Конспект по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением д/и на ИКТ оборудовании в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бабенко Ксения Денисовна

Конспект по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением д/и на ИКТ оборудовании в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ietegrirovannoe_zanyatie.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением д/и на ИКТ оборудовании в старшей группе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:  понимание смысла сказки «Нет лучше дружка чем родная матушка», через выразительное чтение, беседу и игру на ИКТ.

Задачи:

 Обучающие: Продолжать знакомиться со сказками других народов. Видеть жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

 Развивающие: Внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.

 Воспитательные: Проявлять положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость, заботливое отношение к близким. Проявлять желания помочь, сопереживать.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: «Стойбище»; «Мялка»; «Очаг»; «Наперсток»; «Покоробятся»; «Бултыхнулась»

Подготовительная работа: разработала конспект, прочитала сказку «Айога», подготовила оборудование

Предварительная работа: Непредусмотренна

Планируемый результат: дети участвовали в обсуждении содержание сказки, отвечали на вопросы полным предложением.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационно-мотивационный этап

Загадка

 доброе утро всем! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

Ребята, отгадайте загадку:

Легенда, предание народное,

Дети ее обожают.

Родители, если свободные,

Тебе ее на ночь читают.(сказка)

Слушают воспитателя

Отгадывают загадку

2.Основной этап

Беседа

Пояснение

Дид.упражнение

Выразительное чтение сказки «Айога»

Словарная работа

Дид. упр

Дид. игра

Обсуждение сказки

- Ребята, а вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал– автор).

 Уже давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света- включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами.

У каждого народа есть сказки, длинные и короткие, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…(чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная); 
- есть добро, то… (добрая); 
- есть радость, то… (радостная); 
- есть загадки, то... (загадочная); 
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д. 

 и сегодня я предлагаю вам познакомимся с нанайской сказкой «Айога». (презентация)

 Наша страна многонациональна. Разные народы живут в ней. На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут кочевой образ жизни, у них нет постоянного места жительства. Это малочисленный народ. (Показать картинку с изображением нанайцев).

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище*.Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси, Айога! Отвечает Айога:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись.

— Куст оборвётся», — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю...

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.

А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Толстую иголку возьми», — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень.

— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама ни с места. Тут соседская девочка говорит:

— Я схожу за водой, мать.

Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать девочке.

— А я рукавицы надену», — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.

И отдала мать лепёшку соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку.

Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная-длинная стала.

Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку, Айога. Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепешку съест! — так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся.

Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

В этой сказке встретились трудные слова.  Ребята может быть вы назовете мне их? Давайте познакомимся с ними.

Стойбище - место, где останавливаются люди, которые ведут кочевой образ жизни.

Мялка – приспособление чтобы мять кожу.

Очаг – устройство для разведения огня.

Наперсток - это металлический колпачок, который предохраняет пальцы от укола иголкой.

Покоробятся – помнутся.

Бултыхнулась – упала в воду

Ребята, давайте проверим внимательно ли вы слушали сказку, поиграем в игру «Да или нет».

 Айога была самая красивая девочка в стойбище?( да)

Айога была послушной и трудолюбивой дочкой?( нет. Она была ленивая и не послушная).

 соседская девочка помогла матери Айоги? Что она сделала?(да, она принесла воды)

 Айога любила любоваться на себя? Как она это делала? (да, она смотрелась в свое отражение в реке.)

Айога превратилась в змею? (нет, она превратилась в гуся.)

Правильно ребята, давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру, но перед тем как начать играть, скажите, а каких домашних птиц помимо гуся вы еще знаете? (курица, утка, страус) на экране будет появляться картинка с изображением птицы, а вы должны будете сказать как называют детеныша этой птицы.(проговариваем как назвать одного детеныша, двоих, и пятерых, и как называется папа этих детенышей)

как зовут главную героиню сказки? (Айога)

 какие поступки Айоги вам не понравились? ( не помогла маме, любовалась собой)

 какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая.)

почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? ( соседская девочка принесла воды)

 к кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками» (соседской девочке)

 кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться? (соседская девочка, потому что она добрая и отзывчивая)

 

Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например, (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему? Я знаю пословицу «Нет лучьше дружка чем родная матушка» Подходит ли она к этой сказке? Почему?

Отвечают на вопросы воспитателя

Выполняют дид.упр

Слушают сказку

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Играют в игру

Отвечают на вопросы воспитателя

Придумывают конец

Заключительная часть

Наше путешествие подошло к концу, так как оно было сказочным вот таких вот бумажных гусочек для вас передала девочка Айога, она исправилась, и хочет чтобы вы не делали как она.  Эту гусочку украсьте и поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про нее, чтобы не превратиться в гусочек, (что нужно делать?) помогайть своим родным!

С какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего сегодня понравилось в нашем путешествие?  Какой народ  написал эту сказку? Я думаю что вы хорошо запомнили эту пословицу и вы будете всегда любить и уважать свою маму.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали сегодня.

Подводят итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей средней группы

Технологическая карта НОД, которая поможет познакомить детей со сказкой В.Даля "Война грибов с ягодами"...

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи  с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании ,...