Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

«Весенняя пора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 159»

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

««Весенняя пора»

Подготовил:

воситатель Есюкова Т.И.

Цели:

  • формирование правильной и  богатой устной речи;
  • развитие наблюдательности, умения видеть и понимать те изменения, которые происходят в природе в разные времена года;

Задачи

Обучающие:

  • обогащать и активизировать словарный запас детей (синонимами, антонимами разных частей речи – существительных, прилагательных, глаголов в рамках темы «Весенняя пора»);
  • обучать детей исследованию предметов, формировать представления о сенсорных эталонах;
  • формировать умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
  • составлять предложения разных типов — простые и сложные.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательную активность;
  • развивать связную речь (монологическую, диалогическую);
  • развивать ЗКР, а именно: слух, голос, темп, интонацию, ударение;
  • развивать координацию движений в пространстве;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать активность, самостоятельность;
  • развивать нравственные и интеллектуальные способности детей;
  • формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация);

Воспитывающие:

  • воспитывать в детях чувство поддержки, взаимоуважения во время учебного процесса;
  • воспитывать интерес к живой природе, бережное к ней отношение.

Ход занятия

Придумано кем-то и просто и мудро,
При встрече здороваться,
– Здравствуйте! – скажем: солнцу и птицам,
– Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.
– Доброе утро!

(Дети садятся на стульчики)

I. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, наше занятие необычное, сегодня вы будете юными эрудитами. Да, именно теми, кто знает ответы на многие вопросы.

Нам предстоит перенестись в удивительный мир природы и раскрыть некоторые ее тайны. А так же, реально увидеть, на сколько, сегодня пополнился ваш багаж знаний.

–  Как это возможно?  Очень просто, скажите: «Какое сейчас время года?» (Весна)

– Совершенно верно! В мир тихой поступью пришла весна, и уже успела заглянуть к нам в группу. Посмотрите, вот ее следы – это маленькие весенние капельки (цветные прозрачные камушки). Они – то нам и нужны!

За каждый  правильный ответ, эти капельки будут перемещаться в эту вазу. А в конце нашего путешествия, по ее наполняемости мы увидим, на сколько вы усвоили пройденный материал.

Итак, мы начинаем.

II. Основная часть

1. Игра «Слова-действия»

Дети составляют простые предложения по теме «Природа весной» по формуле сущ. + глагол).

Воспитатель. Как мы знаем, весна полна чудес! Что же происходит в природе в это время года?  Давайте порассуждаем. Я задаю  вопрос, а вы кратко отвечаете, например:

–  Весной солнце что делает? (поднимается, светит, греет, ласкает, пригревает, радует);

– Снег что делает? (тает, темнеет, исчезает);

– Сосульки что делают? (тают, капают, висят, падают);

– Ручьи что делают?(бегут, текут, журчат);

– Перелетные птицы что делают? (прилетают, возвращаются, поют, заливаются,  вьют гнездо, выводят птенцов);

– Почки на деревьях что делают? (набухают, растут);

– Листочки что делают? (появляются, проклевываются, пробиваются, удивляют).

2. Рассказ по мнемодорожке

Воспитатель. Ребята, как я вижу, вы  хорошо ориентируетесь в этом вопросе, а значит, сможете придумать целый рассказ о весне. Пусть эта мнемодорожка вам будет в помощь. Поднимите руку, кто готов рассказать?

(Воспитатель одновременно приглашает троих рассказчиков: один начинает, другой продолжает, а третий завершает общий рассказ).

Рассказ по мнемодорожке

Наступила (долгожданная, ранняя) весна! Солнце поднимается все выше, светит все ярче,теплее (нежнее, ласковей, по – весеннему). Сосульки начинают таять, звенит весенняя капель (тает снег, текут ручьи).

После долгой зимы просыпаются насекомые, звери. У медведицы, волчицы,лисицы, зайчихи, ежихи, белки появляются малыши. Возвращаются домой перелетные птицы(грачи, скворцы, жаворонки, соловьи). На деревьях и кустарниках появляются первые листочки. Влесах, на лугах раскрываются подснежники.

Как прекрасна весенняя пора!

#8239;Декламация стихотворения

(развитие памяти, просодических навыков речи)

Воспитатель. Молодцы! А еще наш рассказ о весне может звучать и по-другому, тем более, что стихотворение С.Маршака «Апрель» очень подходит к нашей мнемодорожке.

Ребенок.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

4. Театрализованное представление «Сказка про подснежник»

(развитие творческого потенциала ребенка, просодических навыков, памяти)

Воспитатель. Согласитесь, как весело становится на душе, когда видишь первые весенние цветы, хочется продлить это мгновение. Сейчас я предлагаю перенестись в сказку, которая называется «Первый подснежник»

(Драматизация стихотворения З.Н. Александровой «Первый подснежник»)

Рассказчик.

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы беленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез…

Но кругом все тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидел белый зайка,
Понюхал, хотел уж съесть,
Но пожалел, сказал:

Зайка. «Уж больно тонок ты, дружок!»

(Зайка оббегает Подснежник и громко заявляет)

Рассказчик.

И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Сказал:

Подснежник.

«Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»

Рассказчик. Прилетела пчелка.

(Пчелка два раза облетает подснежник и громко жужжит, все дети дружно ей в этом помогают)

Пчелка. Здравствуй, Подснежник! Давно тебя не видела. Всю зиму я проспала, соскучилась.

Подснежник. И я рада, что ты меня не забыла в гости пришла.

Пчелка. Жаль, что цветешь ты недолго, только когда холодно.

Подснежник. Зато все это время я буду радовать своей красотой обитателей леса и тебя тоже.

(Исполнители сказки садятся на места, а воспитатель подводит итог сказки)

Воспитатель. И радовать нас.

Дорогой Подснежник, своей красотой ты удивляешь жителей многих стран мира. Например, народ Англии удивляется цветку так, что каждый год, в его честь, 19 апреля, это как раз сегодня, устраивает праздник – День подснежника! Представляете!

Подснежник любят за его красоту, смелость, решительность, выносливость. Он символизирует победу тепла над холодом, и дарит нам надежду на лучшее.

  

5. Экологические правила

(реализация воспитывающей функции занятия)

Воспитатель. Ребята, а хотите узнать, какие еще весенние цветы спрятались у нас на пути? (Хотим) Чтобы их увидеть, нужно пройти через лес.

– Как же нужно себя вести в лесу? Я предлагаю поиграть в игру, которая называется«Да – нет!». Я буду говорить вам свои действия, если я буду поступать хорошо, говорите «да»; если плохо – «нет»!

Д/И «Да – нет!»

Если я приду в лесок
Выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если я кричать начну
Птиц я распугаю? (нет)

Если разведу костер,
А тушить не стану? (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

6. Полоса препятствий

(склонение существительных  в составе конструкций числ. + сущ. и реализация задачи по физическому развитию)

Воспитатель. Ну что ж, пора отправляться в путь, но помните: в лесу можно легко заблудиться, а чтобы этого не произошло, нам нужно идти друг за другом по строго указанному маршруту.

(Воспитатель инструктирует детей, как пройти «лесную тропу»)

Нам нужно:

1) Пройти по «кочкам», следуя строго по порядку. В этом нам помогут цифры.

– Ваня, подойди поближе и посчитай кочки: «Одна кочка, две кочки, …пять кочек».

2) Аккуратно переступить весь валежник.

– Полина посчитай валежники: «Один валежник, два валежника»

3) И тихо пробежать по бугристой дорожке.

(Дети проходят маршрут и садятся на стульчики)

7. Д/И «Закончи предложение» (подбор антонимов)

Воспитатель. Ребята, как вы успели заметить, наши ноженьки шагали и по длинным тропами по коротким, продолжите мои предложения:

– по широким тропам и по…- узким;

– по сложным местам и по… – простым;

– по прямым дорожкам и по …- кривым.

8. Физкультминутка «Цветы»

Воспитатель. Ребята, давайте на минутку представим, что мы цветы.

(Дети выстраиваются в круг и выполняют движения)

Раз-два-три, выросли цветы. (Дети сидели на корточках, медленно встают.)

К солнцу потянулись высоко (Тянутся на носочках).

Стало им приятно и тепло! (Обнимают себя.)

Ветерок пролетел, стебельки задел. (Раскачивают руками влево – вправо над головой.)

Влево качнулись, вправо качнулись. (Наклоняются влево, вправо.)

Влево качнулись – низко прогнулись.

Ветерок, убегай! (Оборот вокруг себя.)

Ты цветочки не ломай! (Грозят пальчиком.)

Пусть они растут, растут, (Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики.)

Детям радость принесут! (Хлопают в ладоши.)

#8239;Математический планшет

Воспитатель. Думаю, что следующее задание, вам тоже принесет радость. Вас ждет «рисование» резинками. Д/И «Цветок по образцу»

(Дети работают  с математическими планшетами, выкладывают  цветок по образцу)

Воспитатель. Ребята, каждый из вас потрудился на славу и, как мы видим, у нас получилась целая поляна первоцветов! Почти как настоящая!

III. Заключительная часть

Воспитатель. Скажите, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что именно вам понравилось?

(Здесь представлены детские высказывания)

  • картинки на экране;
  •  название цветов;
  •  рассказ о весне;
  • как дети показывали сказку;
  • как читали стихи, загадки;
  • как мы шли по «сказочной» дорожке;
  • «рисование» резинкам.

Воспитатель. Ребята, давайте заглянем в нашу вазочку! В ней «капелек» стало больше или меньше? (Больше) Это значит, что вы многому научились, а значит, вы большие молодцы!

Наше путешествие подошло к концу. Скажем нашим гостям: «Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1. Образовательные:- познакомить со сказкой А. Н. ...