Консультация на тему: "Применение метода мозжечковой стимуляции в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация по развитию речи

Сокова Алла Сергеевна

Консультация на тему: "Применение метода мозжечковой стимуляции в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены  речь , а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

- ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

- у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции:

1. Проблемы с речью:

- непроговаривание слов, перестановка слогов;

- логоневроз (обычное заикание);

- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма;

-  нарушения аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

- угловатые, неплавные движения;

- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие  способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.

Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий: с психологами, логопедами, дефектологами.

Организация работы по стимуляции мозжечка:

Занятия проводятся с детьми в возрасте  3 лет и старше.

Для упражнений применяют  специальные приспособления -  балансиры,  использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания  равновесия и выполнения несложных задач.

Одним из эффективных  и доступных средств стимуляции, является балансировочная доска Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное  оборудование: сенсорные мешочки, мяч-маятник, цветная рейка, мишень обратной связи, стойка с мишенями, набор мячей разного размера.

В  основе коррекционной работы  лежит система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется  индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.

Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил:

1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наиболее подходящее ребенку время;

2) не проводить занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:

-  голоден (лучше организовать занятия через  1-1,5после  еды);

-  во время болезни;

-  в состоянии раздражения или усталости.

Все упражнения на доске Бильгоу выполняются в следующей  последовательности:

1. Освоение балансировочной доски.

2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.

3. Комплекс упражнений с мячом - маятником.

4. Комплекс упражнений с мячами разного размера.

5. Комплекс упражнений с цветной рейкой.

5. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи.

6. Комплекс упражнений со стойкой с мишенями.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию видеоролики занятий с оборудованием балансировочного комплекса (просмотр презентации).

 Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:

- прыжки на батуте, фитнес мячах;

- катание на качалках;

- вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);

- удержание равновесия на балансировочных подушках;

- удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;

- прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);

- прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);

- прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционно-речевой работе с детьми помогает развивать фонетический слух, активный словарь, связную речь, автоматизировать поставленные звуки.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходимо восп...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

«Су-джок терапия как метод в здоровьесбережении и речевом развитии детей дошкольного возраста»

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и психических процессов, соматически ослабленных.Грубой патологии нет, но проблемы подчас практически неразрешимы. Традиционн...

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....

Консультация для педагогов «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Речевые нарушения у детей оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики и влекут за собой нарушение письма и чтения. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с огранич...

Метод "Сторисек" - как способ речевого развития детей дошкольного возраста.

В данном буклете представлено описание создания инновационного метода "Сторисек", как способ приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе....