"Использование краеведческого материала в работе педагога с детьми, имеющими речевые нарушения"
консультация по развитию речи

Тарасенкова Юлия Владимировна

Развитие речи — одна из приоритетных задач в дошкольном образовании, особенно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование краеведческого материала позволяет сделать коррекционно-речевую работу более наглядной, эмоционально насыщенной и значимой для ребенка. Родной край, знакомая природа, традиции, культура — всё это вызывает живой интерес у дошкольников и становится мощным стимулом для речевого взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: "Использование краеведческого материала в работе педагога с детьми, имеющими речевые нарушения"

Актуальность темы

Развитие речи — одна из приоритетных задач в дошкольном образовании, особенно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование краеведческого материала позволяет сделать коррекционно-речевую работу более наглядной, эмоционально насыщенной и значимой для ребенка. Родной край, знакомая природа, традиции, культура — всё это вызывает живой интерес у дошкольников и становится мощным стимулом для речевого взаимодействия.

Цели использования краеведческого материала:

        •        Обогащение и активизация словаря;

        •        Формирование связной, грамматически правильной речи;

        •        Развитие фонематического слуха и звукопроизношения;

        •        Развитие познавательной мотивации и эмоционально-ценностного отношения к родному краю;

        •        Формирование коммуникативных умений и интереса к речевому общению.

Методы и приёмы включения краеведческого материала в речевую работу

1. Наблюдения и экскурсии по родному краю

        •        Посещение парков, музеев, памятников, знаковых мест населённого пункта.

        •        После экскурсии — обсуждение, рассказывание, составление описательных рассказов, диалогов.

        •        Использование фотографий и видеоматериалов, созданных самими детьми.

2. Работа с фольклором и местными традициями

        •        Знакомство с народными сказками, песнями, пословицами, загадками родного региона.

        •        Инсценировки, драматизации, пересказы — как форма развития связной речи.

        •        Использование диалектных слов (с объяснением) для расширения кругозора и лексического запаса.

3. Изобразительная деятельность как опора для речи

        •        Создание коллективных и индивидуальных рисунков на тему природы, достопримечательностей родного края.

        •        Рассказ по рисунку, составление описаний, упражнение в построении фраз и предложений.

4. Проектная деятельность

        •        Темы проектов: «Улицы нашего города», «Река рядом со мной», «Мастера родного края», «Птицы нашей местности» и др.

        •        Создание мини-альбомов, книжек-самоделок, презентаций с речевыми заданиями.

        •        Совместное обсуждение проекта, презентация результатов.

5. Игровые формы

        •        Лото, настольные игры, тематические викторины с использованием краеведческого материала.

        •        Дидактические игры на развитие фонематического слуха, грамматического строя, связной речи.

Примеры речевых заданий на краеведческой основе:

        •        Составление описательного рассказа по фотографии (например, памятника или природного объекта).

        •        Ответы на вопросы по содержанию легенды или сказания о родном крае.

        •        Пересказ сказки в лицах.

        •        Игра «Назови ласково» с местными названиями (река — речка, лес — лесочек и т.д.).

        •        Составление рассказа по плану: "Кто? Где? Что делает?".

Особенности работы с детьми с речевыми нарушениями

        1.        Индивидуализация подхода — подбор краеведческого материала с учётом речевого диагноза (ОНР, ФФН, ЗРР и др.).

        2.        Опора на наглядность — использование реальных предметов, фотографий, видеоматериалов.

        3.        Повторяемость и системность — регулярное включение краеведческих тем в образовательный процесс.

        4.        Коррекционная направленность — задания должны быть направлены не только на расширение кругозора, но и на коррекцию речевых нарушений (звукопроизношение, грамматический строй, связная речь и т.п.).

        5.        Интеграция с другими образовательными областями — «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Заключение

Краеведческий материал — мощный ресурс в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Он способствует не только речевому развитию, но и формированию у дошкольников любви к родному краю, уважения к культуре, природе и традициям своего народа. Эмоциональная вовлечённость, практическая значимость и личностная направленность делают такой материал особенно эффективным в развитии речи дошкольников.

Рекомендации педагогам:

        •        Используйте доступный и эмоционально значимый краеведческий материал;

        •        Привлекайте родителей к участию в сборе информации и участии в проектах;

        •        Формируйте у детей чувство сопричастности к жизни своего края через речь, творчество и исследовательскую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного...

Задачи работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения

Задачи,стоящие перед воспитателем. Коррекционная работа. Организация жизни и деятельности детей. Создание специальных условий....

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".

 об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....

Использование логоритмики в организации образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы....

Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает....