Конспект занятия по теме «Осеннее путешествие».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соловьева Анжелика Сергеевна

Материал подойдет воспитателям старших групп. В конспекте прописаны цели и задачи занятия. На занятии идет закрепление пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Осеннее путешествие».

Цель: обобщение знаний детей по теме “Осень”.

Задачи: образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

активизировать словарь детей по теме занятия;

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегающие: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); листочки из картона для дорожки;

индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка; наборы элементов для создания картины осенней природы;

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? (Да)

Воспитатель:   Тогда отгадайте загадку:      

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая?          (Осень!)

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.                      

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

Воспитатель: Принимаем приглашение осени? (Да)

Воспитатель: Тогда – в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

(Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)

Воспитатель: Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? (Чтобы подышать свежим воздухом)

Воспитатель: А зачем осенью, да ещё и поздней? (Собрать грибы)

Воспитатель: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

Воспитатель: Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал? (Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя)

Воспитатель: Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? (Опавшей листвой, грибами)

Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега)

Воспитатель: Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая. (Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце)

Воспитатель: А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая. (Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь)

Воспитатель: А на третьей картинке? (Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег)

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картине?( Осень)

Воспитатель: А на этой? (Осень)

Воспитатель: А какое время года на третьей картине? (Осень)

Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Осень бывает разной)

Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».

А вы любите играть? (Да)

Воспитатель: Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал: лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. (Дети повторяют за воспитателем:

кружатся, идут, приседают, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, затем загибают пальцы в кулак)

Воспитатель: А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

Воспитатель: Кто же ухаживает за лесом?   И как его называют? (Лесник)

Воспитатель: Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу? (Лесовик)

Воспитатель: А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?  (Леший)

Воспитатель: Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.    (Лист)

Воспитатель: Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.                                                          

                       Одним проходу не дает,   других он подгоняет. (Ветер)                                                        

Воспитатель: Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,                                                    

                       В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.            (Дождь  )

Воспитатель: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с 2 заданиями.      

При ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши.

Воспитатель: Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.  (Дети просматривают видеофильм «Осень»)

Воспитатель: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.    (Дети составляют картины осени)

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.      (Дети повторяют слова, кружатся)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.

Воспитатель: Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)

Воспитатель: А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Краски осени"

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Краски осени"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект занятия по развитию речи на тему: " Золотая осень" (младшая группа)

Конспект занятия по развитию речи  " Золотая осень" (младшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Ранняя осень. Ягоды"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Лес осенью. Грибы и ягоды" в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи на тему "Лес осенью. Грибы и ягоды" в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Золотая осень» (вторая младшая группа)

Цель: создание условий для расширения знаний детей о времени года – осень.Задачи: обогащать знания детей о приметах осени;уточнять знания о жизни животных осенью;обогащать и активировать словарь...