Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Ж Буква Ж
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Ж Буква Ж

Цель: создание благоприятных условий для знакомства со звуком и буквой «Ж», «ж», научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

1. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность

2. Развивающие: развивать связную речь, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности, развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

3. Образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Ж демонстрационные картинки буквы Ж

 

 

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Проверка готовности детей:

Собрались сегодня снова, Все к занятию готовы!

Будем весело играть И друг другу помогать!

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык (показ демонстрационного материала)

Артикуляционная гимнастика:

 «Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

 «Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

Чтение слоговой таблицы.

ВА  СА  МА  ЛА  ДА

ВО  СО  МО  ЛО  ДО

ВУ  СУ  МУ  ЛУ  ДУ

ВЫ  СЫ  МЫ ЛЫ ДЫ

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами.

Ребята отгадайте загадку:

Шесть ног без копыт, летит – жужжит,

Упадет, в землю ползет.  Жук  Как можно назвать маленького жука?

Маленького жука можно назвать – жучок. Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? Нескольких жуков можно назвать – жуки. Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? Первый звук слышится «Ж». Догадались с каким звуком мы с вами будем знакомиться? Ж

Объявление темы занятий

 

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет. (Дети. Звук –Ж-.)  

Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.) А что вы знаете о звуке Ж, он какой? (Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Дети дают характеристику звуков

Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнесите: Ж-Ж-Ж. Д.: Ж-Ж-Ж

Ребята, гласный или согласный звук «Ж»? Ребята, как вы думаете, какие отличие гласных звуков от согласных. Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает, а согласные не тянутся, и когда согласный звук проговариваешь, во рту как будто что-то мешает.

Предлагаю, все вместе произнести чистоговорку:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет Повторяют вместе с воспитателем.

 

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

Хлопните в ладоши, если вы услышите в слове звук [ж].

Пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджи, штаны, брюки, носки, джинсы, кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса, лыжи, чемодан, щетка, вешалка, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

 И г р а   «Кто больше?» Придумайте ещё слова на букву Ж.

Жар-птица, жираф, жабо, жилет, журналист, жандарм, жулик, жонглер, жюри, жемчуг, жокей, жеребенок, железнодорожник, живописец, журавль, жилище, жилец, жизнь, жезл, журнал, жрец, желудь, жадина

Назовите животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, земноводных, в названии которых есть звук [ж].

Ёжик, жираф, журавль, уж, жук, жаба, стриж.

 

 

2. Уточнение артикуляции звука

Игра «Назови ласково» Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог - сапожок творог – творожок

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш. (давайте теперь поиграем с домиками закройте окошечки квадратиками, где слышится звук в начале в середине и в конце)

Физкульт минутка (Жук) Дети выполняют движение по тексту стихотворения.

На лужайке, на ромашке, Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

 

 

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Взаимосвязь звука и буквы

Игра «Доскажи словечко».

Дети, я вам читаю предложение, а вы мне говорите недостающее слово:

Вяжет мама длинный шарф Потому что сын …. (жираф,

И бежит Айболит к бегемотикам И хлопает их по ….(животикам,

Лейся, дождь, веселей, Мы с тобою дружим. Весело нам бегать босиком по (лужам). Лежебока рыжий кот Отлежал себе (живот).

Дети: Отгадывают слова.

Все справились, молодцы. А теперь скажите мне пожалуйста, на какой звук начинались все эти слова?. Дети: на звук «ж».

Игра «Говорящий жук» Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».

Воспитатель                      Дети

Снег                               снежок

Друг                              дружок

Сапог                            сапожок

Круг                              кружок

Утюг                             утюжок

Пирог                           пирожок  

Знакомство с буквой

Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

Это буква широка И похожа на жука

И при этом точно жук Издает жужжащий звук  Ж  -  Ж  -  Ж  -  Ж.

- На что похожа буква Ж?

 

 

Чтение слогов.

Выкладывание буквы из палочек.

Печатанье буквы «Ж».

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  

Итог занятия

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Сегодня мы познакомились «Ж», буква «Ж» обозначает звук «ж».

Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж:

Жа жи лак кот

Жук жар тук мороз

Лужа Жора стук лимон

Ребята, посмотрите перед вами лежат солнышко и тучка, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.

2. Оценка деятельности воспитанников:

Рефлексия

ЖАДНАЯ ЖАБА Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу: - Надо бы нам крышу покрасить. - Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской? - Желтой, - важно сказал Жук. - Но у нас нет желтой краски. - Ну, тогда оранжевой! - И оранжевой тоже нет. - Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет. - Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? - Не дам! - отвечает Жаба - Жалко краску. Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит: - Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. - Нет у меня никакого джема! - Ах ты, ж-жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: - Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. Ой, упал, упал мой жук, Нос испачкал пылью. Улетел зеленый жук, Улетел на крыльях. Посмотрите, Буква «Ж» На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

 Свободные высказывания детей по содержанию сказки. 2. Назвать слова со звуком [ж].

 

Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали солнышко! Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Что больше всего запомнилось?

ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=848c3d6f5e7f1a0a3041abe05f27013e-5285341-images-thumbs&n=13

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Ж Буква Ж»

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки Ж  Буква Ж»

Цель: создание благоприятных условий для знакомства со звуком и буквой «Ж», «ж», научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

1. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность

2. Развивающие: развивать связную речь, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности, развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

3. Образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: карточки - домики найди место звука, гномики синего и зеленого цвета Пон и Пин, демонстрационный материал – для определения звука картинки рабочие тетради, зеркала на каждого ребенка, предметные картинки в названиях которых есть звук Ж демонстрационные картинки буквы Ж

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Проверка готовности детей:

Собрались сегодня снова, Все к занятию готовы!

