Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию ( выразительное чтение ) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудование
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Каткова И.С.

Технологическа карта интегрированного занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_vchikt_tsvetik_2.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: Удивительный цветок (или волшебный цветок).

Возрастная группа: старшая группа

Цель: понимание детьми старшей группы основной идеи произведения Валентина Катаева Цветик-семицветик в процессе восприятия художественной литературы с включением игры с использованием ИКТ оборудования.

Образовательные задачи:

Обучающая: раскрыть основную идею произведения Цветик-семицветик, связанную с основами доброжелательного и чуткого отношения к окружающим людям, особенно которым нужна помощь, характеризовать героев, определять сюжет по разрезной картинке через игру с использованием ИКТ оборудования.

Развивающая: уметь вести беседу по содержанию сказки, понимать, оценивать чувства и мотивы поступков героев, объяснять свои суждения.

Воспитательная: взаимодействовать, договариваться при выполнении совместной работы, внимательно слушать мнение других.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: найти подсказки, выполнить задания и собрать «мудрую мысль» произведения.

Словарная работа: «считать ворон», что есть мочи, сквозь землю провалилась.

Подготовительная работа: подготовка иллюстраций, дидактического материала и создание игры.

Планируемые результаты: называют основную идею произведения, дают характеристики героям и мотивов их поступков.

Материалы и оборудование: книга В Катаева Цветик-семицветик, ноутбук, документ-камера, интерактивная доска, конверты с заданиями, разрезная картинка, мяч.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия и предстоящей деятельности

Приветствие. Установление зрительного и эмоционального контакта.

Анонсирование произведения.

(на ковре)

- Здравствуйте ребята, я рада видеть Вас, мы сейчас друг другу улыбнемся и пожелаем хорошего настроения.

- Перед вами на экране обложка книги, которую мы сегодня будем читать.

- Как вы думаете, про кого эта сказка?

- Сегодня я познакомлю со сказкой «Цветик-семицветик», про девочку Женю, в руках которой оказался необычный цветок, этот цветок не только красивый, с разноцветными лепестками, он еще и волшебный, может исполнять желания (показывает цветок).

- Кто автор сказки?

- Правильно, эту сказку создал русский писатель В.П. Катаев.

- Посмотрите на портрет автора (если будет), Валентин Катаев родился в Одессе. Вся семья была образованной и в детстве автор очень любил проводить время в богатой семейной библиотеке, с 9 лет он начал писать рассказы и с этого времени точно знал, что станет писателем. Когда автор вырос, он написал много интересных произведений для детей, которые и сейчас читают дети и взрослые. Сказки обязательно учат чему-то людей, и несут мудрую мысль.

- А какую мысль хотел донести до читателя Валентин Петрович Катаев мы узнаем после того как прочитаем эту сказку.

Подгрупповая форма

Прием психологи-ческой речевой настройки

Прием побуждения к деятельности

Дети здороваются, выполняя действия под слова приветствия:

Поворачиваются друг к другу и улыбаются, желают хорошего настроения

Слушают внимательно, отвечают на вопросы

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность, включение в коммуникативную деятельность

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Создание условия для подведения детей к формулированию проблемной ситуации

- Ребята, как вы думаете, какие желания могла загадать Женя?

Прием постановки вопросов проблемного характера

Рассуждают на вопросы

Высказывают свои предположения

Проявление интереса

Этап восприятия материала

Ознакомление с содержанием сказки

Чтение отрывка произведения

- Я вам предлагаю послушать, какие были желания у девочки.

Чтение сказки

Восприятие художественной литературы

Умение внимательно слушать и воспринимать информацию

Этап практического решения проблемы

Получение обратной связи от детей о предоставленной информации. Решение проблемной ситуации

Создание условий для решения проблемной ситуации: задает вопросы по характеристикам и мотивам поступков героев, по идее произведения, подводит детей к высказыванию предположения.

Проведение игры, составление фразы, которая является идеей произведения.

Беседа по прочитанному

- Ребята, а какие эмоции вы испытали, когда я читала эту сказки?

- Саша, почему тебе было весело?

- Маша, почему тебе было грустно и печально?

- Когда я познакомилась с этим произведением, мне было одновременно грустно потому, что я переживала за мальчика Витю и удивительно потому что, Женя загадала именно такое желание.

- С чего началась история девочки Жени? (Девочка Женя купила в магазине баранки, по дороге домой она зазевалась и собака съела все баранки. Девочка побежала за собакой и заблудилась, заплакала.).

- Как появился у Жени волшебный цветок? (Девочка встретила старушку, которая пожалела ее и подарила светик-семицветик с разноцветными лепестками, исполняющий желания)

- Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желания? (оторвать лепесток и сказать волшебные слова).

