Роль логопеда в системе обучения и воспитания деией с РАС
консультация

какую роль играю методы работы логопеда с детьми с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль логопеда в системе обучения и воспитания детей с РАС

Вопросы формирования речевых навыков и навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время изучаются и остаются важным предметом исследования, так как одним из ключевых проявлений РАС у ребенка является нарушение речевого развития. Нарушения речи у таких детей вариативны и характеризуются специфическими особенностями развития. Также страдает коммуникативная функция речи, когда ребенок не пользуется речью как инструментом общественного взаимодействия. Главная проблема заключается в малой потребности в общении, трудностях восприятия информации и понимания си- туации, в отсутствии живого интереса к окружающему миру и невозможности поль- зоваться речью. Испытывая речевые затруднения, дети пытаются привлечь к себе внимание окружающих путем различных нежелательных форм поведения, агрессии или самоагрессии, что существенно осложняет жизнь ребенка и его родителей. Од- нако правильный подход и специализированные методики могут значительно облег- чить процесс развития речи и коммуникации у детей с РАС, что в свою очередь су- щественно снизит уровень тревожности и агрессии, а также будет способствовать успешной социализации и развитию ребенка.

Коррекцию речевых нарушений у детей с расстройством аутистического спек- тра следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов.

Специалистом, занимающимся коррекцией речи ребенка с РАС, является учи- тель-логопед

Роль логопеда заключается не только в том, чтобы научить ребенка с РАС гово- рить, а научить такого ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Задача пе- дагога – дать понять ребенку, что общаться – это интересно и увлекательно, что об- щение будет способствовать удовлетворению его потребностей, возможности по- просить помощи, выразить свое эмоциональное состояние социально-приемлемым и понятным окружающим способом. Для овладения речью ребенком с РАС, для уве- личения интереса к окружающему миру и людям необходимым условием является формирование коммуникативной активности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть кропотливой и проводиться в системе. Ее нужно включать во все виды индивидуальной и группо- вой деятельности: игру, обучение, режимные моменты. Формирование коммуника- тивных умений является средством, позволяющим добиться успехов в развитии ре- бенка, потому что обучение происходит непрерывно.

Так как нарушения у данной группы детей очень специфичны и вариативны, учителю-логопеду необходимо по результатам диагностики выстроить план работы и составить индивидуальную образовательную программу на каждого ребенка. Кор- рекционно-развивающая работа включает в себя различные методы и подходы и за- висит от уровня интеллектуального, речевого и социального развития ребенка. Для работы с данной категорией детей разработаны специальные учебно-методические комплекты. Ребенок с РАС нуждается в наглядности, помогающей мыслительным операциям. Несмотря на наличие вспомогательных средств, работа логопеда с детьми с РАС требует гибкости и умения быстро перестроиться под индивидуальные особенности ребенка.

Необходимо создать на занятиях и в группе такую окружающую атмосферу, в которой постоянно поддерживается речевая среда, поощряются любые попытки уместной речевой коммуникации ребенка, создается как можно больше возможно- стей для взаимодействия со сверстниками, путем вовлечения детей в подвижные, сю- жетно-ролевые игры, настольные дидактические игры, инсценирование сказок и т.д. Групповые занятия, включающие ролевые игры, помогают детям устанавливать кон- такт с другими детьми и осваивать навыки общения. Это могут быть игры в магазин, врача, парикмахера, при этом реализуются не только учебные, но и воспитательные, и социально-коммуникативные задачи. Дети, играя, испытывают удовольствие, ощу- щение защищенности и доброго отношения. Одобрение и поддержка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи. Так как для детей с РАС большое значение имеет эмоциональный компонент, следует таким образом органи- зовать занятие, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Благодаря тому, что интересы детей обусловлены занимательностью, их привлекают занятия с игровыми и сенсорными моментами, с преобладанием эмоционального материала. Такие формы работы способствуют возникновению мотивации к общению и взаимодей-ствию как со сверстниками, так и со взрослыми, развивают способность поддержи- вать диалог и помогают правильно проживать повседневные жизненные ситуациях вне стен дошкольного учреждения.

Одной из важнейших целей учителя-логопеда при работе с детьми с расстрой- ством аутистического спектра дошкольного возраста является развитие позитивной социализации, а также приобщение к социокультурным нормам. Достижению дан- ной цели способствует решение ряда задач. Важно создать в группе, а также на ин- дивидуальных и групповых занятиях условия для усвоения детьми норм и ценно- стей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Также необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзыв- чивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию действий. Формировать у детей уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, в том числе при совместной деятельности со сверстниками.

Каждый ребенок должен иметь доступный индивидуальный способ общения – быть понят, принят и услышан. Но, так как дети с РАС могут не овладеть экспрес- сивной речью, в системе обучения таких детей учителю-логопеду необходимо вла- деть методиками развития альтернативных способов коммуникации. Специалист должен предложить систему альтернативной дополнительной коммуникации, которая соответствует возможностям ребенка, максимально удобным и быстрым способом решает коммуникативные задачи, способствует развитию жизненных, коммуникативных и языковых компетенций. Это может быть система жестов, система символов, глобальное чтение, высокотехнологичные голос-генериру- ющие устройства («Go talk») или система коммуникации при помощи карточек PECS. Своевременное обеспечение детей средствами альтернативной коммуника- ции может существенно повысить их уровень социализации, улучшить качество жизни и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью. Используя систему АДК, не нужно прекращать работу над развитием и совершенствованием навыков экспрессивной речи.

Формирование полноценного логопедического воздействия обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить его эффективность. Так, например, взаимодействие с роди- телями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровож- дения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных пси- холого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и соци- ализации детей с РАС. Работа с родителями включает в себя проведение семинаров и мастер-классов по обучению альтернативным способам коммуникации для ис- пользования не только в стенах детского учреждения, но и в обычной, повседневной жизни ребенка, и это безусловно дает положительный результат.

Развитие навыков коммуникации и речи у детей с РАС является сложной зада- чей, но раннее и целенаправленное вмешательство является ключом к успешному развитию ребёнка в этой сфере. А современные методики и индивидуальный подход помогут сделать этот процесс значительно более эффективным и максимально ком- пенсировать нарушения речевых навыков, сформировать у детей уверенность в своих возможностях, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями на современном этапе.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац...

Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»  Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...

Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

Статья "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."

"Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."...

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи...

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС

В статье раскрываются теоретические аспекты обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном учреждении, рассматривается роль логопеда в формировании речевых и коммуника...