"Речевые игры для развития речевого дыхания"
тренажёр по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Нуруллина Эльмира Хакимовна

Игра для развития речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра поддувалочка20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для развития речевого дыхания

Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.

Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста ребенок активно развивался и обогащалась его речь. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические и развивающие игры, игры для развития речи. Чтобы правильно организовать игры по развитию речи важно ознакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов игр.

Речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью. Дети, играя, усваивают знания, учатся культуре общения.

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

  •  Стимулируют познавательную активность ребёнка;
  •  Активизируют мышление;
  •  Обогащают словарный запас;
  •  Способствуют формированию эмоциональной сферы;
  •  Закрепляют правильное произношение звуков;
  •  Развивают внимание и память;
  •  Улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше с раннего возраста, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Огромную роль в развитие речи играет еще и правильное речевое дыхание. Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания.

Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхнегрудное, ключичное.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильный, продолжительный выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:

- выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй;

- развивать силу выдоха;

- выработать умение регулировать силу выдоха;

- развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;

- развивать способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы ребенок был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

Выполняя упражнения, следует придерживаться определённых правил:

- вдох через нос, выдох через рот;

- губы приоткрыты;

- выдох плавный, продолжительный;

- плечи не поднимать;

- щёки не надувать;

- предметы для поддувания – на уровне рта ребёнка;

- осанка ребёнка должна быть правильной;

- все упражнения должны носить игровой характер. 

Успешное обучение ребёнка дошкольного возраст эффективно только при его положительном настрое на игру-занятие.

Игра – поддувалочка

для развития речевого дыхания «Краски природы»

3 – 7 лет 

«Правильное дыхание- основа здоровья и долголетия»

                      К. С. Станиславский 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия с детьми дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Игры – поддувалочки способствуют более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Игры очень просты в изготовлении. В арсенале каждого педагога есть немало специальных упражнений на развитие речевого дыхания. Но в дошкольном возрасте главное -  игра, а когда есть яркая наглядность для ребёнка, такие упражнения становятся радостным занятием. Целью таких игр является развитие речевого дыхания и формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха), так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Параметрами правильного ротового выдоха являются:    

- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Тренажер для развития речевого дыхания

«Краски природы»

(3 - 7 лет)

Для индивидуальной работы.

Цель: развитие длительного, непрерывного, направленного ротового дыхания; активизация губных мышц.

Оборудование: тренажеры.

Описание игры: тренажеры выглядят в виде паутины, листочка лотоса, подсолнуха, листочка растения, ромашки, рукавички, к которым, присоединены маленькие элементы картинок божьей коровки, пчелки, стрекозы, лягушки, снежинки, паука при помощи тонкой веревочки или шнурка.

Правила использования игры: расположить тренажер на столе. Вдохнуть воздух через нос и плавно выдохнуть ртом, направляя поток воздуха на привязанный элемент, передвигая ее по поверхности к основной карточке.

Изготовление тренажера

для развития речевого дыхания «Краски природы»

1️. Распечатать листы с любыми изображениями природы. Если хотите, чтобы тренажёр был двусторонним, то нужны 2 листа. Как вариант, можно использовать с разных сторон разные картинки;

2️. Аккуратно вырезать ножницами по центру круг, а вырезанный круг по центру уменьшить в диаметре;

3. По центру маленького круга приклеиваем нить, оставляя длинные концы, затем склеиваем межу собой два одинаковых круга или детали;

4. Ниточки маленького круга необходимо приклеить к основному листу сверху и снизу при помощи клея или двухстороннего скотча;  

5. Основные листы склеить между собой. Игра готова.

6. При необходимости уже готовую игру можно ламинировать. Вырезать пленку по кругу с центра листа и по краю маленького круга, но учитывать, что есть нити, которые присоединены к основному листу. Поэтому в этих местах вырезать необходимо аккуратно, чтобы не срезать нити ножницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2971980","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"317"}}]]...

Игры для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания....

"Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...