понятия -дом,познакопить с правом жить в своем доме.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Конспект ОД по развитию речи  в старшей группе на тему: «Дом, в котором мы живём»
Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить  с правом жить в своём доме.
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию представлений о том, что дом не только строение, а то, что окружает нас, наша Родина ; закреплять умение называть свой домашний адрес; закрепить названия частей дома, название жилища животных
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность; развивать связную речь через полные ответы на вопросы, обогатить словарь детей, учить образовывать прилагательные, ставить существительные во множественном числе, Активизировать словарь (жилище, крыша, крыльцо, окна, труба, лестниц, чердак.
Воспитательные: Прививать потребность радовать близких добрыми поступками, заботливым отношениям, воспитывать любовь к своей стране, родному городу, дому,
Предварительная работа: дидактическая игра «Где чей домик», чтение художественной литературы (сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», чтение книги Софьи Булановой «Домики животных», загадки, стихи про дома), рисование домиков, рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением зданий и животных, картина «Моя семья».
Организационный момент
Показ иллюстрации с изображением дома
Ребята, посмотрите на красивую картинку. Что изображено на ней? Правильно, дом. А что такое дом? Да, это место, где человек живет.
Чтение стихотворения про дом
Посмотрите: это дом- С крышей, дверью и окном, И с крылечком, и с трубой. Цвет у дома - голубой. Заходите смело в дом! -Приглашаете? Войдем
Отгадайте загадки «Что бывает у дома»
Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает (замок)
Ходит взад и вперёд, Никогда не устаёт (дверь) Рядом стоят, на улицу глядят, А себя не видят (окна) На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит. Сидит на крыше всех выше, Дымом дышит (труба) Деревянная дорога Вверх идет отлого. Что ни шаг- то овраг. Что это за дорога: Кто по ней идет, Тот хромает? (лестница) Очень любят Ваня с Гришей Закуток под самой крышей. Там бывает по углам Интересный старый хлам (чердак) Покажите на рисунке дверь, окно, крыльцо, крышу, трубу, чердак (3-4 ребенка показывают)
Поиграем теперь в игру «Один-много»
Одна дверь , а много- двери, окно- окна, забор –заборы, труба- трубы, крыша -крыши, чердак- чердаки
Поиграем в игру «Что из чего сделано»
А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный) Если сделан из кирпича, то какой? (кирпичный) А если из соломы, то какой? (соломенный) Если в доме много этажей, то какой? (многоэтажный) Если один этаж у дома, то какой дом? (одноэтажный) Если дом находится в деревне, то он какой? (деревенский?) Ну а если дом в городе, то он какой? (городской) У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы своё название. Номер дома на какой-то улице -это адрес дома . Для чего людям нужен адрес? (ответы детей. Если ,например, мальчик или девочка потерялись, но знают свой адрес, где они живут, то взрослые быстро им помогут найти их дом ) Ребята. А вы знаете свой домашний адрес? (называют улицу и номер дома) Ребята , родной дом-это дом, в котором мы живём, это наш двор, наша улица, наш родной город Москва. Наш дом – это наша большая Родина-Россия (звучит песня «Здравствуй, Родина моя» Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я,- Здравствуй, улица моя! Я пою ,и в вышине Подпевают птицы мне Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти» Отвечаю травам я, Отвечаю ветрам я, Отвечаю солнцу я : «Здравствуй, Родина моя! »
Давайте составим небольшой рассказ про свой дом.
Расскажите, какой адрес вашего дома, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живете? Из какого материала построен дом? (ответы детей)
Физкультминутка
Тук да тук, тук да тук, Раздаётся громкий стук.(стучат кулачком о кулачок) Молоточки стучат, Строят дом для ребят.(руки над головой изображают крышу) Этот дом для девочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для мальчиков. (разводят руки в стороны) Этот дом для белочек, (разводят руки в стороны) Этот дом для зайчиков. (разводят руки в стороны)
У животных тоже есть свои домики-жилища, где они живут . Послушайте стихи про это Я гуляю во дворе Спит щенок мой в конуре Скучно тало мне одной, Поиграй, щенок, со мной В поле улей- пчелкин дом, Много –много мёду в нем. Очень любят пчелки-детки Есть медовые конфетки На конюшне у лошадки
Сено мягкое в кроватке. Эй, лошадка, хватит спать, Выходи на луг играть. В гости пригласил зайчишку Бурый, косолапый мишка. Вместе по лесной дороге Топают друзья к берлоге. Ждал скворечник по весне Птичьих песен на заре. Здравствуй, скворушка-скворец. Для тебя готов дворец Кто хозяюшка в дупле, Кто свернулся там в тепле, Кто грызет большую шишку? Это белочка-малышка
Внимательно слушали стихи? А теперь поиграем в игру «Кто где живёт?»
Воспитатель бросает мяч с вопросом, а дети - обратно воспитателю с ответом Где живет медведь ( в берлоге), где живет белка (в дупле), где живет лошадка ( в конюшне), где живет пчелка (в улье), где живет щенок ( в конуре),а кто знает , где живее лиса (в норе), а птичка ( в скворечнике), а где живёт человек( в доме)
Ребята, помните , мы с вами читали сказку «Заюшкина избушка».
Правильно ли поступила лиса, выгнав зайца из его собственного домика (ответы детей). Конечно , неправильно, плохо поступила, ведь это его дом, и никто не имеет права выгонять из собственного дома. Вот поэтому лиса была наказана.

Воспитатель: В доме рядом с вами живут самые близкие люди. Кто живет вместе с вами (ответы детей) Семья, близкие люди, родной дом - это самое дорогое, что есть у человека. Конечно , вы похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер. А как вы думаете, зачем людям нужна семья? (ответы детей) Человеку нужна семья, чтобы жить вместе, помогать друг другу, радоваться вместе, вместе решать общие вопросы. Ребята, а чем вы можете помочь своим близким людям дома?
Воспитатель: Конечно, убрать игрушки, помочь вымыть пол, посуду, протереть пыль, налить бабушке или дедушке чай. Это совсем не сложно, зато сколько радости вы принесёте своим близким. Дети, а для чего ещё нужен дом? (ответы детей) Верно, в доме можно укрыться от дождя и снега, жаркого солнца, отдохнуть после прогулки, праздновать день рождения, принимать гостей, смотреть телевизор, читать любимые сказки.
Дома. На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное- Домой так и тянет меня. У каждого человека свой дом.
Рассматривание картины
Ребята, посмотрите на эту картину.
Здесь изображена семья. У мальчика Вани и девочки Лены дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, с кошкой Муркой и попугаем Кешей. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Вани. Папа с дедушкой играют в шахматы. Ваня наблюдает за игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Лена читают книжку. Кошка спит, свернувшись на коврике. А попугай наблюдает за всеми. Воспитатель задаёт вопросы по картине. Кто нарисован на картине? Что делает бабушка? Покажи на картинке вещи, которые связала бабушка? А твоя (бабушка), мама вяжет? Что тебе связала мама,( бабушка)? Что делают папа и дедушка? А ты умеешь играть в шахматы? Кто у тебя дома играет в шахматы? А во что ты любишь играть? Что делают мама и Лена?
А кто тебе читает книжки? Назови свою любимую книжку? Чем ты занимался вчера вечером? Что будешь делать сегодня?
Ребята, мы много говорили про дом. А давайте его построим.
Для начала разомнем наши пальчики и ручки
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой) Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верхи растопырить пальцы) Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой) Воспитатель строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны ( соединенных узкими длинными гранями). Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами красного цвета. Дети по образцу строят домик и обыгрывают его (ставят рядом с домиками деревья маленьких человечков, животных )
Рефлексия :
Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ч".

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Научить произносить звук Ч...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказка» Тема: "Дом, в котором я живу»

Цель- формирование связной речи у детей подготовительной группы в процессе игровой деятельности.Задачи:-продолжать учить детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;-закрепить знание своего дома...

Конспект занятия по Развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ рассказа Н Носова «Живая шляпа» с использованием мнемотаблицы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Используемые технологии:...