Конспект по речевому развитию «Родные просторы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Разработанный конспект представляет собой план-схему занятия по речевому развитию для детей старшей группы (5-6 лет), посвященного теме "Родные просторы". Занятие разработано с целью расширения знаний детей о родном крае, развития их речи, формирования чувства любви и уважения к своей малой родине. Конспект содержит четко сформулированные цели и задачи, а также подробное описание каждого этапа занятия с использованием разнообразных методических приемов и наглядного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию «Родные просторы»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тема занятия: «Родные просторы».
Возрастная группа: старшая (5–6 лет).
Цель занятия: обучение выразительному чтению через ознакомление со стихотворением В.А. Степанова «Родные просторы».
Задачи занятия:
Образовательные задачи:
- Закреплять умение выразительного чтения стихотворений (заучивание).
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к художественной литературе, творческое воображение, память, образное мышление, связную речь;
- Совершенствовать речь в процессе ведения беседы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края и поэзии.
Дополнительные задачи: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения.
Словарная работа:
Обогащение словаря: просторы, даль, необъятная.
Активизация словаря: тундра, родина, страна.
Планируемые результаты занятия:
- Выразительно читают стихотворение наизусть;
- Проявляют интерес к художественной литературе. Развили творческое воображение, память, связную речь, образное мышление;
- В процессе беседы совершенствуется речь;
- Проявляют эстетические чувства, любовь к природе родного края и поэзии.
Подготовительная работа: чтение стихотворений о Москве (России); наблюдение за природой на участке (русская берёза и т.д.); рассматривание иллюстраций, картин.
Материалы и оборудование: книга со стихотворением В.А. Степанова «Родные просторы», картина флага России, картины художников: Иван Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесная поляна», «Берёзовая роща», Исаак Левитан «Озеро», «Волга».
Содержание:
Вводная часть. Сбор детей с помощью стихотворного текста:
«С добрым утром! — я кричу,
Чтоб погромче вышло.
Чтоб во всей стране, хочу,
Людям было слышно!»
Ребята, сегодня у нас интересное занятие, но вот на какую тему оно будет мы узнаем, если только соберём части картины и посмотрим, что там изображено. Справимся с этой задачей? Тогда давайте искать по группе части картины. Собрали и получился флаг. Что же это за флаг, какой страны? Совершенно, верно, это флаг Российской Федерации!
*Включаю гимн России. А что это за звук? Это же гимн нашей страны!
Основная часть. Ребята, а что вы знаете про Россию? Как называется столица России? Россия – большая многонациональная страна, наша родина. На её территориях проживает очень много людей. Москва – главный город, столица нашей России. А вы знаете, где находится Россия на карте, покажите? Много ли в России природы? Да, её очень много: деревья, травянистые растения, реки, озёра и многое другое. А в России есть ещё города? (1120). Конечно есть, на территории России очень много городов, но мы живём в городе Москва. Давайте посмотрим картины, которые писали художники и изображали на них Россию? Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесная поляна», «Берёзовая роща», Исаак Ильич Левитан «Озеро», «Волга».
Знакомство с поэтом. Не только художники писали картины про Россию, о её красоте рассказывали и до сих пор рассказывают поэты и писатели. Степанов Владимир Александрович (показ портрета) – русский детский поэт, часто пишет про родину Россию.
-Давайте присядем на стулья. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Родные просторы».
Обсуждение незнакомых слов. Но сначала скажите, что означает слово «просторы»? Свобода, отсутствие каких-либо ограничений и границ. А что такое «даль»? Далёкое место, пространство в дали. Что означает слово «необъятная»? Огромная по размерам, безграничная, как наша страна.
Выразительное чтение (спины ровно + пауза). Перед тем как начнём читать, давайте сядем удобно, спины прямые. Слушайте внимательно (читаю детям стихотворение наизусть, затем делаю небольшую паузу после прочтения).
«Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, | То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… | Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна». |
Обсуждение знакомых слов. Вот такое стихотворение про нашу родину – Россию. В стихотворении встретились слова, которые вы знаете, давайте их обсудим. Что такое «тундра»? Это одна из природных зон России. Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи, а также невысокие травы. Что означает слово «родина»? Родина – место рождения человека; родной город, страна, отечество. А что же такое «страна»? Страна – территория, на которой живут люди. Каждая страна имеет свои порядки, границы, свой флаг, гимн, своего президента.
Вопросы эмоционального характера, беседа о стихотворении.
- Вам понравилось стихотворение?
- Что больше всего понравилось? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
- Чтобы увидеть всю красоту России, на чём автор предлагает нам отправиться в путешествие? (самолёт)
- Что автор имеет в виду под словами «даль без края»? (автор указывает на бесконечный простор нашей страны, краёв даже не видно)
- Как автор говорит о наступлении весны в тундре? (тундру, где звенит весна. «Звенит» - означает, что в тундре уже во всю приход весны, природа пробуждается)
- Почему автор называет Россию «Необъятная страна»? (Россия известна своими огромными размерами, в ней есть и разные города, и леса, и реки, озёра, горы. Большое разнообразие природных зон)
- Как называется стихотворение? Почему В.А. Степанов назвал стихотворение «Родные просторы»?
- Как бы вы назвали это стихотворение?
Физкультминутка. Давайте теперь немного разомнёмся:
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем «класс»)
Повторное чтение (с установкой на запоминание). Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение Степанова «Родные просторы», а вы внимательно слушайте и запоминайте. Чтобы мы смогли запомнить стихотворение, нам поможет мнемотаблица (схема). Мнемотаблица: часы – самолёт – часы – глаза и флаг России – лес – океан – река и горы – даль – тундра – карта РФ.
Теперь кто-нибудь попробует повторить стихотворение с помощью мнемотаблицы:
- Миша, повтори.
- Есения, попробуй повторить.
- Радима, расскажи стихотворение.
Кто хочет ещё рассказать стихотворение?
Как хорошо вы запомнили стихотворение – молодцы!
А теперь попробуем без таблицы, давай Вика.
Заключительная часть.
- Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали?
- С какими трудностями столкнулись?
- Много узнали про нашу необъятную страну?
- Кому можно рассказать стихотворение В.А. Степанова «Родные просторы»?
Вы большие молодцы, отлично позанимались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
НОД в полготовительной группе по познавательному развитию "Родные просторы"...

НОД по познавательному и речевому развитию «Родной свой край люби и знай» с детьми подготовительной группы.
НОД по познавательному и речевому развитию на тему: «Родной свой край люби и знай»...

Приказ № 651 "Особенности речевого развития родного языка в условиях ФГОС в ОО, ДОУ"
quot;Мастер - класс" "Степная красавица из бросового материала"Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.Назначение...

Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и знай» для старшей группы
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за родной край, где они живут, за свою малую Родину....