- Какие желания загадывала девочка? (Первый лепесток Женя потратила, чтобы вернуться домой, второй - чтобы склеить разбившуюся любимую мамину вазу, третий - чтобы попасть на Северный полюс, четвертый - чтобы вернуться обратно, пятый - чтобы заполучить все игрушки мира, шестой - чтобы вернуть игрушки обратно.).

- Сколько истратила лепестков Женя? (шесть).

Цитирование фразы из текста Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток

- Ребята что вы можете сказать про Женю, какая она? (веселая, легкомысленная, добрая, безответственная, непослушная, озорная).

А в сказке автор так говорит про Женю так: «Женя любила считать ворон».

- Как вы понимаете это высказывание? (была невнимательная).

- Давайте прочитаем этот отрывок еще раз. (Идет по сторонам зевает … одну за другой и съела… испугалась и заплакала.).

- А кто пожалел девочку? Кто ей помог? (старушка, которая подарила ей волшебный цветок).

- Каким волшебным свойством он обладал?

- Давайте вспомним, какие волшебные слова она говорила, когда загадывала желания. Я буду читать начало фразы, а вы будете ее заканчивать.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели!

А теперь немного отдохнем.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

- Какие из желаний, которые загадывала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?

- А как их можно было бы изменить, чтобы они стали нужными и полезными?

- Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?

- Какое желание Жени, на ваш взгляд, самое полезное?

- Почему вы так решили?

- Как мы можем охарактеризовать поступок, который совершила Женя?

- Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

(Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).

- Какую же мудрую мысль хотел донести до читателя В.П. Катаев?

- Чему мы должны научиться?

(Учить доброте, сопереживанию, чуткому отношению к людям. Настоящее волшебство - это то добро, которое мы делаем для других).

- Я предлагаю найти эту мудрую мысль (или высказывание). (Если дети сами отвечают, то проверить, правильно ли мы думаем).

- Для этого нам нужно выполнить несколько заданий, они находятся в этих конвертах, выполняя их, мы найдем части высказывания мудрой мысли, которую хотел донести до нас автор и составим пиктограмму.

- Вы готовы?

- Итак, в первом задании вам нужно собрать разрезную картинку:

  1. Разрезная картинка (собирают)

- Какой отрывок из сказки изображен на картинке?

Вы справились, а вот и первая картинка для нашей пиктограммы и первое слово (воспитатель читает ДОБРО)

  1. картинка для пиктограммы:

2. Задание с мячом «Назови характеристику героя»

-Следующее задание, я вам буду кидать мячик, а вы мне называйте характеристику героя, которого я назову. (Женя, бабушка, Витя – 2 раза по кругу).

- А вот и следующая картинка к пиктограмме и второе слово (воспитатель читает ТВОРИТ)

2 картинка для пиктограммы:

- Молодцы!

- 3. Следующее задание «Интересные вопросы». ИКТ-игра

- Ребята, на все (большинство вопросов) вы ответили верно.

- А вот и третья картинка и слово (воспитатель читает ЧУДЕСА)

3 картинка для пиктограммы:

Мы выполнили все задания и теперь можем собрать мудрую мысль от автора сказки: Добро творит чудеса.

Ребята сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру.

Интерактивная игра «Город цветов» — УЧИ.РУ

Прием уточняющих вопросов

Прием повторного чтения

Прием продолжи фразу

Прием вопросы на понимание, использование, анализ, синтез и оценку

Прием продолжи фразу.

Физ.минутка

Игра

Прием воображаемой ситуации

Участвуют в игровой деятельности, дают ответы на поставленные вопросы, высказывают предположения.

Рассуждают и отвечают на вопросы

Выполняют упражнения под текст

Выполняют задания игры, отвечают на вопросы

Выражают готовность отправиться в путешествие

Проявление инициативы, самостоятельности

Умение

анализировать

собственную

деятельность,

необходимую

для разрешения

проблемы

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Анализ деятельности, показ результата всего занятия. Обобщение совместной деятельности детей по достижению целей.

- Друзья мои, какое впечатление у вас от того, как мы с вами сегодня поработали?

- Какое же открытие вы для себя сделали? Добро творит чудеса.

- В «Книжный уголок» нашей группы я поставлю эту книгу, и вы сможете рассмотреть все иллюстрации.

- Ребята, представьте, что это волшебный цветок цветик-семицветик. Я вам предлагаю оторвать лепесток и загадать доброе, нужное и полезное желание!

Прием:

вопросы, побуждающие к самооценке

Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки

Умение делать

вывод, рефлексировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированное занятие по речевому развитию "Как аукнется, так и откликнется"

занятие по речевому развитию (приобщение к художественной литературе в процессе выразительного чтения....

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры на ИКТ оборудование.

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с включением дидактической игры на ИКТ оборудование....

Интегрированное занятие по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей средней группы

Технологическая карта НОД, которая поможет познакомить детей со сказкой В.Даля "Война грибов с ягодами"...