Шипящие звуки
консультация по развитию речи

Мамедова Олеся Николаевна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele8.docx792.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Шипящие звуки»

        Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш – согласный (наличие преграды в ротовой полости), ротовой, глухой, по способу образования), переднеязычный (по месту образования), твёрдый. щелевой (является базовым для группы шипящих звуков (Ш. Ж, Ч, Щ). Если Ш произносится правильно, стоит добавить голос, получится звук Ж. Добавив подъём средней части спинки языка, получим Щ; смычку перед щелью – звук Ч. Поэтому нарушения этих звуков такие же, какие у звука Ш. Произношение в норме: губы округлены, «окошечком», зубы чуть приоткрыты, широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба (за верхними зубами), но не прижат, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

          Звук Ж – отличается от звука Ш только тем, что он звонкий, т.е. при произнесении голосовые связки сомкнуты и вибрируют (если положить ладонь на область гортани, ощущается вибрация, а при произнесении звука Ш вибрация отсутствует).

         Звук Ч – согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

         Звук Щ – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, мягкий. На логопункте в обычном детском саду как правило не нужно ставить звуки Ч и Щ, как только поставлены, автоматизированы Ш и Ж, звуки Ч и Щ ребёнок начинает говорить сам. Однако, при некоторых дефектах, как правило, межзубном или боковом произношении, бывает необходимость в постановке этих звуков. Используются для постановки Ч звукосочетание ТШ (слитное произношение в медленном, потом быстром темпе), для звука Щ – потянуть звук Ч или потянуть Ш, а язычок передвинуть ближе к зубам. Звук Ш появляется у ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет. Может заменяться маленьким ребёнком на звуки СЬ, С (САПКА - шапка, СЮБА - шуба). Даже когда ребёнок научился говорить звук Ш, какое-то время путает в своей речи звуки Ш и С – это близкие по артикуляции звуки. Особенно трудно даются ребёнку слова, в которых есть оба звука (типа СУШКИ, САША и т.п.)

         В норме звукопроизношение ребёнка к 5 годам соответствует образцу речи взрослых. Если родители не допускают в своей речи «сюсюканья» с ребёнком и сами не имеют дефектов речи, звукопроизношение ребёнка постепенно усовершенствуется. Однако в практике часто встречаются случаи, когда звук произносится дефектно и без помощи логопеда овладение правильным произношением невозможно. Нарушения речи – это отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде (мы рассматриваем нормы русского языка).

        Рассмотрим причины неправильного произношения шипящих звуков, не зависящие от речевого окружения ребёнка, а связанные с дефектами речевых органов ребёнка. В обычном детском саду встречаются не так часто, но встречаются, так что это нужно знать.

 1. Короткая уздечка языка. Язык как бы «привязан», кончик языка не может подниматься вверх, отсюда гарантированные дефекты шипящих, звука Р, где подъём кончика языка необходим. Если ребёнок не может поднять кончик языка совсем или только чуть-чуть приподнимает его, помогите ему чайной ложкой или чистыми пальцами. Ребёнка срочно ведите к хирургу стоматологу в детскую стоматологическую поликлинику. Уздечка надсекается, после этого можно приступать к постановке звуков.

2. Высокое узкое твёрдое нёбо. Слишком большой или слишком маленький язык. Это затрудняет нормальное артикуляцию звуков.

3. Неправильное строение челюстей и зубов. Ортодонты и зубные врачи предупреждают, что нужно вовремя избавляться от вредной привычки сосать пальцы, так как она повлияет на положение не только молочных, но и постоянных зубов, поскольку их положение «закладывается» ещё на этапе молочного прикуса. Вредные привычки ведут к следующим аномалиям:

• открытому прикусу;

• протрузии зубов фронтального отдела;

• глубокому прикусу с протрузией;

• образованию щелей (трём) между верхними зубами.

Кроме того, ребёнок привыкает прокладывать язык между верхними и нижними зубами или закусывать нижнюю губу, чем усугубляет уже имеющиеся нарушения. Перечисленные выше аномалии ведут не только к ухудшению внешнего вида, но и ко многим функциональным нарушениям, вредным для здоровья ребёнка. Такие дети не могут нормально откусывать и жевать пищу, у них вырабатывается неправильный тип глотания, возникают речевые проблемы (например, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, когда кончик языка прокладывается между зубами). Конечно, таким детям требуется консультация ортодонта.

4. Расщелины верхней губы, твёрдого и мягкого нёба, что приводит к тяжёлым речевым расстройствам. Конечно, такие дефекты устраняются различными специалистами, логопеды работают с детьми до операции и в послеоперационный период. Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста: 1. Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка. 2. Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка). 3. Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами. 4. Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р. 5. Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для шипящих звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Шипящие звуки и звук Ть. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада.

Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...