"Использование краеведческого материала в работе педагога с детьми, имеющими речевые нарушения"
консультация по развитию речи
Развитие речи — одна из приоритетных задач в дошкольном образовании, особенно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование краеведческого материала позволяет сделать коррекционно-речевую работу более наглядной, эмоционально насыщенной и значимой для ребенка. Родной край, знакомая природа, традиции, культура — всё это вызывает живой интерес у дошкольников и становится мощным стимулом для речевого взаимодействия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: "Использование краеведческого материала в работе педагога с детьми, имеющими речевые нарушения"
Актуальность темы
Развитие речи — одна из приоритетных задач в дошкольном образовании, особенно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование краеведческого материала позволяет сделать коррекционно-речевую работу более наглядной, эмоционально насыщенной и значимой для ребенка. Родной край, знакомая природа, традиции, культура — всё это вызывает живой интерес у дошкольников и становится мощным стимулом для речевого взаимодействия.
Цели использования краеведческого материала:
• Обогащение и активизация словаря;
• Формирование связной, грамматически правильной речи;
• Развитие фонематического слуха и звукопроизношения;
• Развитие познавательной мотивации и эмоционально-ценностного отношения к родному краю;
• Формирование коммуникативных умений и интереса к речевому общению.
Методы и приёмы включения краеведческого материала в речевую работу
1. Наблюдения и экскурсии по родному краю
• Посещение парков, музеев, памятников, знаковых мест населённого пункта.
• После экскурсии — обсуждение, рассказывание, составление описательных рассказов, диалогов.
• Использование фотографий и видеоматериалов, созданных самими детьми.
2. Работа с фольклором и местными традициями
• Знакомство с народными сказками, песнями, пословицами, загадками родного региона.
• Инсценировки, драматизации, пересказы — как форма развития связной речи.
• Использование диалектных слов (с объяснением) для расширения кругозора и лексического запаса.
3. Изобразительная деятельность как опора для речи
• Создание коллективных и индивидуальных рисунков на тему природы, достопримечательностей родного края.
• Рассказ по рисунку, составление описаний, упражнение в построении фраз и предложений.
4. Проектная деятельность
• Темы проектов: «Улицы нашего города», «Река рядом со мной», «Мастера родного края», «Птицы нашей местности» и др.
• Создание мини-альбомов, книжек-самоделок, презентаций с речевыми заданиями.
• Совместное обсуждение проекта, презентация результатов.
5. Игровые формы
• Лото, настольные игры, тематические викторины с использованием краеведческого материала.
• Дидактические игры на развитие фонематического слуха, грамматического строя, связной речи.
Примеры речевых заданий на краеведческой основе:
• Составление описательного рассказа по фотографии (например, памятника или природного объекта).
• Ответы на вопросы по содержанию легенды или сказания о родном крае.
• Пересказ сказки в лицах.
• Игра «Назови ласково» с местными названиями (река — речка, лес — лесочек и т.д.).
• Составление рассказа по плану: "Кто? Где? Что делает?".
Особенности работы с детьми с речевыми нарушениями
1. Индивидуализация подхода — подбор краеведческого материала с учётом речевого диагноза (ОНР, ФФН, ЗРР и др.).
2. Опора на наглядность — использование реальных предметов, фотографий, видеоматериалов.
3. Повторяемость и системность — регулярное включение краеведческих тем в образовательный процесс.
4. Коррекционная направленность — задания должны быть направлены не только на расширение кругозора, но и на коррекцию речевых нарушений (звукопроизношение, грамматический строй, связная речь и т.п.).
5. Интеграция с другими образовательными областями — «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Заключение
Краеведческий материал — мощный ресурс в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Он способствует не только речевому развитию, но и формированию у дошкольников любви к родному краю, уважения к культуре, природе и традициям своего народа. Эмоциональная вовлечённость, практическая значимость и личностная направленность делают такой материал особенно эффективным в развитии речи дошкольников.
Рекомендации педагогам:
• Используйте доступный и эмоционально значимый краеведческий материал;
• Привлекайте родителей к участию в сборе информации и участии в проектах;
• Формируйте у детей чувство сопричастности к жизни своего края через речь, творчество и исследовательскую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».
В нашем саду все педагоги применяют в своей работе нестандартное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно-спортивного...

Задачи работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения
Задачи,стоящие перед воспитателем. Коррекционная работа. Организация жизни и деятельности детей. Создание специальных условий....

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".
об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....
Использование логоритмики в организации образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы....

Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает....
