Консультация на тему: "Применение метода мозжечковой стимуляции в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация по развитию речи
Консультация на тему: "Применение метода мозжечковой стимуляции в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.
Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь , а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.
Симптомы мозжечковой недостаточности:
- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;
- ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
- ребенок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;
- у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции:
1. Проблемы с речью:
- непроговаривание слов, перестановка слогов;
- логоневроз (обычное заикание);
- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма;
- нарушения аутистического спектра.
2. Особенности моторики:
- угловатые, неплавные движения;
- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
3. Психоэмоциональные особенности:
- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.
Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий: с психологами, логопедами, дефектологами.
Организация работы по стимуляции мозжечка:
Занятия проводятся с детьми в возрасте 3 лет и старше.
Для упражнений применяют специальные приспособления - балансиры, использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия и выполнения несложных задач.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции, является балансировочная доска Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: сенсорные мешочки, мяч-маятник, цветная рейка, мишень обратной связи, стойка с мишенями, набор мячей разного размера.
В основе коррекционной работы лежит система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.
Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил:
1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наиболее подходящее ребенку время;
2) не проводить занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
- голоден (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
- во время болезни;
- в состоянии раздражения или усталости.
Все упражнения на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности:
1. Освоение балансировочной доски.
2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.
3. Комплекс упражнений с мячом - маятником.
4. Комплекс упражнений с мячами разного размера.
5. Комплекс упражнений с цветной рейкой.
5. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи.
6. Комплекс упражнений со стойкой с мишенями.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию видеоролики занятий с оборудованием балансировочного комплекса (просмотр презентации).
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:
- прыжки на батуте, фитнес мячах;
- катание на качалках;
- вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);
- удержание равновесия на балансировочных подушках;
- удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;
- прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.
Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционно-речевой работе с детьми помогает развивать фонетический слух, активный словарь, связную речь, автоматизировать поставленные звуки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию Тема: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы...
Выступление на педсовете по теме: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходимо восп...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

«Су-джок терапия как метод в здоровьесбережении и речевом развитии детей дошкольного возраста»
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и психических процессов, соматически ослабленных.Грубой патологии нет, но проблемы подчас практически неразрешимы. Традиционн...

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Нарушение речи- отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....
Консультация для педагогов «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Речевые нарушения у детей оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики и влекут за собой нарушение письма и чтения. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с огранич...
Метод "Сторисек" - как способ речевого развития детей дошкольного возраста.
В данном буклете представлено описание создания инновационного метода "Сторисек", как способ приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе....
