Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Звуки и буквы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юрьева Ольга Владимировна

Данное занятие поможет дать понятия о звуках и буквах, научит различать гласные и согласные звуки, определять первый звук в словах – картинках, пополнит литературный багаж ребенка чистоговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Вид занятия: открытие нового знания.

Возраст: 5 лет.

Тема: Звуки и буквы.

Цель: Формирование представлений о звуках и буквах .

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Дать понятия о звуках и буквах.
  • Активизировать словарь детей совершенствовать координацию артикуляционной моторики.
  •  Учить различать гласные и согласные звуки
  • Развитие понимания обращенной речи. 
  • Учить детей определять первый звук в словах – картинках.
  • Пополнять литературный багаж чистоговорками

Коррекционно-развивающие  задачи.

  • Активизировать речевую деятельность, понимание обращенной речи .
  •  Совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь.
  • Развивать память, внимание, творческое воображение и общие речевые навыки;

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности,  навыков сотрудничества, ответственности.
  • Воспитывать навык саморегуляции поведения.

Оборудование: Дед Звукоед; игрушки: мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла; мяч; ножницы; бумага; книга; картонные ладошки:   красная, желтая и синяя; иллюстрации к сказке; предметные картинки на разные звуки; схема – правило о звуках и буквах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй, Солнце золотое!  Здравствуй, небо голубое!

Ребенок пальцами правой руки по очереди «здоровается» с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Логопед и ребенок охлопывают друг друга кончиками пальцев.

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!                 

Сгибает пальцы в кулачок,

 затем по очереди разгибает их, начиная с большого пальца.

2.Мотивирующее начало.

Логопед. Петя, мы с тобой поздоровались, а теперь давай поиграем в игру «Слушай и отгадывай» Закрой глаза и отгадай, что я делаю. 

Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу. (Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и т.д.)

Логопед. Как ты узнал, что я делала, ты же не видел?

Петя.  Я слышал.

Логопед. Правильно, ты слышал звуки. А давай поиграем в игру  «Угадай, что звучало».

Посмотри, что стоит у меня на столе?  (Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла). 

Как можно все эти предметы назвать одним словом? (Игрушки).

Скажи, а перед нами игрушки одинаковые или разные?  (Разные).

А чем они отличаются, как ты думаешь? (Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала).

 Перечисли,  из какого материала они сделаны? (Плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла).

А для чего нам нужны игрушки?  (Чтобы играть).

Вот сейчас игрушки с нами и поиграют. Нужно отгадать какая игрушка зашумит за ширмой.  (Игрушка звучит  за ширмой, а ребенок называет, что звучало).

 Как ты думаешь, что ты слышал? Как это можно назвать одним словом? (Звуки).

Логопед. Смотри, к нам пришел дед Звукоед и хочет что-то нам сказать. Давай послушаем его. (Звукоед произносит непонятные звуки).  

Ты понимаешь, что он говорит? И я не понимаю. А Звукоедом  его зовут потому, что он очень любит проглатывать звуки в словах. Тебе нравится, как он говорит? Давай оставим его у себя и научим говорить понятно. 

А чтобы четко и правильно произносить звуки, слова, мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

3.Артикуляционная гимнастика.

1. «Лопаточка»
Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

1,2,3,4,5

Язык можно убирать.

2. «Накажем слегка  непослушный язык»

Мы язык прижмем зубами

Та-та-та, та-та-та.

А потом прижмем губами

Пя-пя-пя, пя-пя-пя.

3. «Чищу зубы» нижние и верхние

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

4. «Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов

Покачаться он готов.

5. «Качели»

На качелях я качаюсь

вверх- вниз, вверх-вниз

я до крыши поднимаюсь

а потом спускаюсь вниз.

4.Обучающий этап (новый материал).

 Логопед. А давай с тобой поиграем в игру с мячом «Кто как разговаривает», ведь животные тоже произносят разные звуки.

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед   бросает мяч, называя животного. Ребенок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как называется звук, которое издает это животное : корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Логопед.  Молодец. Животные издают разные звуки. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания. А мы, люди – говорим. Произносим звуки речи. Звуки речи соединяются - получаются слоги, слоги образуют слова. Речью владеет только человек. Речь необходима, чтобы общаться, передавать свой жизненный опыт, знания.

5.Физкультминутка  «Кричалки, шепталки, молчалки». 

