Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Иванова Елена Михайловна

Цель:

-обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
    • учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
    • закрепить знания детей о сказках, их отличиях от других жанров;
  2. Развивающие:
    • продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен; в назывании слов во множественном числе;

  • совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

  • развивать творчество, фантазию, воображение;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

  1. Воспитательные:
    • формировать интерес к речевой деятельности;
    • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx633.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель:

-обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
  • учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
  • закрепить знания детей о сказках, их отличиях от других жанров;
  1. Развивающие:
  • продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен; в назывании слов во множественном числе;

  • совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

  • развивать творчество, фантазию, воображение;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

  1. Воспитательные:
  • формировать интерес к речевой деятельности;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа: клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Оборудование: книги со сказками,  портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А.Н.Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А.Н.Толстого «Еж», игрушка «Еж»

Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.

Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить нашу игру «приветствие»:

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки девчонки и мальчишки,

здраааавствуууйтеее!

Воспитатель: Давайте улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас сегодня окружает.

Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, сегодня  я   приглашаю вас на книжную выставку.

Проходите, пожалуйста.

(Рассматривание книжной выставки).

Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке? (Ответы детей)

Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. Ребята, кто-то может вспомнит чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

Про эти сказки говорят, что они русские-народные. Почему? (ответы детей) (усадить детей)

Игровая мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, на этот раз авторской, а написал ее русский писатель А. Н. Толстой. (Показ портрета)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт  в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (демонстрация игрушки ежика)

Дидактическая игра «Придумай ласковое слово».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру и подарим нашему гостю ласковые слова.  Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как называют маму у ежонка? А папу?

Один еж, а много? (ежей), один ежонок, а много? (ежат), одна ежиха, а много? (ежих).

Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя? (ответы детей)

А что подумал телёнок, увидев ежа? (ответы детей)

Как вы думаете, чем могла закончилась эта встреча?

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж»

Чтение сказки.

Теленок увидел ежа и говорит:

  • Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

  • Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

  • Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
  • Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

  • Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

  • У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
  • Беседа по содержанию. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.

Скажите, кто герои этой сказки? (Ответы детей) Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).

Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)

А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй».)

А что значит выражение «клубком свернулся» (Ответы детей)

Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.

А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей) Воспитатель: Потому что чего-то боятся, от испуга.

Воспитатель: Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа).

Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху. А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что- нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому, что хотят показать свое преимущество над соперником.

Воспитатель: Что значит «растопырил» (Ответы детей)

Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

Воспитатель: Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться). (Показ картинки). 

Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)

Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.) (показ картинки)

Воспитатель: Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень

Что сказал ежик маме ежихе?  ( «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).

Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

Воспитатель: А что стали говорить звери про ежа? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

Воспитатель: Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

 Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем. Физкультминутка «Ёжик»

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки.

(Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик.

(Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. 

(Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок.

(Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку.

(Сидя комочком ,кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого,

(Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его!

(Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на картинки.

 Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

Воспитатель: А потом? (Как теленок убежал  корове – матери жаловаться.)

Воспитатель: Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

Воспитатель: И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям)

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

Воспитатель: А как бы ты озаглавил эту сказку?

Анализ ООД

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)

Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н. Толстого "Еж"

Учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность. Закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детёнышах. Учить составл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и рак»Возраст детей: 5-6лет Задачи:Образовательная: - Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Л...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...