Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фомичева Ольга Витальевна

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука "Л" в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_l.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Фомичева Ольга Витальевна,

учитель – логопед,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Автоматизации звука [Л]»

Возраст: Подготовительная группа (6 – 7 лет).

Форма проведения: Индивидуальное занятие.

Цель: Автоматизации звука [Л] в предложениях.

Образовательные задачи: 

  • Уточнить артикуляционную позу звука [Л];
  • Закрепить навык нормативного произношения изолированного звука [Л];
  • Закрепить навык  произношения звука [Л] в слогах с различной интонационной окраской;
  • Совершенствовать навык произношения звука на [Л] в словах и предложениях;
  • Совершенствование навыка определение места звука [Л] в слове с обозначением на схеме;
  • Начало введения звука в обиходную речь.

Развивающие задачи: 

  • Развивать речевую моторику на основе выполнения артикуляционной гимнастики;

  • Развитие точности, плавности, переключаемости движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики и самомассажа.
  • Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать желание активно применять навыки полученные на занятиях.

Предварительная работа:

  • Постановка звука «Л», автоматизация на уровне слога, фразы.

Ход занятия: 

1. Организационный момент. Приветствие, введение в занятие.

- Здравствуй, «имя ребенка»! Сегодня мы побываем в гостях у веселых ребят Михаила и Аллы и поиграем со световым столом.

2.  Уточнение артикуляционной позы. 

- Почему-то стол не включается, наверно мы что-то забыли сделать? Ну, конечно, мы совсем забыли про разминку. Последовательное выполнение упражнений: «Лопатка», «Пароход гудит», «Болото», «Парус».

3. Упражнение с массажным мячиком.

- Про ладошки тоже не забудем, бери массажный мячик. Выполнение самомассажа пальцев и ладоней с элементами пальчиковой гимнастики и речевым сопровождением.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Я поглажу им ладошку,

Буд-то бы сметаю крошку.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму,

Снова в ручках покручу.

Пощипаю, поверчу –

И на место уберу!

4. Упражнение «Мячик скачет». Изолированное многократное произнесение.

Педагог включает световой стол-песочницу, достает игрушки.

- Знакомься, это Михаил, а это Алла. Ребята любят играть в футбол. Покажи, как катится мячик, веди пальцем по столу и долго тяни «ЛЛЛ..». Михаил пнул по мячу и тот поскакал «Л - Л – Л..», покажи, как скачет мячик. Моделирование ситуации на поверхности светового стола-песочницы.

5. Игра «Переполох».   Закрепление звука на уровне слога (проговаривание по 3-5 раз). 

- Что за шум - дедушка Панфил сердится «ыл-ыл-ыл». Как поет свою песенку дедушка? Сначала губы становятся похожими на окошечко, а потом язык поднимает к верхним зубам. Споем сердитую дедушкину песенку, покажем, как он топает, какие следы оставляет на песке.

- За ним торопится бабушка Лола, она устала  «ол-ол-ол». Как бабушка поет свою песенку? Губы бубликом, потом язык вверх.  

- Мама Пелагея тоже заглянула посмотреть, что происходит, она удивлена  «ел-ел-ел».

- Папа Данил пытается всех успокоить «ил-ил-ил».  

А ребятам все нипочем, они продолжают радостно бегать, «ал-ал-ал», «ул-ул-ул», «ял-ял-ял».

Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией, моделируя ситуацию.

6.  Игра «Семейка».  Закрепление звука на уровне слова.

 Педагог достаёт ворота, предлагает ребенку ботинки футболиста на пальцы. Моделирование игровой ситуации.

- Алла попала мячом по воротам и закричала: «ура … гол» (педагог голосом побуждает ребенка к завершению фразы нужным словом). 

- Михаил первоклассник ему пора в школу. Кто ушел? Ответ ребенка: «Михаил».

- Кто остался дома? Дедушка Панфил, бабушка Лола, Мама Пелагея, Папа Данил и маленькая Алла. Ребенок договаривает, называя имена.

- В комнате стоит стол, рядом стул, на столе пенал, а в углу лежит забытая Аллой лопата и игрушечный колобок. Педагог предлагает ребенку игрушки, которые он называет, размещая на столе.

7. Упражнение в звуковом анализе.

- Ты назвал много слов. Во всех этих словах есть звук Л. Ты знаешь, что звук Л – согласный звук. Произнеси слово так, чтобы четко слышался звук Л и обозначь его место на схеме. Кружок какого цвета тебе понадобится? А прямоугольник мы нарисуем на песке. Стол, стул, пенал, лопата, колобок. Замечательно!

8.  Беседа в вопросно-ответной форме. Автоматизация в предложениях, моделирование игровой ситуации.

- Где Михаил? (Михаил ушел в школу).

- Ой, воскликнула Алла, посмотрите, Михаил забыл пенал. Что случилось? (Михаил забыл пенал).

- Алла тянется за пеналом, что случилось? (Пенал упал на стул, пенал на пол упал).

- Помоги Алле, что ты сделал? (Я поднял пенал).

- Расскажи, во что дети играли сначала? (Дети играли в футбол).

- Куда ушел Михаил потом? (Михаил ушел в школу).

- Что он забыл? (Михаил забыл пенал).

9. Завершение занятия. Побуждение к использованию звука в самостоятельной речи.

- Как интересно мы с тобой сегодня поиграли, но пора возвращаться в группу.  Посмотри, что это? Кажется, это Мишин пенал? Поможешь вернуть его? Что ты спросишь у Михаила?  (Михаил, это твой пенал?).

Технические средства: световой стол-песочница; массажные мячики; куклы настольного театра, предметы настольного театра: мяч, ворота, ботинки футболиста на пальцы, стол, стул, пенал, лопата, игрушечный колобок.

Другие дидактические материалы: картотека упражнений артикуляционной гимнастики; фишки для звукового анализа.

Методическая литература:

- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, 3-е издание, исправленное и дополненное / Коноваленко В.В. – Москва.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2020. - 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

  Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"

Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...

конспект занятия " «Автоматизация звука ц. Дифференциация – ц – с . Домашние птицы и их птенцы»

Конспект авторского индивидуального логопедического занятия"Автоматизация звука ц. дифференциация - ц - с . Домашние птицы и их птенцы" для старшего дошкольника с ЗПР....