Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Работа с сюжетной картиной»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Работа с сюжетной картиной»
Шепелева Галина Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №3 г. Котовска Тамбовской области
Цель:
Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Задачи:
- Формировать умение составлять рассказ по серии картинок, придерживаясь плана.
- Развивать грамматически правильную речь, внимание и память.
- Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Лес, еж, дети»
Оборудование:
Иллюстрации из пяти сюжетных картинок: Дети и ежик в лесу, Ёжик, Дети идут по тропинке, Встреча (дети наблюдают за ёжиком), Дети прощаются с ежиком.
Игрушка-Ёжик.
Грамматика и словарь:
Активизировать в речи детей прилагательные (признаки предмета):
колючий, любопытный, забавный, осторожный.
Ход занятия
Организационный момент:
Рады видеть всех сейчас
Ведь давно мы ждали вас,
Дружно за руки беремся.
И гостям мы улыбнемся!
- Скажем все дружно: «Здравствуйте!» Как приятно! У вас с утра хорошее настроение?
А сейчас отгадайте загадку:
«Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала» (Ежик)
- Почему вы думаете, что это ежик? (дети объясняют)
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Игра «Ёжик какой?» (Дети передают игрушечного ежика по кругу и называют его признаки - колючий, любопытный, забавный, осторожный и др.)
Послушайте стихотворение про ежика.
«Ходит ежик по тропинке
За грибами без корзинки.
Зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка?»
Краткая беседа о жизни ежей, о том, как вести себя в лесу.
Физкультминутка
Покатился ёжик с горки, Растопырил все иголки. Чтоб грибочков штучек пять На иголки нанизать. Встал на лапки, оглянулся, Вправо, влево повернулся. Вдруг немножко испугался — И в клубочек быстро сжался. | Моталочка руками. Соединить ладони, растопырить пальцы - показать ёжика. Постучать кончиками пальцев двумя руками друг о друга. Показать ёжика. Руки на поясе, подняться на носочки. Оглянуться вправо-влево. Повороты вправо-влево туловищем. Поднять плечи. Обнять их двумя руками. Присесть на корточки, обнять колени |
Педагог предлагает вниманию детей картину с изображением детей, осеннего леса и ежика. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким.
Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия. («Встреча в осеннем лесу».)
«Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ».
Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу. («В осеннем лесу по тропинке шли дети. Погода была солнечная, листья на деревьях золотились».)
Далее педагог предлагает детям составить план рассказа по картине. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа).
В этом вам помогут маленькие сюжетные картинки. Их надо поставить в очередном порядке: что –сначала, а что – потом.
План для рассказа:
(План рассказа составляется по принципу: прогулка — встреча — действие — итог/развязка.)
1.Где и когда происходит действие? (Например: «В осеннем лесу по тропинке шли дети. Погода была солнечная, листья на деревьях золотились».)
2.Кого встретили дети? (Описание ёжика: «Вдруг они заметили ёжика, который стоял около клена. Ребята тихонько подошли поближе, чтобы не напугать маленького жителя леса. Им хотелось его разглядеть. У ежика были маленькие ножки, вся спинка была в иголках, черные глазки, как бусинки с любопытством глядели на детей».)
3.Как поступили дети? («Ребята тихонько подошли поближе, чтобы не напугать маленького жителя леса. Один мальчик протянул ежику подберезовики».)
4.Как завершился день? («Дети были очень довольны встречей с ежиком! Они попрощались с ним, а ежик побежал с грибами к себе в норку».)
«Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?» («Вот такая волшебная и добрая встреча приключилась с героями в осеннем лесу!»)
Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать.
Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот».
Встреча в осеннем лесу.
В осеннем лесу по тропинке шли дети. Погода была солнечная, листья на деревьях золотились. Ребята нашли много грибов – целую корзинку. Друзья шли друг за другом, весело разговаривали.
Вдруг они заметили ёжика, который стоял около клена. Ребята тихонько подошли поближе, чтобы не напугать маленького жителя леса. Им хотелось его разглядеть. У ежика были маленькие ножки, вся спинка была в иголках, черные глазки, как бусинки с любопытством глядели на детей. Один мальчик протянул ежику подберезовики.
Дети были очень довольны встречей с ежиком! Они попрощались с ним, а ежик побежал с грибами к себе в норку. Вот такая волшебная и добрая встреча приключилась с героями в осеннем лесу!
«Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог.
В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».
Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…»
( Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте обитания, о...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль
Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...

Занятие по развитию речи подготовительной к школе группы. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Тема: рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: формирование умения составлять рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»Задачи:Формировать умения пр...

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»
Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Рассматривание сюжетной картины «Делаем машину»
Учить передавать содержание картины, развивать речевую активность, воспитывать дружелюбие....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ по сюжетной картине «Весна пришла»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине....
Конспект занятия по развитию речи, детей второй младшей группы. Тема: рассматриванию сюжетной картины «Делаем машину».
Цель:- Помочь детям понять содержание картины;- В процессе рассматривания активизировать речь детей;- Учить договаривать слова.«Познавательное развитие»- Развивать у детей процесс восприят...
