Картотека дыхательной гимнастики для детей 2-3 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Студёновский детский сад
Картотека дыхательной гимнастики
для детей 2-3 лет
Составила: Воспитатель Бауэр Е.А.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щѐчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаѐте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещѐ попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолѐтик - самолѐт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полѐт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаѐт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребѐнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадѐт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-
«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчѐлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе
произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мѐда принесу (встаѐт и, разведя руки в стороны,
делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребѐнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребѐнок встряхнѐт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Упражнение 10. ЧАСИКИ.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Упражнение 11. ТРУБАЧ.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Упражнение 12. ПЕТУХ.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Упражнение 13. КАША КИПИТ.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Упражнение 14. ПАРОВОЗИК.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Упражнение 15. НА ТУРНИКЕ.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками
перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».
Повторить 3–4 раза.
Упражнение 16. ШАГОМ МАРШ!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага -вдох, на 6-8 шагов-выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
Повторять 1.5м
Упражнение 17. ЛЕТЯТ МЯЧИ.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Упражнение 18. НАСОС.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с- с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 19. РЕГУЛИРОВЩИК.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного
выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Упражнение 20. ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох.
Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Упражнение 21. ЛЫЖНИК.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м- м-м-м».
Упражнение 22. МАЯТНИК.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х- х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Упражнение 23. ГУСИ ЛЕТЯТ.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Упражнение 24. БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ.
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько
секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
Упражнение 25. АИСТ.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с
ребенком шесть-семь раз.
Упражнение 26. ДРОВОСЕК.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить"
пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть- восемь раз.
Упражнение 27. МЕЛЬНИЦА.
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
Упражнение 28. КОНЬКОБЕЖЕЦ.
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Упражнение 29. СЕРДИТЫЙ ЕЖИК.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" -
звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Упражнение 30. ЛЯГУШОНОК.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.
Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Упражнение 31. В ЛЕСУ.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Упражнение 32. ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА.
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
Упражнение 33. ВЕЛИКАН И КАРЛИК.
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе
опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
Комплекс дыхательных упражнений игрового характера
Ходьба.
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены
назад, грудная клетка развѐрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой.
Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку И свели лопатки.
Мы походим на носках, Мы идѐм на пятках,
Мы идѐм, как все ребята,
И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).
«Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой).
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону: Расправил крылья самолѐт, Приготовились в полѐт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
- «Насос». Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться
поочерѐдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто – Покачай насос ты. Направо, налѐг… Руками скользя, Назад и вперѐд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой).
«Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у
медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошѐл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошѐл домой
Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой).
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублѐнный
выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо
Пекло дневной порой. Подуем на живот,
Как трубка станет рот. Ну, а теперь на облака И остановимся пока.
Потом повторим всѐ опять:
Раз, два и три, четыре, пять
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перѐд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу- зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идѐт косить жнивьѐ:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идѐм со мной косить вдвоѐм:
Замах направо, а потом Налево мы махнѐм.
И так мы справимся с жнивьѐм.
Зу-зу, зу-зу вдвоѐм (Е. Антоновой-Чалой).
«Цветы».
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперѐд и назад. От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете (Е. Антоновой-Чалой).
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют еѐ вперѐд, отводят назад, чередуя
вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
«Ёж».
Дети ложатся на спину (на ковѐр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при
чтении двустишия:
Вот свернулся ѐж в клубок, Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ѐжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ѐжик, становятся
«большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всѐ упражнение повторить 4-6 раз.
«Трубач».
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося
«трубу» ко рту, дети произносят: Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
«Жук».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет
Дыхательна гимнастика укрепит иммунитет ребенка! Думаете, что это не так? В...

Картотека "Дыхательная гимнастика" для детей дошкольного возраста
В картотеку собраны дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на развитие физиологического дыхания; профилактические упражнения для верхних дыхательных путей, для восстановле...

Картотека дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
Сдесь представлен подбор комплексов дыхательной гимнастики по разным методикам в соответствии с возрастом ребенка....

Картотека "Дыхательная гимнастика" для детей раннего возраста
Картотека предназначена для занятий дыхательной гимнастикой с детьми раннего возраста....
Картотека дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет
Картотека дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет...


