Консультация для родителей "Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе"
консультация по развитию речи
В данной консультации описаны процессы усвоения фонем русского языка в онтогенезе, описаны механизмы формированияя фонематического восприятия у дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе
(консультация для родителей)
Усвоение фонематической системы языка происходит в тесной взаимо- связи двух основных процессов: восприятия фонем и их воспроизведения.
М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артику- ляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.
Исследователи Г.В.Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Ф. Спирова,Р.И.Лалаева считают, что фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, об- ладающий способностью осуществлять операции узнавания и различения фо- нем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при его наличии возмож- но понимание смысла отдельных слов. Они считают, что фонематический слухи фонематическое восприятие – это один термин.
В онтогенезе способность различать речевые звуки возникает значительно раньше и развивается интенсивнее, чем способность артикулировать.
Фонематическое восприятие, формирование фонематических представле- ний возможно при наличии первичного речевого слуха, который развивается в процессе непосредственного речевого общения. Более высокой формой разви- тия речевого слуха является фонематический слух.
В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные зву- ки, различные звукосочетания и слоги.
Фонематические представления – дифференциация фонем и фонемати- ческие обобщения – формируются у детей в результате восприятия и наблюде- ния за речью взрослых. В речи встречаются различные варианты фонем, их со-
поставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе.
В возрасте 2-3 месяца, когда появляется лепет, происходит первичное развитиефонематическогослуха:ребенокприслушиваетсякзвукам,отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.
К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недо- статочно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди глас- ных ясно звучит звук а, среди согласных – п, б, м, к, т. В это время ребенок хо- рошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: глас- ные – а, у, и, согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.
Р.Е. Левина отдельно дает определение фонематического восприятия – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
По мнению Л.С. Волковой, фонематическое восприятие – это умствен- ные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова как его единицы. В ходе формирования этого вида восприятия проходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Развитие этих действий происходит в определенной по- следовательности: различение гласных, затем согласных, так как гласные вос- принимаются лучше (они «сонорнее» согласных).
Фонематическое восприятие в процессе онтогенетического развития про- ходит определенные стадии:
- полное отсутствие дифференциации звуков речи;
- различие акустически далеких фонем, в то время, когда акустически близкие фонемы не дифференцируются;
- различие звуков в соответствии с их смыслоразличительными признака- ми;
- нестойкость фонематической дифференциации при восприятии незнако- мых слов;
- правильное и неправильное произношение.
По данным исследований Г.Р. Шашкиной, развитие и становление произно- шения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать.
На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно упо- треблять в речи простые по структуре слова.
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышает- ся, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ре- бенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки л и р – звуком ль или й и т.д. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, в и фь, вь. Фонематическое восприятие в это вре- мя уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляци- онного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В ре- чи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематиче- ский слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и по- следовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению гра- мотой.
По мнению Р.И. Лалаевой, элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма фонематического анализа – вычлене- ние первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, сере- дина, конец). И, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к дру- гим звукам.
Итак, к моменту поступления в школу, у ребенка сформировано звуко- произношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Консультация для родителей "Игры и игровые приемы, используемые для развития фонематических процессов у детей с ОНР"
Приведены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....

«Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе и дизонтогенезе»
Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. В основе понимания обращенной речи лежат понятия фонематический слух и фонемати...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

Доклад "Развитие фонематических процессов у детей в онтогенезе"
Доклад "Развитие у фонематических процессов в онтогенезе"для воспитателей. учителей, логопедов, родителей....
