Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кравченко Татьяна Валерьевна

Технологическая карта занятия

 

Образовательная(ые) область(и): речевое развитие

Тема занятия: пересказываем рассказ К.Д. Ушинского «Ласточка»

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: Составление пересказа по произведению К.Д. Ушинского «Ласточка» с опорой на схему, после прослушивания текста произведения и участия в беседе.

Задачи занятия:

- обучающие: прослушать текст рассказа и ответить на вопросы по содержанию, узнать значение незнакомых слов, воспроизводить слова героев рассказа в ходе пересказа, составить план рассказа по схеме

- воспитательные: при слушании рассказа не отвлекаться самому и не отвлекать других детей, высказывать свое мнение о смысле рассказа.

- развивающие: отгадать загаданную загадку воспитателем ,запомнить слова автора, , рассматреть обложку книги, прослушать аннотацию, дать оценку пересказам других детей

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Словарная работа: разорить, верста, диковинка

Планируемые результаты занятия: дети составляют пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»

Подготовительная работа: схема для пересказа

Материалы и оборудование: иллюстрация с изображением портрета автора, книга с рассказом К.Д. Ушинского «Ласточка»

 

Этапы, продол-

жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

 

2 мин

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Загадывает детям загадку, после отгадывания показывает книгу на обложке, которой   изображена ласточка

Говорит название рассказа, называет автора

Показывает портрет автора

Говорит о своем личном отношение к произведению.

Аннотирует литературное произведение

Словесный:

рассказ

Худ. слово

пояснение

Наглядный:

Показ книги, портрета

 

Дети отгадываю загадку

Рассматривают обложку и портрет автора, книги, слушают аннотацию

Дети отгадывают загадку.

Узнают название и краткое содержания рассказа, с которым будут знакомится

2.

Основной этап

 

 

 

 

 

 

2.1.

Этап постановки проблемы

 

3 мин

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Предлагает детям сесть на стулья.

Напоминает о необходимости поддерживать правильную осанку.

Предлагает детям предположить, о чем, говорится в рассказе?

Задает вопрос: можно ли по иллюстрации на обложке предположить, о чем будет рассказ?

Дает установку на прослушивание текста, на правильное положение тела при сидении на стуле

 

Словесный:

(вопросы, целевая установка, напоминание)

Практический:

Выдвижение гипотез

 

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение.

Получают установку на предстоящую деятельность

 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

3 мин

 

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Поясняет детям значение незнакомых слов, читает рассказ

Словесный:

Чтение

Пояснение

указание

 

Узнают значение незнакомых слов. Слушают текст.

Дети знакомятся с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»

2.3.

Этап практического решения проблемы

 

4 мин

Овладение действиями, способами решения проблемы

Проводит беседу по содержанию произведения.

(Конспект беседы см. в Приложении)

Словесные:

беседа

вопросы.

выборочное чтение

обсуждение

Дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Дети с воспитателем обсуждают содержание и основную идею рассказа.

2.4

Динамическая пауза

1 мин

Снятие мышечного напряжения после статической деятельности

Предлагаем детям выполнить двигательные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Словесный:

Худ слово.

Игровой:

 

Выполняют двигательные упражнения

Дети снимают мышечное напряжение после статической деятельности

2.5

Этап повторного чтения

 

4 мин

Рассмотреть схему

Предлагает детям рассмотреть схему, отражающую последовательность событий.

 

Инструкция

Наглядный:

показ

Дети рассмотрели схему

Дети повторно прослушивают рассказ с опорой на схему для лучшего запоминания текста

 

Повторное чтение рассказа

Предлагает детям повторно прослушать текст рассказа, глядя на схему

Словесный:

чтение

 

Дети слушают текста рассказа, во время слушания смотрят на схему

2.6

Этап создания итогового продукта

7 мин

Пересказывание текста рассказа с опорой на схему

Предлагает детям по желанию пересказать рассказ по схеме.

Дает установку рассказывать по порядку про все события, глядя на схему.

Пересказывать выразительно: слушать пересказы детей внимательно, не перебивать рассказывающего.

Слушает пересказы детей.

Предлагает детям оценить пересказы других детей. Дает качественную оценку пересказам

Словесный:

пересказ

установка

рефлексивный анализ

Педагогическая оценка

Наглядный:

показ

 

Поочередно пересказывают рассказ.

Даёт оценку пересказам других детей

Дети пересказывают рассказ, с опорой на схему

3.

Заключительный этап

2 мин

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Проводит ситуативный разговор с детьми

 

 

Словесный:

разговор

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети высказывают личные впечатления о занятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

                                                                                  Конспект беседы

С детьми дошкольного возраста

Возрастная группа: старшая группа

Форма организации: сопровождающая

Тема беседы:«О чем мы узнали из рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»».

Цель беседы (для детей):озвучивание ответов на вопросы, заданные воспитателем по содержанию рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Планируемый результат: дети озвучивают ответы на вопросы, заданные воспитателем в ходе сопутствующей беседы по содержанию рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Материалы: книга с рассказом, иллюстрации к рассказу.

Название этапа

Вопросы по содержанию беседы

Начало

Микротема Рассказ КА. Д. Ушинского «Ласточка»

  1. Как называется рассказ, который я вам прочитала?
  2. Кто автор рассказа? (К.Д.Ушинский)
  3. Кто является главным героем рассказа? (Мальчик)

 

Основная часть

Микротема 2 Гнездо ласточки

  1. Чем занимались ласточки? (Строили гнездо)
  2. Из каких материалов ласточки сделали гнездо? (пух, глина, ил, перышки, стебелек мха) повторное чтение фрагмента
  3. Для чего ласточки свили гнездо?

 

Микротема3  Птенцы

  1. Почему одна ласточка все время оставалась в гнезде, а другая вылетала из него? (одна ласточка высиживает яйца, а вторая добывала корм для нее).
  2. Как ласточки ухаживали за своими птенцами?(…) Повторное чтение фрагмента
  3. Что могло бы случится с птенцами если бы родители за ними не ухаживали?

Заключительная часть

Микротема 4 Чему учит нас рассказ

  1. Для чего К.Д. Ушинский написал для нас этот рассказ?
  2. Кому вы расскажете этот рассказ и почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная(ые) область(и): речевое развитие

Тема занятия: пересказываем рассказ К.Д. Ушинского «Ласточка»

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: Составление пересказа по произведению К.Д. Ушинского «Ласточка» с опорой на схему, после прослушивания текста произведения и участия в беседе.

Задачи занятия:

- обучающие: прослушать текст рассказа и ответить на вопросы по содержанию, узнать значение незнакомых слов, воспроизводить слова героев рассказа в ходе пересказа, составить план рассказа по схеме

- воспитательные: при слушании рассказа не отвлекаться самому и не отвлекать других детей, высказывать свое мнение о смысле рассказа.

- развивающие: отгадать загаданную загадку воспитателем ,запомнить слова автора, , рассматреть обложку книги, прослушать аннотацию, дать оценку пересказам других детей

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Словарная работа: разорить, верста, диковинка

Планируемые результаты занятия: дети составляют пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»

Подготовительная работа: схема для пересказа

Материалы и оборудование: иллюстрация с изображением портрета автора, книга с рассказом К.Д. Ушинского «Ласточка»

Этапы, продол-

жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

2 мин

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Загадывает детям загадку, после отгадывания показывает книгу на обложке, которой   изображена ласточка

Говорит название рассказа, называет автора

Показывает портрет автора

Говорит о своем личном отношение к произведению.

Аннотирует литературное произведение

Словесный:

рассказ

Худ. слово

пояснение

Наглядный:

Показ книги, портрета

Дети отгадываю загадку

Рассматривают обложку и портрет автора, книги, слушают аннотацию

Дети отгадывают загадку.

Узнают название и краткое содержания рассказа, с которым будут знакомится

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

3 мин

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Предлагает детям сесть на стулья.

Напоминает о необходимости поддерживать правильную осанку.

Предлагает детям предположить, о чем, говорится в рассказе?

Задает вопрос: можно ли по иллюстрации на обложке предположить, о чем будет рассказ?

Дает установку на прослушивание текста, на правильное положение тела при сидении на стуле

Словесный:

(вопросы, целевая установка, напоминание)

Практический:

Выдвижение гипотез

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение.