Логопед. У меня в руках  картонные ладошки:   красная, желтая и синяя. Внимательно следи за ладошками, которые я буду показывать. Если увидишь красную ладошку - можно прыгать и кричать;  желтую - можно только шептать, медленно передвигаться; если покажу синюю – нужно замереть на месте. (Ребенок выполняет правила игры).

Логопед.  Вот мы с тобой пошумели, пошептали, помолчали. Послушай и посмотри сказку про звуки.  На зелёных берегах большой и красивой реки жили звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. На левом берегу жили гласные звуки. Жили они весело, ходили в красных сарафанах и постоянно пели и  гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса.. Их голоса звенели над рекой весело, но как-то всегда одинаково.

На правом берегу реки в своих избушках жили согласные звуки. Рубахи у них был синие и зелёные. Петь они совсем не умели. Одни из них кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, третьи рычали – РРРРР, четвертые шипели – ШШШШ, пятые пыхтели – ПьПьПьПьПь. Скучно жилось согласным звукам. Отгадай, что им мешало петь.

Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят.
 (Зубы)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй.
 (Щеки)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. 
(Язык)

Логопед.   Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Очень уж согласным звукам хотелось тоже научиться петь. Решили они подружиться с гласными звуками. Но как же им перебраться на левый берег? Думали они, думали и на общем собрании придумали построить мост. Дружно взялись согласные за работу. Вместе быстро дело спорится. Вырос над рекой мост – красавец. Нарядились согласные в лучшие свои наряды и пошли в гости к гласным. С радостью встретили гласные своих новых друзей. Стали учить их петь. Но не могли согласные петь сами. Красивые песни получались только вместе с гласными. С тех пор гласные и согласные дружат. И не только петь научились вместе, а и стихи читать, рассказы рассказывать да сказки забавные сказывать!

Логопед.   Скажи,  те звуки, которые мы издаем, ты видел? (Нет, я их слышал, но не видел.) Значит, звуки мы слышим и произносим.  Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. Буквы – это знаки, которые мы видим и пишем. (Показать схему – правило.)

6.Закрепление.

Логопед.  Очень важно правильно произносить каждый звук в слове. Если ошибешься - получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами - написал неправильно букву, получилось новое слово, или вовсе даже и не слово. Очень важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано. Многие  часто путают звук и букву.  Понятно, дедушка Звукоед?

Звукоед. Да, я люблю глотать звуки. А вы разве не любите этого?

Логопед. Что ты, дед Звукоед. Петя очень  старается произносить все звуки чётко и понятно, чтобы всем было понятно и приятно. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать чистоговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Давай мы и тебя научим.

Звукоед. Ну давайте, научите меня.

Логопед. Мы с Петей будем произносить чистоговорки, а ты запоминай.

Мама Милу в ванне мыла.
 Петя пилил пилой пень.
 Любят бананы все обезьяны.

 Последнюю чистоговорку произнеси с вопросительной интонацией, с чувством радости, тихим голосом, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то.

Логопед. А теперь поиграем в игру «Найди общий звук». Я  произнесу  несколько слов, а Петя должен назвать, какой звук встречается во всех словах?

Арбуз, ананас, апельсин.

Ослик, овощи, обруч.

Улитка, усы, утка.

Сыр, сосна, сок.

Кит, кот, конфета.

Жук, жаба, жираф.

Звукоед. Спасибо за урок, мне понравилось. А можно я иногда буду приходить к вам на занятия, чтобы научиться правильно говорить?

Логопед.  Конечно приходи. Нам очень приятно, когда к нам приходят гости.

Звукоед. Ну а сейчас мне пора идти домой. До свидания!

Логопед. До свидания, Звукоедик!

7.Подведение итогов.

Логопед. Петя, чем мы сегодня с тобой занимались?  Что нового ты  узнал?  О чем ещё хотелось бы узнать? Чем звуки отличаются от букв?

Список литературы.

Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» -  2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с

Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., 2000.    112 с.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда, 2 – е изд. М., 2007.   192 с.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 560 с.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 208с

Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. – Н. Новгород, 1999.

Уварова Т.Б. Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребкова А.В. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2003. — 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук О. Буква О.

Конспект подгруппового логопедического занятияТема: Звук  О.  Буква  О....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук и буква П

Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки....

Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»

Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Конспектиндивидуального логопедического занятияТема: «Дифференциация букв и  звуков [Т – Д]...