статья" Развитие связанной речи детей 5-6 лет через художественную литературу"
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие речи у детей 5-6 лет через ознакомление с художественной литературой»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Детскую литературу называют первоосновой воспитания. Именно книга развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Актуальность проблемы развития связной речи детей в нашей группе связана с такими проблемами, как: детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом. Родителей не придают важное значение данному вопросу, ссылаясь на то, что дети еще маленькие.
Поэтому цель моей работы - развитие связной речи детей 5-6 лет через ознакомление с художественной литературой. Для достижения цели, поставила следующие задачи:
- Развивать диалогическую речь в процессе ознакомления детей с художественной литературой.
- Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения по собственной инициативе.
- Формировать умение использовать разнообразные формулы речевого этикета посредством художественной литературы
- Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием
- Формировать интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов;
- Обогащать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую эффективность работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет.
- Повышать компетентность родителей в вопросе влияния художественной литературы на связную речь детей старшего дошкольного возраста.
Вначале была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды своими силами и с помощью родителей воспитанников. Театрально-музыкальный уголок обновили разными видами театров: пальчиковый, варежковый, на палочках, плоскостной, на банках и др. Книжный уголок оформлен в виде библиотеки. Книги собраны по следующим разделам: фольклор, природный мир, энциклопедии, сказки, рассказы, стихи. На каждого ребенка заведен свой формуляр
В речевом уголке представлены серии картинок по сказкам «Заяц - хваста», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «У Лукоморья…»; мнемотаблицы для заучивания программных стихов, настольные игры для развития связной речи «Путешествие по сказкам», дидактические игры «Мешочек со сказками», были внесены игровые поля для придумывания режиссерских игр по сезонам, интерактивные игры по сказкам.
Оборудование и пособия размещены так, чтобы ребята могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.
В своей работе я выделила четыре направления по развитию речи детей, через ознакомление с художественной литературой.
Один из разделов работы по развитию речи «Вопрос-ответ», цель которого развивать диалогическую речь в процессе ознакомления детей с художественной литературой. С помощью игровых ситуаций и приготовленных пособий знакомили детей с новыми произведениями. Вызывая интерес, имеющимися пособиями, стимулировали детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, обсуждать данное произведение.
Знакомство с каждым художественным произведением имело продолжение в других видах деятельности.
Например, знакомила детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый, да масляный», при этом сопровождала текст презентацией, далее ребята проигрывали диалоги в театрализованной деятельности, и закрепили умение воспроизводить содержание в сказке в одноименной интерактивной игре.
После знакомства со сказкой «Заяц хваста», использовала серию сюжетных картин по данной сказке. На прогулке, наблюдая за вороной, вспоминали сказку, отвечали на вопросы и даже придумали новый конец сказки.
Цель следующего раздела «Послушайте» - развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения по собственной инициативе.
На этом этапе ребята воспроизводили запомнившиеся им произведения. Знакомство со сказкой «Серебряное копытце», так впечатлило ребят, что они решили изготовить макет. При создании макета, ребята вспоминали сказку и делись эмоциями.
С целью формирования умения использовать разнообразные формулы речевого этикета посредством художественной литературы использовала дидактические, словесные игры, игры с правилами. В дидактических играх вспоминали слова речевого этикета на улице, в гостях, в общественных местах, по телефону и даже этикету в мессенджерах. В игре «Будь вежливый» воспитанники обыгрывали ситуации в автобусе, в кафе, в театре. В играх с правилами, ребята учились выдержке и самоконтролю. Например, в представленной игре с мячом «Большой-маленький», отвечал только тот, у кого мяч. В игровых ситуациях применяли знания на практике. Особое значение в данном разделе имеет трудовая деятельность: формируется умение уступать, договариваться, спрашивать, помогать, обращаться за помощью, советом к педагогу и сверстникам. В заключение была проведена викторина по произведениям Бориса Заходера. Это был первый опыт, где ребята работали в командах. Им было тяжело, всем хотелось ответить, выкрикнуть, но были ребята, которые ждали своей очереди высказаться.
Для формирования умения рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием включала в работу серии сюжетных картинок «У Лукоморья», «Крошечка-хаврошечка» и др. Ребята выстраивали последовательность картинок, сопровождая рассказом. По мнемотаблицам вспоминали знакомые произведения, например, «Весна», «Зимний вечер» и т.д. В настольных играх дети пересказывали знакомые сказки и рассказы. Особенно запомнилась игра «Мешочек со сказками», где ребята доставали атрибуты, угадывали произведение и изображали сказочного героя.
К работе на тему речевого развития я привлекла родителей.
На первом родительском собрании, в форме круглого стола, была озвучена актуальная тема и задачи, которые нам предстоит вместе решать.
Проводились различные беседы, консультации, интересным получился совместный мастер-класс «Сочини историю», где дети совместно с родителями изготавливали игрушку, описывали ее и придумывали свои истории.
Был реализован проект «Профессия моих родителей», в котором семьи приняли активное участие.
С удовольствием поучаствовали во Всероссийской акции «Дарите книги с любовью». Поддержали идею по букроссингу (обмену книгами)
Совместная наша работа с родителями принесла нам много положительных, весёлых и познавательных моментов и, надеюсь, способствовали общему взаимопониманию в вопросах речевого развития детей.
На заключительном этапе кто-то самостоятельно, а кто-то с моей помощью, применяет полученные знания в играх, в повседневной жизни. Например, в игровой ситуации «В гостях» ребята использовали формы речевого этикета, вели развернутый диалог, придумывая свои сюжеты.
Хочется отметить проект «Профессия моих родителей», где ребята с гордостью рассказывали о своих семьях. Итогом работы стало участие детей в литературных конкурсах.
Ребята в свободной деятельности активно используют в игре театр, придумывая свои сюжеты сказок
Теперь я уверена, что проделанная работа велась мной не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. ...

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».
В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».
В наше время очень остро стоит проблема нечитающих детей и родителей. Я предлогаю через консультацию и анкетирование родителей изучить читательскую ситуацию в семьях ,круг детского чтения;-расш...

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
План по самообразованию....

Самообразование воспитателя второй младшей группы на тему: Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....
Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу
моя тема по самообразованию, это "Развитие речи детей 3-4 лет через художественную литературу". Это обобщаюй доклад с презентацией по актуальной на сегодняшний день теме...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу
Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