Получают установку на предстоящую деятельность

2.2.

Этап ознакомления с материалом

3 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Поясняет детям значение незнакомых слов, читает рассказ

Словесный:

Чтение

Пояснение

указание

Узнают значение незнакомых слов. Слушают текст.

Дети знакомятся с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»

2.3.

Этап практического решения проблемы

4 мин

Овладение действиями, способами решения проблемы

Проводит беседу по содержанию произведения.

(Конспект беседы см. в Приложении)

Словесные:

беседа

вопросы.

выборочное чтение

обсуждение

Дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа.

Дети с воспитателем обсуждают содержание и основную идею рассказа.

2.4

Динамическая пауза

1 мин

Снятие мышечного напряжения после статической деятельности

Предлагаем детям выполнить двигательные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Словесный:

Худ слово.

Игровой:

Выполняют двигательные упражнения

Дети снимают мышечное напряжение после статической деятельности

2.5

Этап повторного чтения

4 мин

Рассмотреть схему

Предлагает детям рассмотреть схему, отражающую последовательность событий.

Инструкция

Наглядный:

показ

Дети рассмотрели схему

Дети повторно прослушивают рассказ с опорой на схему для лучшего запоминания текста

Повторное чтение рассказа

Предлагает детям повторно прослушать текст рассказа, глядя на схему

Словесный:

чтение

Дети слушают текста рассказа, во время слушания смотрят на схему

2.6

Этап создания итогового продукта

7 мин

Пересказывание текста рассказа с опорой на схему

Предлагает детям по желанию пересказать рассказ по схеме.

Дает установку рассказывать по порядку про все события, глядя на схему.

Пересказывать выразительно: слушать пересказы детей внимательно, не перебивать рассказывающего.

Слушает пересказы детей.

Предлагает детям оценить пересказы других детей. Дает качественную оценку пересказам

Словесный:

пересказ

установка

рефлексивный анализ

Педагогическая оценка

Наглядный:

показ

Поочередно пересказывают рассказ.

Даёт оценку пересказам других детей

Дети пересказывают рассказ, с опорой на схему

3.

Заключительный этап

2 мин

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Проводит ситуативный разговор с детьми

Словесный:

разговор

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети высказывают личные впечатления о занятии

Приложение 1.

                Конспект беседы

С детьми дошкольного возраста

Возрастная группа: старшая группа

Форма организации: сопровождающая

Тема беседы:«О чем мы узнали из рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка»».

Цель беседы (для детей):озвучивание ответов на вопросы, заданные воспитателем по содержанию рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Планируемый результат: дети озвучивают ответы на вопросы, заданные воспитателем в ходе сопутствующей беседы по содержанию рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Материалы: книга с рассказом, иллюстрации к рассказу.

Название этапа

Вопросы по содержанию беседы

Начало

Микротема Рассказ КА. Д. Ушинского «Ласточка»

  1. Как называется рассказ, который я вам прочитала?
  2. Кто автор рассказа? (К.Д.Ушинский)
  3. Кто является главным героем рассказа? (Мальчик)

Основная часть

Микротема 2 Гнездо ласточки

  1. Чем занимались ласточки? (Строили гнездо)
  2. Из каких материалов ласточки сделали гнездо? (пух, глина, ил, перышки, стебелек мха) повторное чтение фрагмента
  3. Для чего ласточки свили гнездо?

Микротема3  Птенцы

  1. Почему одна ласточка все время оставалась в гнезде, а другая вылетала из него? (одна ласточка высиживает яйца, а вторая добывала корм для нее).
  2. Как ласточки ухаживали за своими птенцами?(…) Повторное чтение фрагмента
  3. Что могло бы случится с птенцами если бы родители за ними не ухаживали?

Заключительная часть

Микротема 4 Чему учит нас рассказ

  1. Для чего К.Д. Ушинский написал для нас этот рассказ?
  2. Кому вы расскажете этот рассказ и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Составление рассказа по сюжетной картинке, «Львы Санкт-Петербурга»

Цель: Развитие интереса детей к изучению истории Санкт-Петербурга, его культурному наследию, узнать, почему в нашем городе «поселились львы»Задачи: . ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...