памятка "Речевая готовность к школьному обучению"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

В памятке указаны основные речевые критерии готовности ребёнка к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Прохорова Светлана Николаевна

Критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению

КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

КОМПОНЕНТЫ

РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

1

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Умение слышать, различать и дифференцировать (фонемы) звуки родного языка.

3

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Умение определять место, последовательность и количества звуков и букв в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий,   глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС)

- Умение подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

- употреблять слова с обобщающим значением;

- подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

- подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

- подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

- подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

- подбирать близкие по значению слова- синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

- понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

- использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

- понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

- подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

5

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

- Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

- согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

- согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

- понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

- образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

- образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

- образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

- образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

- уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

6

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Умение использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы  по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

    Хорошо развитая речь  будущего первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

   Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовн...