РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Епишева Анна Александровна,
МБОУ "Тимоновская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов", дошкольное отделение, корпус 1, г. Солнечногорск, Московская область
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает важность речевого развития дошкольника. Образовательная область "Речевое развитие" ставит своей задачей - владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи дошкольников. Это необходимое условие для подготовки детей к школьному обучению.
Следует отметить, что связная речь ребёнка формируется постепенно, по мере его взросления Для овладения связной речи требуется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития.
Закономерности развития связей речи дошкольников изучались Л. С. Выготским, А.А. Леонтьевым, О. С. Ушаковой, М В. Ильяшенко.
Практика показала, что дошкольники недостаточно владеют навыками связной речи: недостаточный словарный запас, невнятная, интонационно не выразительная речь, отсутствие последовательности изложения событий. Поэтому необходима была работа по развитию коммуникативных навыков дошкольников. Выбор пал на использование программы "Арт-фантазия" Э. Г. Чуриловой как наиболее эффективный способ работы по формированию навыков связной речи.
Использование программы Э. Г. Чуриловой "Арт-фантазия" успешно решает задачу воспитания доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками, развития умения общаться с людьми в разных ситуациях, сочинять этюды по сказкам. Программа направлена на развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики, развитие дикции, использование в речи различных интонаций, выражающих различные эмоциональные состояния (грусть, радость, обида, удивление и т.д.).
Работа осуществлялась в 3 этапа.
1. Констатирующий эксперимент, где исследовался уровень сформированности навыков связной речи.
2. Формирующий, где проводилась работа по формированию умений у детей навыков связной речи.
3. Контрольный, где исследовались произошедшие изменения в уровне навыков связной речи детей.
Цель нашей работы состояла в определении эффективности использования театрализованной деятельности в формировании навыков связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели стало возможным через решение следующих задач:
-активизировать речевую деятельность детей;
-формировать и углублять навыки связной речи, как ведущего средства общения и познания;
-вызывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
-развивать взаимодействие с семьями воспитанников.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей детей была подобрана методика О. С. Ушаковой. При проведении диагностического исследования дошкольникам были предложены задания в игровой форме. Исследование проводилось на базе МБОУ "Тимоновская СОШ " с углублённым изучением отдельных предметов, старшая группа. Диагностика проводилась индивидуально. Дошкольникам было предложено составить самостоятельно рассказ по темам: "Моя семья", "Мои друзья", "Мой детский сад".
Анализ констатирующего эксперимента показал разные уровни развития умения связной речи детей дошкольного возраста. Высокий уровень был отмечен у 20 процентов, средний - 30, низкий - 50. В основном дети составляли рассказы при помощи взрослых, путем наводящих вопросов, делали паузы, была нарушена связность.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста умений связной речи предполагала следующее:
- работа проводилась на основе дидактических принципов: от простого к сложному, принцип комплексного и системного подхода, учет индивидуальных, возрастных особенностей детей.
В работе использовались такие методы и приемы, как: рассказ, беседа, объяснение, речевой образец, указание, подсказ нужных слов.
В работе использовались различные формы театрализованной деятельности:
-игры- драматизации;
- игры- имитации образа животных, людей, персонажей из сказок;
-игры-инсценировки о чрезвычайных жизненных ситуациях: "Если дома случился пожар", литературных произведениях (К. Я. Чуковский), на основе этикета "Кукла идет в гости", "Правила поведения за столом). Сюжетно-дидактические игры, где дети выполняют определённые роли, например, врач, больной в игре "Больница", парикмахер, клиент "Салон красоты" и т д.
- игры на развитие речевого дыхания;
- пальчиковая гимнастика;
- театрализованные постановки;
- самостоятельная театрализованная деятельность;
Занятия с использованием театрализованной деятельности осуществлялись в рамках:
- организованной образовательной деятельности по развитию речи;
- музыкальных занятиях;
- комплексных занятий;
- самостоятельной деятельности дошкольников (разыгрывание сказок, инсценировок).
Таким образом, перечисленные формы работы не только успешно решали задачи по развитию у детей связной речи (посредством дидактических игр проводилась работа по обогащению детей словаря, развития мышления, памяти), но и вводили детей в мир прекрасного, пробуждали способности к сопереживанию, активизировали познавательный интерес, помогли психологической адаптации ребёнка в коллективе.
В рамках контрольного этапа для определения динамики развития навыка связной речи вновь было проведёно диагностическое исследование. Полученные данные показали: после проведения системы организованной образовательной деятельности отмечен рост числа детей с высоким уровнем сформированности навыков связной речи. У ребят увеличился словарный запас слов, уменьшились грамматические ошибки, появилась интонационно выразительная речь.
Таким образом, использование театрализованной деятельности как эффективное средство развитие умения связной речи имеет неоспоримые преимущества.
Список литературы:
1.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова.- М.: Издательство Института Психотерапии. - 2001. - 240 с.
2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Владос, 2007. 288 с.
3. Ушакова, О. С. Методика выявления уровня речевого развития для детей старшего дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина // Дошкольное воспитание. 1998.- № 9.- С. 71-78.
4. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар [Текст] / Э. Г. Чурилова.- М.:Владос, 2001. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Играя роль определенного персонажа, ребенок учится передавать характер героя через интонации, дви...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
план по самообразованию по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ппосредством театрализованной деятельноти"...

