памятка "Речевая готовность к школьному обучению"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В памятке указаны основные речевые критерии готовности ребёнка к школьному обучению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 851.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Прохорова Светлана Николаевна
Критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению
КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ | |
1 | ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ | Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. |
2 | ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | Умение слышать, различать и дифференцировать (фонемы) звуки родного языка. |
3 | ЗВУКОБУКВЕННЫЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ | Умение определять место, последовательность и количества звуков и букв в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения. |
4 | ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС) | - Умение подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий; - употреблять слова с обобщающим значением; - подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое); - подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт); - подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья); - подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый); - подбирать близкие по значению слова- синонимы (боец храбрый, смелый, отважный); - понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная); - использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров); - понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки); - подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик). |
5 | ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения: - Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев); - согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей); - согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки); - понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений; - образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище); - образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел); - образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье); - образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога); - образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый); - уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов. |
6 | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | Умение использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание. |
Хорошо развитая речь будущего первоклассника служит средством успешного обучения в школе.
Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность
Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."
материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовн...

