РОЛЬ ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС
статья по развитию речи (средняя группа)

Большакова Наталья Валерьевна

В статье раскрываются теоретические аспекты обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном учреждении, рассматривается роль логопеда в формировании речевых и коммуникативных навыков, обосновывается значимость и специфика логопедической работы с данной категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы формирования речевых навыков и навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) в настоящее время изучаются и остаются важным предметом исследования, так как одним из ключевых проявлений РАС у ребенка является нарушение речевого развития. Нарушения речи у таких детей вариативны и характеризуются специфическими особенностями развития. Также страдает коммуникативная функция речи, когда ребенок не пользуется речью как инструментом общественного взаимодействия. [8, с.12] Главная проблема заключается в малой потребности в общении, трудностях восприятия информации и понимании ситуации, в отсутствии живого интереса к окружающему миру и невозможности пользоваться речью. Испытывая речевые затруднения, дети пытаются привлечь к себе внимание окружающих путем различных нежелательных форм поведения, агрессии или самоагрессии, что существенно осложняет жизнь ребенка и его родителей. Однако правильный подход и специализированные методики могут значительно облегчить процесс развития речи и коммуникации у детей с РАС, что в свою очередь существенно снизит уровень тревожности и агрессии, а также будет способствовать успешной социализации и развитию ребенка.

Коррекцию речевых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов.

Специалистом, занимающимся коррекцией речи ребенка с РАС, является учитель-логопед.

Роль логопеда заключается не только в том, чтобы научить ребенка с РАС говорить, а научить такого ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Задача педагога дать понять ребенку, что общаться это интересно и увлекательно, что общение будет способствовать удовлетворению его потребностей, возможности попросить помощи, выразить свое эмоциональное состояние социально-приемлемым и понятным окружающим способом. Для овладения речью ребенком с РАС, для увеличения интереса к окружающему миру и людям, необходимым условием является формирование коммуникативной активности. Важно развивать у детей и вербальную, и невербальную коммуникацию. При РАС в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он говорит. Часто ребенок имеет довольно большой пассивный словарный запас, но не переводит его в активный. Причиной этого является отсутствие или снижение речевой инициативы, которую восстанавливает и развивает логопед. А бывает и обратная ситуация, когда ребёнок может повторять цитаты из любимых мультиков, речи взрослых, просто услышанные где-то слова и фразы, причём часто без какой-либо цели и понимания их значения. В данном случае речь не несет коммуникативной функции, а является аутостимуляцией. Проблема инициирования и поддержания диалога обусловлена специфическими трудностями обмена коммуникативными высказываниями, которые у ребенка с РАС не генерируются спонтанно, трудностями «удержания» в рамках определенной темы разговора, либо, напротив, чрезмерной зацикленностью на определенной теме и невозможностью переключиться на другую, недостатком разделяемых со сверстниками созвучных интересов, эмоций. [1, с.7]

Работа по формированию коммуникативных умений, а также снижению аутостимуляций должна быть кропотливой и проводиться в системе. Ее нужно включать во все виды индивидуальной и групповой деятельности: игру, обучение, режимные моменты. Формирование коммуникативных умений является средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, потому что обучение происходит непрерывно.

Так как нарушения у данной группы детей очень специфичны и вариативны, учителю-логопеду необходимо по результатам диагностики выстроить план работы и составить индивидуальную образовательную программу на каждого ребенка. Коррекционно-развивающая работа включает в себя различные методы и подходы и зависит от уровня интеллектуального, речевого и социального развития ребенка. Для работы с данной категорией детей разработаны специальные учебно-методические комплекты. В своей работе, я, учитывая возможности и потребности детей, адаптирую учебный материал, дополняя его наглядными схемами и алгоритмами по всем темам. Так же использую специальный демонстрационный материал, наглядный план действий, отражающий, что и в какой последовательности необходимо сделать и т.п. Ребенок с РАС нуждается в наглядности, помогающей мыслительным операциям. Несмотря на наличие вспомогательных средств, работа логопеда с детьми с РАС требует гибкости и умения быстро перестроиться под индивидуальные особенности ребенка.

На начальных этапах обучения ребенка с РАС, первостепенным я считаю развивать представления о себе и своем теле, подбирая учебный материал с учетом интересов ребенка и с его личным опытом. Очень важно убедиться, что материал ребенку доступен, понятен и интересен. Темы должны быть тесно связаны с жизнью ребенка и с последующей возможностью применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Поэтому для каждого ребенка мной разработан индивидуальный альбом, содержащий реалистичные изображения из окружения ребенка (фотографии членов семьи и ближайшего окружения, домашних животных, комнаты ребенка и др.). Рекомендуется сначала изучать темы, связанные с самим ребенком и его ближайшим окружением («Я и мое тело», «Части тела», «Моя семья», «Мой дом», «Моя одежда», «Моя любимая еда», «Детский сад»), затем могут изучаться темы, находящиеся в рамках сверхценных интересов ребенка (например, «Транспорт» или «Насекомые»), затем темы, касающиеся природных изменений («Времена года»), причем изучать их нужно в зависимости от того, какое время года ученик может наблюдать за окном. [1, с.16]

