НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

НОД в полготовительной группе по познавательному развитию "Родные просторы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе по познавательному развитию: «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»

Программные задачи:  Продолжать обогащать знания детей о понятии – малая родина, закреплять желание знать особенности культуры и истории Кубани. Познакомить детей с историей образования города  Екатеринодара и станиц края. Воспитывать любовь к родному краю. Закрепить знания о кубанских промыслах. Познакомить с лоскутной техникой.


Словарная работа:
  Малая родина, Кубань, грамота, предки, казаки, курень, хата, Екатеринодар, урочище.


Предварительная работа:
 Чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток о родном крае, беседы с детьми, разучивание стихотворений, кубанских народных игр.
Методы и приемы: Беседа, вопросы и ответы, рассматривание иллюстраций, открыток, художественное слово, игры.

Материалы: Глобус, корзина, открытки, фотографии, папаха, подкова.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Становитесь в круг. Передавайте друг  другу сердечко и называйте свое имя. Меня зовут Наталья Николаевна, а тебя?

Собрались все дети в круг-

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие.  Но сначала отгадайте загадку:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Глобус)

- Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь! Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Называется он – глобус. Это модель нашей планеты Земля. Давайте повнимательнее его рассмотрим и загадка покажется простой. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Синим цветом на глобусе обозначены моря, океаны, реки). Коричневым?  Светло-коричневым и желтым? (Горы и пустыни). Посмотрите, сколько зеленого цвета?  Им обозначены леса.

- Молодцы! А теперь давайте найдем на глобусе нашу Родину – Россию. Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и лесами.
Но у каждого человека есть место, где ему особенно тепло, уютно, хорошо, где жили и живут его родственники, его малая Родина. Ребята, а где мы с вами живем? (в Краснодарском крае).  Сегодня я вам расскажу историю возникновения Кубани.

(презентация)


       1 - Царица Екатерина подарила землю кубанскую казакам за верную службу и переселила их для охраны южных  границ.

2 - Долго шли казаки, наконец, подошли к высокому берегу реки Кубань.

3-Увидев кубанскую землю, казаки обрадовались, понравилась им земля кубанская и ее просторы.

4 -Заложили переселенцы крепость, построили укрепление, с нее и начался город Екатеринодар. Сейчас он называется  Краснодар.

5- А затем, построили еще сорок станиц по всей земле кубанской.

6 -Хаты-куреня строились из хвороста, камыша, глины, соломы.

7- Их белили, чтобы было красиво и внутри,  и снаружи.

8 - Так и жили казаки в любви и согласии.

9 - А самое главное охраняли южные границы от набегов врагов.

10 -  Детей учили почитать стариков, трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле.

11- А девочки помогали матери: кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, готовили еду.

И, конечно же, дети казаков любили играть. А вы любите? Я предлагаю вам поиграть в игру «Сон казака».

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» надевают папаху так, чтобы она закрывала глаза. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра гусей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, меняются ролями.

Кубанская земля славилась своими мастерами.

- Посмотрите, ребята, еще я вам принесла корзинку, а в ней  интересные старинные предметы!

Ими пользовались казаки и казачки, предметы подскажут нам, какими ремёслами занимались на Кубани?

1. Достаём глиняный кувшин.

-Ребята, что это?                                                  

-Как вы думаете, из какого материала он изготовлен?    

- А умельцев, которые изготавливали предметы из глины, называли гончарами? (гончарами).

2. А знаете, что это? (Показываешь рушник) Рассказываешь: «Это рушник. Казачки умели и ткать, и вышивать, и даже кружево плести»

 3. Показать подкову. Это что? Кузнецы ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты.

4. И корзины  плели казаки. (показывает педагог корзину).

Это ремесло   называется   плетение. Из лозы, соломы, листьев кукурузы, прутьев плели корзины, лукошки, колыбели.

5. А  это старинный коврик. Он изготовлен из кусочков ткани. Ребята, это ремесло называется  лоскутное шитьё. Им увлекались девочки и женщины. Они использовали разноцветные лоскутки для украшения одеял, салфеток, ковриков, одежды. Их сшивали между собой. Скажите, из каких  геометрических фигур сшит коврик?

Мы с вами тоже сейчас будем мастерами лоскутного шитья. Посмотрите, из каких фигур сделала коврик я, помогите мне закончить работу. Мы наклеим круги на основу.

В народе мастериц занимающихся лоскутной техникой называли - лоскутницами. У хорошей хозяйки ни один из кусочков не пропадал даром, всё шло в дело.

-А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
-Ты подкову получай, на вопросы о Кубани быстро отвечай!
(Дети, получая подкову, отвечают на вопросы).


1. Как называется край, в котором мы живём? 

2. А как  по-другому  наш край называют?

3. Назови главный город нашего края?
4. Какие мастера ковали подковы?
5. Назови главную реку нашего края.
6. Кто подарил казакам землю?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».

Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10  Ладушки»,  город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательному развитию: «Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Здравствуй, Зимушка-Зима!" для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "По страницам Великой Победы!"

«По страницам великой Победы!»»Цель – способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, развитие устной речи, воспитание любви к своей Родине.Программное задачи:1. Расширят...

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»...

Конспект НОД в средней группе ОО «Познавательное развитие» «Родной дом»

1 . Формировать понятия «Родной дом»2.Продолжать учить составлять небольшой рассказ , пользуясь  предложенным планом.3.Развивать логическое мышление ,память ,воображение.4.Воспитывать...