Краткосрочный образовательный проект со старшими дошкольниками по ознакомлению со словом по теме: «Слова наоборот»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Краткосрочный (однодневный) проект направлен на расширение словарного запаса старших дошкольников и обучение их грамотной литературной речи через знакомство со словами-антонимами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный образовательный проект со старшими дошкольниками по ознакомлению со словом по теме: «Слова наоборот»
Актуальность проекта: в последние годы с сожалением приходится констатировать, что все больше детей имеют диагноз «общее недоразвитие речи». Кроме того, все отчетливее наблюдается проблема, когда дети, даже имея соответствующее своему возрасту речевое развитие, испытывают серьезные трудности при формулировании своих мыслей, общении со сверстниками и взрослыми. Речь многих современных детей скудна и однообразна, изобилует словами-паразитами; при формулировании своих мыслей дети часто делают длительные паузы, стараясь подобрать нужное слово.
При этом грамотная, богатая речь – это один из важнейших показатель образованности и культуры человека, вне зависимости от того, сколько ему лет. В связи с этим очень важно с раннего детства обогащать словарный запас детей, помогая им формировать навыки изъясняться грамотным литературным языком, используя все его богатство и разнообразие. И здесь большую помощь оказывает педагогам знакомство детей со словами-синонимами, словами-омонимами и словами-антонимами.
В рамках разрабатываемого проекта акцент сделан на слова-антонимы. Во-первых, как показывает наблюдение, эти слова вызывают у ребят наибольшую сложность; во-вторых, знакомство со словами-антонимами основано на игровом элементе противопоставления и путаницы, что, как показывает практика, всегда вызывает у детей веселье.
Исходя из выделенной актуальности разработан образовательный проект по теме «Слова наоборот» или «Новый год в июле». Цель данного проекта – расширение словарного запаса детей и обучение их грамотной литературной речи через знакомство со словами-антонимами.
Задачи.
1. Формирование у детей четких лексических значений слов противоположных по значению.
3. Развитие навыка правильного, осмысленного употребления антонимов в самостоятельной связной речи.
4. Создание системы работы по усвоению слов-антонимов через ситуацию игры.
Срок реализации проекта: один день.
Планируемые результаты: дети знакомы со словами-антонимами и владеют навыками их использования в свой повседневной речи.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель.
Тип проекта: групповой, информационный практикоориентированный.
Материалы и оборудование: костюмы Деда Мороза, Зимней Стужи, Бабы Жары, Летнего зноя, подбор дидактических картинок по теме «антонимы».
Этапы.
Подготовительный: разработка идеи и содержания образовательного проекта, написание сценария, подбор заданий, подбор и подготовка необходимых материалов.
Основной: непосредственное осуществление занятия.
Заключительный: определение, насколько были достигнуты планируемые результаты, чего удалось и не удалось достигнуть в ходе реализации проекта, какие элементы требуют доработки.
На данном этапе также анализируется обратная связь: определяется, насколько самим детям было интересно данное занятие.
Идея проекта заключается в организации занятия-путаницы, по сценарию которого к детям приходит Дед Мороз вместе с Зимней Стужей, которым надоело сидеть у себя дома, и они решили на полгода раньше устроить новый год. Для того, чтобы ребятам все вернуть на свои места, им нужно найти Бабу Жару и Летний Зной.
Найти этих героев можно, выполнив несколько заданий.
Первое задание: Дед Мороз называет слова, связанные с зимой, а ребята – слова, связанные с летом.
Например, Дед Мороз говорит холод, дети – жара, Дед Мороз говорит лед, дети – пар, Дед Мороз говорит снегопад, дети говорят – дождь, Дед Мороз говорит коньки, дети говорят – ролики и т.д.
Второе задание: переодеть героя. На доске перед ребятами изображение мальчика, одетого в зимнюю одежду: шапку-ушанку, шубку, валенки, ватные штаны, свитер. Ребятам нужно заменить каждую деталь его зимней одежды на летнюю, при этом проговаривая, что на что они меняют, например, шапку-ушанку на панамку, валенки – на сандалики, ватные штаны – на шорты и т.д. Важно, чтобы каждый ребенок четко проговаривал, что на что он меняет.
Третье задание: подобрать пары антонимов из имеющихся серий картинок (так или иначе связанных с летом и зимой, а также зимними и летними праздниками).
Четвертое задание: динамическая игра «Наоборот». Дед Мороз говорит детям действия и показывает их. Задача ребят: выполнять противоположное действие.
Опустите руки вниз.
Поднимите руки вверх. }2 р.
Голову поднимите.
Голову опустите. }2 р.
Поворот туловища вправо. влево. }2 р.
Привстаньте.
Присядьте.
Опустите правую (левую) руку.
Отпустите левую (правую) ногу.
Пятое задание: Дед Мороз рассказывает детям рассказ, в котором они должны последнее слово в каждом предложении заменить на противоположное.
Пример рассказа:
Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (легко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не опоздали).
В итоге дети с успехом справляются со всеми заданиями, встречают Бабу Жару и Летний Зной, которые помогают им убедить Деда Мороза и Зимнюю Стужу прийти через полгода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Проект для старших дошкольников по ознакомлению со старинными обрядами народов Поволжья «Веков связующая нить…» (билингвальный, с участием родителей и ветеранов труда ДОО)
Формирование (и актуализация) гражданской самоидентификации детей (и их родителей) путем приобщения воспитанников дошкольной образовательной организации и их родителей к нравственным правилам че...

Проект для старших дошкольников по ознакомлению со старинными обрядами народов Поволжья «Веков связующая нить…» (билингвальный, с участием родителей и ветеранов труда ДОО)
Формирование (и актуализация) гражданской самоидентификации детей (и их родителей) путем приобщения воспитанников дошкольной образовательной организации и их родителей к нравственным правилам че...

Краткосрочный исследовательский проект для старших дошкольников О чём поспорили Пепси-Кола и Вода
Краткосрочный исследовательский проект для старших дошкольников О чём поспорили Пепси-Кола и Вода ....

Краткосрочный образовательный проект в старшей группе №1 «Музей в чемодане», посвященный 80-летию Дня Победы.
Цель: воспитание чувства гордости и уважения к подвигам советского народа в годы Великой Отечественной войны.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с праздником День Победы;Сформировать предста...
