Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Волшебница Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зуева Елена Петровна

Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей средней группы, с помощью которго можно легко закрепить знания детей о сезонных изменениях природы осенью, об овощах и фруктах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в разновозрастной группе

«Волшебница Осень»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об осени.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;

- закреплять знания детей об овощах, фруктах, грибах и животном мире в период осени;

Развивающие:

- учить детей отвечать на вопросы по теме;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Воспитательные:

- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.

Материал и оборудование: волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листочки, набор муляжей овощей и фруктов, муляжи грибов, картинки животных и их домиков, ободки с осенними дарами для каждого ребенка, кусочки поролона, гуашь желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов.

Предварительная работа:

- чтение произведений об осени;

- наблюдение за осенними явлениями на прогулке;

- рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;

- беседа «Съедобные и не съедобные грибы!»;

- дидактические игры «Мама и малыш», «Дикие и домашние животные», «Собери урожай»;

- слушание музыки по данной тематике;

- аппликация осенних деревьев.

Ход занятия:

Дети встают в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем наше занятие.

Ребята, сегодня мы будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение, которое прочитает Максим.

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Воспитатель: О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

Ответы детей. (Осень)

Воспитатель: Правильно, об осени. Ребята, а что происходит с листьями, когда наступает осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Поэтому осень еще называют золотой. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. Осень длится три месяца. Сентябрь, октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы.

Дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы.

Воспитатель: И сейчас на улице тоже осень. Хоть уже и лежит первый снег, но по календарю еще осень со своей неповторимой красотой.

Ребята, вам нравится осень? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Послушайте, пожалуйста:

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. Если у нее было хорошее настроение, то светило солнце. Если Осень грустила, шел дождь. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?

Ответы детей. (Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми)

Воспитатель: Верно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои картины прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах?

Ответы детей. (Дождливую, теплую, золотую, позднюю).

Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

Туманы осенью плывут?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Отлично! Справились. Так какие же приметы осени мы с вами знаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, что стоит на столе?

Ответы детей. (Корзинка)

Воспитатель: А что же в корзине? Давайте посмотрим.

Ответы детей. (Овощи и фрукты)

Воспитатель: А как это можно назвать одним словом?

Ответы детей. (Урожай)

Воспитатель: Правильно. Но кто-то все перепутал и сложил и фрукты, и овощи в одну корзину. Нам нужно помочь их разделить. В одну корзинку мы сложим фрукты, в другую овощи.

Дети разделяют овощи и фрукты в разные корзины.

Воспитатель: Молодцы! Теперь все правильно.

На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.

Воспитатель: Кто-то оставил еще корзинку? Давайте посмотрим, что же у нас здесь.

Дети рассматривают и находят мухомор.

Воспитатель: Ребята, а какие бывают грибы?

Ответы детей. (Съедобные и несъедобные)

Воспитатель: Давайте Демид нам расскажет стихотворение про мухомор, а будем его внимательно слушать и повторять за ним все движения.

Игровое упражнение «Мухомор».

Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)

Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).

Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).

Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)

Знают грибники прекрасно, (грозят пальчиком,

Мухоморы есть опасно. (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).

Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать?

Ответы детей. (Нет)

Воспитатель: Почему?

Ответы детей. (Мухомором звери лечатся)

Воспитатель: Правильно. Все, что растет и живет на земле, приносит пользу.

Воспитатель: Ребята, случилась беда. Все животные перемешались и не могут найти дорогу домой. Животные, которые живут в лесу, они какие?

Ответы детей. (Дикие)

Воспитатель: А рядом с человеком живут какие животные?

Ответы детей. (Домашние)

Воспитатель: Давайте поможем животным найти свой дом.

Дети подбирают животному подходящий дом.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные?

Ответы детей. (Звери собирают запасы, меняют шубки)

Воспитатель: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик. А медведь что делает?

Ответы детей.

Воспитатель: А как готовятся к зиме птицы?

Ответы детей. (Птицы улетают в теплые края)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам отгадать загадки!

«Осенние загадки»

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто. (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

Осенью он часто нужен -

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (зонтик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это дерево. На нем уже совсем нет листьев. Помогите украсить его осенней листвой. Ведь осень мы любим за ее неповторимую красоту и золото листьев. Вы будете рисовать, а музыка будет вам помогать! Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковое упражнение «Дождик»

(Дети изображают пальчиками дождик)
Мелкий дождь стучит по крыше,
То погромче, то потише.
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).
Но не просто дождь идёт,
Дождик песенку поёт:
Кап-кап (громко),
Кап-кап (тихо).

Воспитатель: А рисовать мы будем сегодня не кисточкой, а кусочками поролона.

(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).

Воспитатель: Какие красивые осенние деревья у нас получились. Давайте подуем на них осенним ветерком.

Дети дуют на листочки.

Воспитатель: Пусть ваши листочки немного подсохнут. Мы их приклеим позже. А пока давайте украсим наше дерево листочками, которые приготовила вам я.

Дети приклеивают листочки.

Воспитатель: Полюбуйтесь, какое у нас получилось красивое осеннее дерево! Наша природа очень хороша. Ее нужно беречь, помогать ей, чтобы она дарила свою красоту, радость, здоровье. В выходные дни постарайтесь вместе с родителями прогуляться по осеннему лесу, послушать пение птиц, походить по осеннему ковру из листьев и послушать, о чем они вам говорят, когда шуршат под ногами.

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам понравилось?

Мы сегодня с вами много рассказали и повторили. Вы большие молодцы! И каждый из вас заслужил награду! (воспитатель наклеивает детям наклейки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе " В гостях у Осени"

Конспект занятия по познавательному развитию предназначен для воспитателей детских садов, его можно использовать как для занятий по окружающему миру, так и по развитию речи. Занятие соответствует треб...

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Что нам осень принесла?"

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы  Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Осенние посиделки"

Цели : закрепить знания детей о домашних животных;расширить представления детей о жизни домашних животных в осеннее время, о том, какготовятся к зиме и где зимуют;узнавать животных...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»

Конспект по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления ...