Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель:
-обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- закрепить знания детей о сказках, их отличиях от других жанров;
- Развивающие:
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен; в назывании слов во множественном числе;
- совершенствовать связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 633.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Цель:
-обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- закрепить знания детей о сказках, их отличиях от других жанров;
- Развивающие:
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен; в назывании слов во множественном числе;
- совершенствовать связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа: клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.
Оборудование: книги со сказками, портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А.Н.Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А.Н.Толстого «Еж», игрушка «Еж»
Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.
Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить нашу игру «приветствие»:
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки девчонки и мальчишки,
здраааавствуууйтеее!
Воспитатель: Давайте улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас сегодня окружает.
Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на книжную выставку.
Проходите, пожалуйста.
(Рассматривание книжной выставки).
Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке? (Ответы детей)
Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)
Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. Ребята, кто-то может вспомнит чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).
Про эти сказки говорят, что они русские-народные. Почему? (ответы детей) (усадить детей)
Игровая мотивация.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, на этот раз авторской, а написал ее русский писатель А. Н. Толстой. (Показ портрета)
Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной. (Ёжик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (демонстрация игрушки ежика)
Дидактическая игра «Придумай ласковое слово».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру и подарим нашему гостю ласковые слова. Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как называют маму у ежонка? А папу?
Один еж, а много? (ежей), один ежонок, а много? (ежат), одна ежиха, а много? (ежих).
Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя? (ответы детей)
А что подумал телёнок, увидев ежа? (ответы детей)
Как вы думаете, чем могла закончилась эта встреча?
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж»
Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
- У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
- Беседа по содержанию. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.
Скажите, кто герои этой сказки? (Ответы детей) Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).
Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)
А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй».)
А что значит выражение «клубком свернулся» (Ответы детей)
Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.
А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей) Воспитатель: Потому что чего-то боятся, от испуга.
Воспитатель: Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа).
Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху. А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что- нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому, что хотят показать свое преимущество над соперником.
Воспитатель: Что значит «растопырил» (Ответы детей)
Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
Воспитатель: Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться). (Показ картинки).
Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)
Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.) (показ картинки)
Воспитатель: Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень
Что сказал ежик маме ежихе? ( «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).
Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
Воспитатель: А что стали говорить звери про ежа? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
Воспитатель: Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.
Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем. Физкультминутка «Ёжик»
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки.
(Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик.
(Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки.
(Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок.
(Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку.
(Сидя комочком ,кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого,
(Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его!
(Погрозить назидательно пальчиком.)
Повторное чтение сказки
Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на картинки.
Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.
Воспитатель: А потом? (Как теленок убежал корове – матери жаловаться.)
Воспитатель: Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)
Воспитатель: И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям)
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
Воспитатель: А как бы ты озаглавил эту сказку?
Анализ ООД
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки А.Н. Толстого "Еж"
Учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность. Закрепить знания детей о диких и домашних животных и их детёнышах. Учить составл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспект занятия в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»
Тема: «Пересказ сказки «Лиса и рак»Возраст детей: 5-6лет Задачи:Образовательная: - Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Л...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки А.Н Толстого «Ёж»
Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"...




