Использование логоритмики в организации образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.
методическая разработка по логопедии

У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Буратино» г. Тарко-Сале

              Тема: Использование логоритмики  в

            организации образовательного процесса с

            детьми, имеющими речевые нарушения.

                                                                                     Воспитатели:   Патрушева Т.В.,

                                                                                                               

1слайд

Использование логоритмики в организации образовательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения.

2 слайд    У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология. 

Наш опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы  используем различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания , мы  используем  такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОРИТМИКА.

3 слайд   Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Со слов Галины Анатольевы  Волковой  ( Профессор, кандидат педагогич. Наук)   Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.

4 слайд   Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного швейцарского композитора и педагога   Эмиля  Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия с использованием логоритмики.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим речевые нарушения, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.

5 слайд  В системе логоритмической работы с детьми,  имеющими речевые нарушения можно выделить два направления:

1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов  Сюда входит: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

                 6 слайд                       ЦЕЛЬ ЛОГОРИТМИКИ

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Поэтому цель логоритмики  - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

            7слайд   ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИКИ 

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, фонематического слуха, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

         8 слайд    Техники, упражнения и приёмы, используемые на  

                                   занятиях по логоритмике

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях . Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции . Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения — это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
  8. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
  10. Пальчиковые игры — проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  11. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  12.  Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  13.  Упражнения на развитие фонематического восприятия . Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

14. «Подвижные игры, хороводы  физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

15.игровой массаж» (самомассаж).  Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

 9 слайд            СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ходе проведения логоритмических занятий нами была составлена структура данных занятий, которая включает три части:

1.вводная

2. основная

3.заключительная  

Так, во вводную часть включаем легкие задания, в большинстве случаев в виде движения в разных направлениях, например «Марш-полька-хоровод», «Самолеты-бабочки», «Осенние листья», «Снежинки». Упражнения должны научить детей ходить по кругу, в одиночку и парами, умению соблюдать расстояние между идущими, а также строиться в шеренги, линейки, колонны и т. п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве и коллективе, без этого трудно научить дошкольников сохранять правильные дистанции в кругу, не сужать круг, не сходить вообще с линии круга, верно определять центр помещения, намечать диагональное направление из угла в противоположный угол. Данные задания можно предлагать детям как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Основная часть направлена на формирование дикции, выработку речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи). Данную часть занятия рекомендуем начинать с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

В заключительной части проводим музыкально-подвижные игры, игры с пением и словом. Именно через игру с пением и словом легче помочь ребенку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.

После восприятии музыки обязательно проводим беседу с детьми, в которой выясняется, что «видел» ребенок, воображал, переживал, чувствовал, предлагается описать воображаемую картинку, например, нарисовать её красками или карандашами.

Огромное влияние на психоэмоциональное состояние оказывает музыка, сопровождаемая шумом прибоя, криком чаек, пением птиц и т.д., а спокойный мягкий голос педагога помогает ребенку настроиться на нужную волну. Это своеобразные мини-релаксации. Они проводятся после двигательной активности или в конце занятия для снятия напряжения.

Таким образом, на логоритмических занятиях вырабатывается быстрая двигательная реакция, умение переключаться с одного задания на другое. В результате проведения данных занятий прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует не только снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья, но и способствует устранению речевых нарушений, формированию устно-речевой базы для овладения элементами письма и чтения в дошкольном периоде.

      10 слайд       ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Проводимые  логоритмические занятия базируются на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
  •  «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
  • Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

11 слайд по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  • Логоритмика для малышей М.Ю.Картушина «Сценарии занятий с детьми 5-6 лет» Москва 2006.
  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009.

12 слайд  по оздоровлению детей:

  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

13 слайд    

Я  считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим речевые нарушения . Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Поэтому логоритмические занятия я  рекомендую  всем детям с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

консультация для воспитателей логопедич. групп...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения...

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения

В презентации предлагается опыт работы использования ИКТ в  логопедической группе  МАДОУ....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...