Конспект логопедического занятия по теме "Осень. Признаки осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по лексической теме «Осень. Признаки осени» поможет решить образовательные задачи, систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, активизировать глагольный словарь по данной теме; учить составлять предложения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лексической теме «Осень. Признаки осени».
Коррекционно-образовательная задача:
• систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
• активизировать глагольный словарь по данной теме;
• продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• продолжать учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
• продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательная задача:
• воспитывать положительное отношение к временю года «Осень», показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по-своему;
• контроль за собственной речью и речью других ребят.
Оборудование: презентация (картинки осень, кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.
Дети должны знать:
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед : Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
Логопед : Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень).
Для начала ребята мы с вами сделаем зарядку для язычка:
Артикуляционная гимнастика
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Логопед : Молодцы, ребята.
Игра «Осенняя копилка».
Логопед : - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Логопед : - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?
• Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
• Дует злой северный ветер.
• Часто идет холодный дождь.
• Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
• Листья покрывают землю разноцветным ковром.
• Птицы улетают в теплые края.
• Люди собирают урожай.
• В лесу появились грибы и ягоды.
А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?
Логопед : Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.
Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата:
Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Осенние листочки висят, осипше. кисточки с нами говорят: «А-о-у-и».
Развитие физиологического дыхания
Статическое упражнение.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
У детей на столах лежат картинки «Осень», дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.
Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Логопед : Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.
Игра «В гостях у Гном-гномыча».
Цель: учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.
Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.
Логопед : Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.
Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки-золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
Логопед : Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Один-много»
Цель: учимся называть слова во множественном числе.
Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.
Логопед : Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
Логопед : А сейчас, я проверю на сколько вы знаете осенние листочки. (плакат с листьями, которые мы насобирали).
Игра «Назови лист»
Логопед : - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.
Пересказ рассказа по картинкам.
«Осень»
Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.
Релаксационная минутка.
Логопед : - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.
«Осенью» (А. Плещеева)
Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах,
Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.
Итог занятия. Логопед: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени
Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....
Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".
Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...

Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».Коррекционно-образовательные цели:-Обобщение и систематизация пред...

Конспект логопедического занятия средняя группа. Тема «Осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико- грамматических средств языка)
Конспект логопедического занятиясредняя группа.Тема «Осень»(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)...

Конспект логопедического занятия теме: «Признаки осени. Прогулка по осеннему лесу»
Конспект занятия поможет педагогу учесть все нюансы и условия реализации занятия, провести его полноценно, не забыть и не пропустить важных деталей и аспектов деятельности....
