«Дизартрия - причина длительной автоматизации звуков у детей и пути решения этой проблемы».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Степанова Анастасия Сергеевна

Автоматизация правильного звукопроизношения даже при стертой дизартрии обычно занимает более продолжительное время, чем при дислалии. Во многих случаях оказывается необходимой также работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков и развитию фонематического анализа слов. Это объясняется тем, что как различение отдельных звуков, так и фонематический анализ слов включают в себя не только « слуховой », но и моторный компонент (более или менее выраженная степень проговаривания), который у детей с дизартрией страдает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Дизартрия - причина длительной автоматизации звуков у детей и пути решения этой проблемы».

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Коноваленко С. В. выделила несколько причин возникновения данной проблемы:

-недостаточное развитие артикуляционной моторики;

-недоразвитие фонематического восприятия;

-нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи;

-грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;

-отклонения в нервно-психической сфере;

-снижение уровня познавательной активности;

-отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации.

Я бы хотела подробнее остановиться на одной из причин - недостаточное развитие артикуляционного аппарата, которое проявляется в следствие дизартрии.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Автоматизация правильного звукопроизношения даже при стертой дизартрии обычно занимает более продолжительное время, чем при дислалии. Во многих случаях оказывается необходимой также работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков и развитию фонематического анализа слов. Это объясняется тем, что как различение отдельных звуков, так и фонематический анализ слов включают в себя не только « слуховой », но и моторный компонент (более или менее выраженная степень проговаривания), который у детей с дизартрией страдает. Ребенок с дизартрией недостаточно хорошо чувствует положение и движение своих артикуляторных органов, что затрудняет уточнение им звукового состава слова путем его громкого или «скрытого» проговаривания.

Эффективность преодоления нарушений звукопроизношения зависит в основном от его причинной обусловленности и от серьезности отношения как самого ребенка, так и его родителей, к логопедической работе. Функциональные моторная и сенсорная дислалии, как правило, поддаются полному и сравнительно быстрому преодолению, если не иметь в виду случаи преждевременного прекращения логопедических занятий, о которых уже говорилось выше. Практически полный результат достигается и при стертой дизартрии, а также при нерезко выраженной механической дислалии, не связанной с особо грубыми анатомическими дефектами в строении речевого аппарата. О большей трудности и более длительных сроках преодоления дизартрии по сравнению с дислалией уже говорилось.

Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводит постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьба: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходит за ручку и наконец самостоятельная ходьба.

Первое, что необходимо делать ежедневно – это массаж мышц лица. Необходимо слегка поглаживать, затем пощипывать мышцы щек, губ, нижней челюсти. Так же необходимо производить сближение пальцами губ в горизонтальном и вертикальном направлении. Массажировать можно и мягкое небо, но не более 2-х минут. Для этого его поглаживают подушечками указательного и среднего пальца в направлении спереди назад. Очень хороший эффект достигается при самостоятельных занятиях ребенка перед зеркалом, когда он видит, как расположены его губы и язык и старается самостоятельно придать им форму, которую видел ранее при разговоре с взрослыми.

У детей с диагнозом дизартрия процесс автоматизации поставленных звуков очень длителен во времени. Поставленный звук также проходит все этапы автоматизации как при дислалии только у детей с дизартрией часто наблюдается распад сложившихся умений. Например, ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Ребенок приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Поэтому на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков на ранних этапах (до этапа автоматизации звука в свободной речи) следует поводить упражнения по проговариванию звука в слогах, словах, чистоговорках на каждом занятии. Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные логопедические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.

При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.

Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

Доклад на тему "Свободная игра в вальдорфской педагогике. Проблема современных детей и пути решения"

Доклад на тему "Свободная игра в вальдорфской педагогике. Проблема современных детей и пути решения"...