Необходимо создать на занятиях и в группе такую окружающую атмосферу, в которой постоянно поддерживается речевая среда, поощряются любые попытки уместной речевой коммуникации ребенка, создается как можно больше возможностей для взаимодействия со сверстниками, путем вовлечения детей в подвижные, сюжетно-ролевые игры, настольные дидактические игры, инсценирование сказок и т.д. Групповые занятия, включающие ролевые игры, помогают детям устанавливать контакт с другими детьми и осваивать навыки общения. Это могут быть игры в магазин, врача, парикмахера, при этом реализуются не только учебные, но и воспитательные, и социально-коммуникативные задачи. Дети, играя, испытывают удовольствие, ощущение защищенности и доброго отношения. Одобрение и поддержка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи. Так как для детей с РАС большое значение имеет эмоциональный компонент, следует таким образом организовать занятие, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Благодаря тому, что интересы детей обусловлены занимательностью, их привлекают занятия с игровыми и сенсорными моментами, с преобладанием эмоционального материала. Такие формы работы способствуют возникновению мотивации к общению и взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми, развивают способность поддерживать диалог и помогают правильно проживать повседневные жизненные ситуациях вне стен дошкольного учреждения.

Одной из важнейших целей учителя-логопеда при работе с детьми с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста является развитие позитивной социализации, а также приобщение к социокультурным нормам. Достижению данной цели способствует решение ряда задач. Важно создать в группе, а также на индивидуальных и групповых занятиях условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Так же необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию действий. Формировать у детей уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, в том числе при совместной деятельности со сверстниками.

Одним из ведущих направлений логопедической коррекции является формирование следующих коммуникативных умений и навыков:

 начинать, поддерживать и завершать общение,

 привлекать внимание собеседника;

 ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понимать намерения, мотивы общения партнеров);

 употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

 согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров;

 помогать партнеру, просить помощи и самому принимать ее;

 решать конфликты социально-приемлемыми способами;

 замечать и соответственно реагировать на эмоциональное состояние партнера;

 проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам;

сотрудничать;

 слушать и слышать, вступать в диалог;

 воспринимать и понимать (перерабатывать информацию);

 говорить самому или использовать альтернативную коммуникацию;

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

участвовать в коллективном обсуждении;

 развивать умение выражать свои чувства, в том числе и с помощью речи;

 уметь пользоваться речевым этикетом: обращаться, знакомиться, приветствовать, приглашать, соглашаться и отказывать, извиняться, жаловаться, сочувствовать, поздравлять, благодарить и т.п.

Каждый ребенок должен иметь доступный индивидуальный способ общения- быть понят, принят и услышан. Но, так как дети с РАС могут не овладеть экспрессивной речью, в системе обучения таких детей учителю-логопеду необходимо владеть методиками развития альтернативных способов коммуникации. Специалист должен предложить систему альтернативной дополнительной коммуникации (далее - АДК), которая соответствует возможностям ребенка, максимально удобным и быстрым способом решает коммуникативные задачи, способствует развитию жизненных, коммуникативных и языковых компетенций. Это может быть система жестов, система символов, глобальное чтение, высокотехнологичные голос-генерирующие устройства («Go talk») или система коммуникации при помощи карточек PECS. Своевременное обеспечение детей средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить их уровень социализации, улучшить качество жизни и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью. Используя систему АДК не нужно прекращать работу над развитием и совершенствованием навыков экспрессивной речи.

Формирование полноценного логопедического воздействия обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить его эффективность. Так, например, взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей с РАС. Работа с родителями включает в себя проведение семинаров и мастер-классов по обучению альтернативным способам коммуникации для использования не только в стенах детского учреждения, но и в обычной, повседневной жизни ребенка и это безусловно дает положительный результат.

Развитие навыков коммуникации и речи у детей с РАС является сложной задачей, но раннее и целенаправленное вмешательство является ключом к успешному развитию ребёнка в этой сфере. А современные методики и индивидуальный подход помогут сделать этот процесс значительно более эффективным и максимально компенсировать нарушения речевых навыков, сформировать у детей уверенность в своих возможностях, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Список литературы:

  1. Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 - 80 с.
  2. Довбня С., Морозова Т.,Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью -Москва: Альпина ПРО, 2022 -202 с.
  3. Макдонольд Р, Лангер С. Различаем и сопоставляем Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе ПАП- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018 – 248 с.
  4. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 70 с.
  5. Никольская О.С., Розенблюм С.А. Дети с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие, ФГОС ОВЗ – Москва Просвещение, 2023. – 48 с.
  6. Cандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2019. — 80 с. — (Серия «Начинаем говорить»).  
  7. Фрост Л., Бонди Э. Система  альтернативной комуникации с помощью карточек PECS руководство для педагогов , Москва Теревинф 2011
  8. Хаустов А.В.  Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП. ISBN 978-5-904877-01-9, 2010.  – 87 с.
  9. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца» - «Издательство «Эксмо», 2020. – 149 с.
  10. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.- 449 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями на современном этапе.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац...

Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»  Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...

Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

Статья "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."

"Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."...

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи...

Роль логопеда в системе обучения и воспитания деией с РАС

какую роль играю методы работы логопеда с детьми с РАС...