Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Квест – игра по теме «Как мы весну спасали»
Цель: формирование речевой и познавательной активности, посредством игровой квест – технологии и технологии наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
закрепить в представлении и словаре детей противоположные признаки предметов или слов-антонимов.
закрепить употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.
упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
побудить детей к заучиванию заклички с помощью мнемотаблицы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь;
- продолжать расширять словарь за счет имен существительных, глаголов, имен прилагательных.
Воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации);
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, оказывая друг другу помощь.
Материалы и оборудование:
Картинки для игры: снега, дождя, солнца, травы, птиц. Снежок.
Ход занятия:
Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Дети поднимают руки вверх.
А также порадуемся улыбчивым лицам.
Улыбаются друг другу.
И всем, кто живет на этой планете,
Разводят руками.
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Берутся за руки.
«Доброе утро» - маме и папе.
Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад.
«Доброе утро!» - останется с нами.
Я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте и гостям подарим хорошее настроение. (Сдувают с ладошки хорошее настроение гостям).
В.: Ребята, к нам в группу пришло письмо, как вы думаете от кого оно?
Читает письмо
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас и спешу на встречу с вами! Но мой путь не прост: не хочет Зимушка-Зима уходить, уступать мне место! Без меня не будет тепла, и природа не проснётся ото сна. Помогите мне, друзья! А что бы вам меня легче найти было меня надо подсказки разыскать и выполнить задания. И только тогда Зима уступит мне место, когда вы меня закличкой позовете. Очень жду вашей помощи!»
В.: Ребята, от кого нам пришло письмо? (от весны) Что же нам делать? (Помочь весне, для этого нам нужно выучить закличку)
Тогда не будем терять времени и отправимся на поиски.
Ставьте ушки на макушки,
Вы готовы? Всем - внимание!
Надо выполнить сейчас
Разные задания.
Дети идут по группе и подходят к елочке со снегом, выполняют задание и сдувают снег с елки.
Давайте подуем на елочку, растопим нашим дыханием снег. Посмотрите, под снегом спряталась картинка. Это первые слова заклички. Что на ней изображено? Давайте повторим: Весна, весна, приходи красна! (дети повторяют строчку из заклички)
Нам с вами нужно отправляться дальше. А пока идем давайте повторим первые слова заклички.
Подходят к сугробу.
Вот это сугроб перед нами! Давайте поможем ему растаять. Возьмите льдинки (зеркальца) и сначала поиграем немного с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение для челюсти: «После зимней спячки». Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для губ: «Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
Упражнения для языка: «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Лопаются почки на деревьях». Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Чистоговорки
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
КА – КА – КА - в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди
В: Ой, ребята, посмотрите, наш сугроб превратился в лужу, а там картинка плавает, что там изображено? Это вторые слова заклички: Принеси радугу в облаках. А помните первую подсказку? Давайте повторим обе подсказки вместе.
Весна, весна, приходи красна!
Принеси радугу в облаках.
В.: Нам с вами пора отправляться в путь, а пока идем, давайте повторим слова заклички. Посмотрите, мы с вами оказались на лесной полянке, на проталинках начинают появляться первоцветы, давайте поможем им пробиться сквозь снег.
На мольберте – картина с изображением весны и зимы. После каждого ответа снимаем снежинку с цветка. Под одной из снежинок находят третью картинку мнемотаблицы.
Игра "КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ?"
- Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идет, моросит, льет, капает, стучит по крыше, хлещет, шумит.)
- Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, поднимается, опускается, печет, сияет, ласкает, улыбается. .)
- Что делает солнце весной? (Освещает землю, согревает, светит, блестит, греет, радует.)
- Что делает трава весной? (появляется, всходит, пробивается, прорастает, зеленеет, покрывает землю ковром.)
- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов.)
Вот и с этим заданием мы справились, и нашли новую подсказку для того, чтобы весну позвать.
Показываю третью картинку подсказку
И мы с вами получаем вот такую картинку. Тут написано: цветы белые на кустах. Давайте повторим все вместе.
А теперь я предлагаю вам вспомнить первые две подсказки и повторить вместе с третьей:
Весна, весна, приходи красна!
Принеси радугу в облаках,
Цветы белые на кустах
В: Отправляемся дальше. Посмотрите, какой зайчик сидит на пенечке? Какая у него шубка красивая! Какая она? (белая) Давайте поможем зайчишке переодеть шубку.
Игра «Скажи наоборот»
Снег зимой чистый, а весной …
( грязный)
Зимой дни холодные, а весной …
( теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной …
( яркое)
Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)
Весна: ранняя…(поздняя)
теплая… (холодная)
веселая…(грустная)
Зимой заяц белый, а весной …(серый)
Зайчишка дарит нам подсказку. Еще одну строчку заклички: солнце яркое в небесах. Давайте повторим все вместе.
А теперь я предлагаю вам вспомнить первые две подсказки и повторить вместе с третьей:
Весна, весна, приходи красна!
Принеси радугу в облаках,
Цветы белые на кустах
солнце яркое в небесах.
Отправляемся дальше. А под елочкой кто – то спит!(Медвежонок) И мешочек какой –то рядом, давайте посмотрим что там. (из мешочка вынимаю и показываю детям предметы: солнышко, травку, сосульку, птичку). Вот и разбудили мы медвежонка, а в берлоге у него какая – то таблица. Да это же наша закличка. Посмотрите, как вы думаете мы сможем теперь рассказать закличку для весны, чтоб зима уступила ей место? (сможем)
Давайте мы ее расскажем и позовем весну к нам (хоровые и индивидуальные ответы)
Входит весна.
Весна: Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы мне помогли, спасибо вам! Я хочу с вами поиграть.
«Игра с Солнцем»
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг.
Весна: а за то, что вы мне помогли, я дарю вам вот такие весенние раскраски.
Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