Будем весело играть И друг другу помогать!

Развитие артикуляционной моторики

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык (показ демонстрационного материала)

Артикуляционная гимнастика:

 «Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

 «Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

Чтение слоговой таблицы.

ВА  СА  МА  ЛА  ДА

ВО  СО  МО  ЛО  ДО

ВУ  СУ  МУ  ЛУ  ДУ

ВЫ  СЫ  МЫ ЛЫ ДЫ

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами.

Ребята отгадайте загадку:

Шесть ног без копыт, летит – жужжит,

Упадет, в землю ползет.  Жук  Как можно назвать маленького жука?

Маленького жука можно назвать – жучок. Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? Нескольких жуков можно назвать – жуки. Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? Первый звук слышится «Ж». Догадались с каким звуком мы с вами будем знакомиться? Ж

Объявление темы занятий

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет. (Дети. Звук –Ж-.)        

Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.) А что вы знаете о звуке Ж, он какой? (Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

Знакомство с новым звуком

Дети дают характеристику звуков

Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнесите: Ж-Ж-Ж. Д.: Ж-Ж-Ж

Ребята, гласный или согласный звук «Ж»? Ребята, как вы думаете, какие отличие гласных звуков от согласных. Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает, а согласные не тянутся, и когда согласный звук проговариваешь, во рту как будто что-то мешает.

Предлагаю, все вместе произнести чистоговорку:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет Повторяют вместе с воспитателем.

Знакомство с новым звуком

  1. Изолированное произношение

Хлопните в ладоши, если вы услышите в слове звук [ж].

Пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджи, штаны, брюки, носки, джинсы, кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса, лыжи, чемодан, щетка, вешалка, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

 И г р а   «Кто больше?» Придумайте ещё слова на букву Ж.

Жар-птица, жираф, жабо, жилет, журналист, жандарм, жулик, жонглер, жюри, жемчуг, жокей, жеребенок, железнодорожник, живописец, журавль, жилище, жилец, жизнь, жезл, журнал, жрец, желудь, жадина

Назовите животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, земноводных, в названии которых есть звук [ж].

Ёжик, жираф, журавль, уж, жук, жаба, стриж.

2. Уточнение артикуляции звука

Игра «Назови ласково» Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог - сапожок творог – творожок

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.) Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш. (давайте теперь поиграем с домиками закройте окошечки квадратиками, где слышится звук в начале в середине и в конце)

Физкульт минутка (Жук) Дети выполняют движение по тексту стихотворения.

На лужайке, на ромашке, Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Развитие фонематических процессов

Знакомство с новой буквой

Взаимосвязь звука и буквы

Игра «Доскажи словечко».

Дети, я вам читаю предложение, а вы мне говорите недостающее слово:

Вяжет мама длинный шарф Потому что сын …. (жираф,

И бежит Айболит к бегемотикам И хлопает их по ….(животикам,

Лейся, дождь, веселей, Мы с тобою дружим. Весело нам бегать босиком по (лужам). Лежебока рыжий кот Отлежал себе (живот).

Дети: Отгадывают слова.

Все справились, молодцы. А теперь скажите мне пожалуйста, на какой звук начинались все эти слова?. Дети: на звук «ж».

Игра «Говорящий жук» Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».

Воспитатель                      Дети

Снег                               снежок

Друг                              дружок

Сапог                            сапожок

Круг                              кружок

Утюг                             утюжок

Пирог                           пирожок  

Знакомство с буквой

Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

Это буква широка И похожа на жука

И при этом точно жук Издает жужжащий звук  Ж  -  Ж  -  Ж  -  Ж.

- На что похожа буква Ж?

Чтение слогов.

Выкладывание буквы из палочек.

Печатанье буквы «Ж».

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  

Итог занятия

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Сегодня мы познакомились «Ж», буква «Ж» обозначает звук «ж».

Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж:

Жа жи лак кот

Жук жар тук мороз

Лужа Жора стук лимон

Ребята, посмотрите перед вами лежат солнышко и тучка, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.

2. Оценка деятельности воспитанников:

Рефлексия

ЖАДНАЯ ЖАБА Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу: - Надо бы нам крышу покрасить. - Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской? - Желтой, - важно сказал Жук. - Но у нас нет желтой краски. - Ну, тогда оранжевой! - И оранжевой тоже нет. - Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет. - Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить? - Не дам! - отвечает Жаба - Жалко краску. Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит: - Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба. - Нет у меня никакого джема! - Ах ты, ж-жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: - Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. Ой, упал, упал мой жук, Нос испачкал пылью. Улетел зеленый жук, Улетел на крыльях. Посмотрите, Буква «Ж» На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

 Свободные высказывания детей по содержанию сказки. 2. Назвать слова со звуком [ж].

Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали солнышко! Ребята, а что вам больше всего понравилось?

Что больше всего запомнилось?

ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: "Согласный звук Д, буква Д, д"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке обучению грамоте Тема: "Звуки в и вь. Буква В"

Цель: Познакомить со звуками в, вь. Буква В, в.Программное содержание:·         Образовательная: Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий&r...