Перспективный план работы по развитию связной речи детей 5-6лет через ознакомление с художественной литературой
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Маресева Ольга Сергеевна

Перспективный план работы по развитию связанной речи детей 5-6 лет через ознакомление с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_deti.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

работы по развитию связной речи детей 5-6лет

через ознакомление с художественной литературой

Разработала: Маресева Ольга Сергеевна

Тема недели

Содержание

Цель

Сентябрь

До свидание лето, здравствуй детский сад!

  1. Чтение русской  народной сказки «Заяц хваста»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой  «Заяц-хваста» ( в обработке О.Капицы)

  1. Д/И «Собери сказку»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

  1. Наблюдение за вороной

4.Пидумывание продолжения к сказке « Заяц-хваста»

Углублять представление о вороне — её внешнем виде, обитании, питании, размножении.

Развивать наблюдательность — учить замечать особенности в поведении птицы.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время.

Создать увлекательное и логичное продолжение к существующей сказке, которое сохранит дух оригинала и добавит новые элементы,

«Время года. Осень»

  1. Чтение стихотворения С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем.

  1. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» 1

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»

  1. Обучению рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

  1. Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем. Продолжать учить имитировать движения, соответствующие тексту

  1. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день»

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

  1. Рисование «Осенний лес»

Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Октябрь

«Я и моя семья»

  1. Обучение рассказыванию: описание кукол.

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составлять описание самостоятельно, руководствоваться планом.

2.Чтение стихотворения  С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевёртышем.

3. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем. Продолжать учить имитировать движения, соответствующие тексту

Мой дом, мой город

  1. Чтение РНС сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Активизировать словарь детей. Научить употреблять прилагательные в речи.

  1. Драматизация русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный».

Создать условия для развития речевой активности детей.

  1. Интерактивная игра «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать связную речь.

Ноябрь

Что за прелесть эти сказки

  1. Чтение русской народной сказки « Хаврошечка»

  1.  Д/И «Собери сказку»

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

 Развивать речь, умение последовательно связывать события, внимание, образно-смысловой памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

  1. Инсценировка сказки «Хаврошечка» (пальчиковый театр)

Развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого, интерес к театрально-игровой деятельности, память, устную речь, имитационные движения, мелкую моторику рук.

  1. Игра- ходилка по сказкам

Развивать умение правильно соотносить по сказке героев и называть персонажи.

«Наши игрушки»

  1. Чтение рассказа Б. Житкова “Как я ловил человечков”

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова “Как я ловил человечков”.

2.Обучение рассказыванию по сказке «Айога»

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке “Айога” (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

3.Рассматривание иллюстраций ( загадки об игрушках)

Закрепить умение рассматривать  картинки ( отгадки), описывать  внешний вид игрушки.

«День матери»

  1. Чтение стихотворения  Виеру Г.П. « Мамин день». Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

  1. Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем. Продолжать учить имитировать движения, соответствующие тексту.

Декабрь

Новогодний праздник

  1. Чтение стихотворения о зиме А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

  1. Чтение сказки П. Бажова “Серебряное копытце”.

Познакомить детей со сказкой П. Бажова “Серебряное копытце”.

  1. Беседа по сказке П. Бажова “Серебряное копытце”.

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

  1. Изготовление макета по сказке «Серебряное копытце».

формировать умения воссоздавать художественные образы литературного произведения;

развить способности полноценно воспринимать художественное произведение;

развить интерес к чтению сказок.

Январь

Времена года. Зима

  1. Чтение рассказа С. Георгиева « Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

  1. Чтение и заучивание наизусть стихотворения И. Сурикова «Зима»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Зима» И. Сурикова. Приобщать детей к восприятию поэтического произведения.

  1. Обучение рассказыванию по картине « Зимние забавы»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

  1. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и воронёнок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

5 .Подвижная игра «Два мороза»

Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Февраль

Мои любимые животные

  1. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

  1. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж »

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные)

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем. Продолжать учить имитировать движения, соответствующие тексту

  1. Подвижная игра «Мышеловка»

 Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи

  1. Рассматривание иллюстраций по сказке

Помочь детям установить порядок событий в тексте. Развивать связную последовательную речь.

  1. Дидактическая игра «Расскажи про ёжика»

Учить подбирать однородные прилагательные к существительному еж.

День защитника отечества

  1. Чтение русской сказки Царевна – лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой « Царевна – лягушка»

  1. Пальчиковая гимнастика «День защитника отечества»

Учить проговаривать слова стихотворения вместе с воспитателем. Продолжать учить имитировать движения, соответствующие тексту

3.Чтение стихотворения А.Л. Барто «Есть такие мальчики».

Развивать любовь к поэзии,

память, внимание,   фонематический слух,  речь;  умение внимательно слушать и понимать содержание произведений А.Л.Барто.  

 

Март

8 марта

  1. Обучение рассказыванию по картине «мы для милой мамочки…»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

  1. Беседа на тему: «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине», М.И. Цветаевой    « У кроватки».

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

  1. Рассказы на тему: «Как мы поздравляли мам и бабушек с Международным женским днём».

Учить составлять детей подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

  1. Чтение стихотворения Н.П. Саконской «Разговор о маме»

Способствовать формированию слухового внимания у детей, заучивание несложных фраз. Познакомить с новыми словами (потолкуем, повинной, утайки)

  1. Дидактическое упражнение «За что мы любим маму»

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию разговора.

Времена года.

Весна

  1. Чтение рассказов из книги Г. Снегирёва « Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить предложения сложноподчинённые.

  1. Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Познакомить детей с рассказом « Друг детства», помочь оценить поступок мальчика.

  1. Разрезные картинки «Птицы»

Закрепить умение описать и называть по картинке птицу и описывать её.

Апрель

Транспорт.

  1. Чтение стихотворения о весне

Закреплять умение слушать и повторять слова, активизировать словарный запас детей.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать связную речь.

  1. Заучивание стихотворения И.А. Белоусова «Весенняя гостья» с помощью мнемотаблицы.

Формировать умение воспроизводить текст стихотворения.

Будь здоров

  1. Театр для маленьких      ( драматизация сказки «Колобок»

учить передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики; развивать речь, память, мышление; воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности; воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

  1. Игра с правилами «Большой – маленький»

помочь детям осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков.

  1. Викторина « Борис Заходер»

 Обобщать знания детей о творчестве Б. Заходера.
Развивать память, внимание, умение быстро находить ответ; воспитывать интерес к творчеству Б. Заходера.

Май

Знакомство с народной культурой и традициями

  1. Рассказывание по серии картинок «У лукоморья дуб зеленый…»

Развивать связную речь детей, обогащать словарь ребенка

  1. Настольная игра «Путешествие по сказкам»

закрепить знания детей о русских народных сказках.

 расширять знания детей о героях русских народных сказок;

продолжать учить разгадывать загадки;

развивать диалогическую и монологическую связную речь;

развивать внимание, память, мышление, целостность зрительного восприятия, творческое воображение детей;

 воспитывать культуру речевого общения.

  1. Словесная игра «Мешочек со сказками».

 активизировать и закрепить словарный запас в процессе игровой деятельности.

 закреплять умение правильно называть название сказки,  кратко рассказать её содержание, умение отвечать на вопросы.

4.Показ мюзикла «Колобок» для родителей.

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь, вокальные и хореографические данные, и коммуникативные качества у детей. Создать условия для развития творческой активности детей.

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.

Лето

  1. Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой.

  1. Лексические упражнения:

«Один-много», «Что делает-что делают», «Доскажи словечко», «Большой-маленький», «Из чего-какой», « Скажи лаского».

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

  1. Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию связной речи у детей с использованием театрализованной деятельности

Перспективный план работы по развитию связной речи у детей с использованием театрализованной деятельности...

"Развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой"

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...

Перспективный план работы по развитию связной речи детей 3-4 лет через ознакомление с художественной литературой

Перспективный планработы по развитию связной речи детей 3-4 лет через ознакомление с художественной литературой...