Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по мотивам сказки Гуси-лебеди
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Коряпина Татьяна Владимировна

Занятие направлено на совершенствование умения пересказывать рассказы, способности делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Алёнушка»

Конспект занятия

по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Составитель:

старший воспитатель Коряпина Т.В.

ноябрь, 2023 г.

с. Александровское

Цель: совершенствование умения пересказывать рассказы, способности делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении.

Задачи:

ОО «Развитие речи»:

  1. Учить пересказу при помощи мнемотаблицы.
  2. Развивать речевые навыки.
  3. Учить определять количество и порядок слов в предложении. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. (Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись)
  4. Освоение слогового способа чтения.
  5.  ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

ОО «Познавательное развитие»:

  1. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.
  2. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
  3. Развивать умение понимать поставленную задачу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Развивать воображение и творческие способности детей.

ОО «Физическое развитие»:

          1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук, активизировать межполушарное взаимодействие.

2. Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях       предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности.

Предварительная работа: накануне прочитать русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

Работа с мнемотаблицами.

Разучивание нейросенсорных упражнений.

Материал.

Демонстрационный: ноутбук, проектор, доска, мел.

Раздаточный: карточки с  зашифрованными словами, чистые листы, фломастеры, ручки.

Атрибуты: речка,  печка, яблонька, домик Бабы Яги.

Ход занятия:

Дети заходят под сказочную музыку в музыкальный зал

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями ребята. Дети здороваются.
На экране Аленушка, она просит ребят о помощи, говорит, что у нее украли брата, речь прерывается.

Воспитатель: Ребята, у девочки случилась беда, а мы толком не поняли, что это за сказка, как туда попасть и чем ей помочь. Что же делать?  Она только успела передать мне волшебный клубочек, но я его нечаянно уронила и он размотался и потерял своё волшебство. Но я знаю, что, сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Маргарите и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов!

Воспитатель: Ну вот, ребята, волшебный клубочек у нас есть, что же дальше делать?  Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку (варианты ответов детей).

Воспитатель: Я думаю, волшебный клубочек укажет нам правильную дорогу. Волшебный клубочек останавливается возле двери (дверь накрыта тканью). Мне кажется, нам нужно войти в эту волшебную дверь.

Воспитатель: - Ребята, мы с Вами очутились в сказке. Что это за сказка? Как же нам узнать? Ой, ребята, посмотрите, что это?  (на экране загадки- сказки из смайликов)

(Ответы детей: )

Воспитатель:  Нам нужно отгадать, какие сказки здесь  зашифрованы и найти нужную нам сказку (дети отгадывают сказки и методом исключения определяют нужную

- Что же это за сказка? (Ответы детей: Гуси-лебеди)

Воспитатель: Теперь нам понятно, где мы. И кто нас просил о помощи.

Воспитатель:

- А кто написал эту сказку? (Ответы детей – народ).

- Ребята, почему сказки называют народными (Ответы детей – потому что, их сочинил народ).

Воспитатель:

- Сказки бывают народные, а бывают….. (Ответы детей – авторскими).

Воспитатель:

Почему сказки называют авторскими? (Ответы детей – потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

На экране вновь появляется Алёнушка.

Воспитатель:

- Алёнушка, чем мы можем тебе помочь, чтобы освободить братца Иванушку?

Алёнушка:

Для этого вам нужно будет пересказать сказку, выполнить сложные задания героев сказки.

Воспитатель: Вот это да, сколько препятствий нам предстоит преодолеть. Но, мы трудностей не боимся. Ребята, поможем Алёнушке найти братца? (Ответы детей.)

Основная часть.

Работа по составлению мнемотаблицы.

Алёнушка: Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий.

Посмотрите, на доске Баба-Яга запутала сказку. Вам нужно разложить картинки из сказки по порядку и описать свою картинку одним предложением.

(Каждый ребёнок выкладывает свою картинку на магнитной доске)

Воспитатель: Алёнушка, правильно ли ребята рассказали сказку? (На экране появляются картинки с правильным ответом).

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать сказку полностью? (Один из детей рассказывает сказку полностью).

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что там белеет вдали?

Дети:

- Печка.

Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Печка, укажи нам, пожалуйста дорогу.

Печка:  Для того, чтобы я указала вам путь, вы должны поиграть со мной в игру «Продолжи историю». Последнее слово в игре покажет вам путь к Иванушке

Воспитатель: А как?

Игра «Продолжи историю».

 Печка: Первый участник игры берет в руки пирожок, который передает по ходу игры своему соседу. Первый участник говорит фразу, которую  следующий ребенок должен повторить и продолжить, объяснив, почему это событие произошло, и при этом передав пирожок соседу. Сосед берет пирожок, повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.  

 Цепочки:

- Утром у всех было хорошее настроение.

 - У всех в семье было хорошее настроение потому, что поехали  в гости к бабушке.

- Поехали в гости к бабушке потому, что  бабушка  обещала испечь  пирог.

- Бабушка  обещала испечь  пирог  потому, что вся семья   очень любит бабушкины пироги.

- Все любят бабушкины пироги, потому что в них много начинки.

- Много начинки в пирогах, потому, что  собрали большой урожай фруктов.Собрали большой урожай фруктов, потому, что  папа посадил много яблонь.

Воспитатель: - Куда же нам идти, ребята? (Ответы детей: Печка указала нам дорогу к яблоньке).

Воспитатель: Яблонька, милая, куда гуси-лебеди полетели и унесли братца Алёнушки?

Яблонька: - Я скажу, если дети смогут  нарисовать яблоко одновременно 2 руками.

Воспитатель: Хорошо, яблонька, для этого мы немного разомнемся.  (нейрогимнастика).

Яблонька:

- Порадовали вы меня. Идите к речке. А яблоко укажет вам дорогу.

Воспитатель: - Спасибо, яблонька.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

(Дети идут к центру круга.

Наклонились и умылись.

Наклоняются, трут лицо руками.)

Раз, два, три, четыре –

(На каждый счет делают четыре

Вот как славно освежились.

движения ладонями к лицу.)

А теперь поплыли дружно.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

(Показывают “брасс”, “кроль

Одной, другой – это кроль.

двигаясь по кругу.)

Все как один плывем,

и не отстаем

(Идут по кругу друг за другом,

Воспитатель:

- Вот мы и у речки. Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка:

- Я скажу вам, куда они полетели, но вначале выполните задание.

Вы должны нарисовать схему предложения. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Работа с предложением «Гуси жили в лесу». Дети последовательно называют слова в предложении, повторяют правила написания предложения, делают его графическую запись.

Речка: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я видела, как Гуси-Лебеди понесли Иванушку в избушке Бабы-Яги. Идите вниз по реке и попадёте к ней.

Б. Я.: -Зачем сюда пришли?

Воспитатель: за братцем Иванушкой пришли, твои гуси-лебеди унесли его.

Б. Я.: - Ишь, чего захотели. Братца-Иванушку не отдам пока не поиграете со мной в игру «Собери слово». Перед вами карточки с буквами и цифрами. Каждой цифре соответсвует буква, они соеденены ниточкой. Вы должны вписать в пустые клеточки букву и прочитать слово.

Воспитатель: - Баба Яга, мы и с твоим заданием справились.

Б. Я.: – Ах спасибо, никто никогда со мной не играл. Видно Иванушку  отдать вам придется.

На экране Аленушка. Говорит, что Баба Яга отпустила братца, благодарит детей.

Итог.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большой путь, выполнили много заданий.

Синквейн

Скажите, пожалуйста, какой была

Девочка в начале сказки

Легкомысленная, маленькая

Играет, забывает, теряет

Не выполнила просьбу родителей.

Девочка в конце сказки

Решительная, смелая, догоняет, отбирает, возвращает

Не испугалась и вернула брата домой Красавица.

Гуси-лебеди

Коварный, злые.

Похищают, уносят, догоняют.

Служили злой бабе-Яге.

Злодеи.

Баба-Яга

Злая. Страшная, плохая.

Похищает забирает, прячет.

Похитила Ванечку.

Родители

Любящие. Заботливые.

Любят, заботятся, беспокоятся.

Воспитатель: заканчивает занятие чтением стихотворения

В мире много сказок                     Пусть герои сказок

Грустных и смешных.                   Дарят нам тепло,

И прожить на свете                       Пусть добро навеки

Нам нельзя без них!                      Побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Цель:1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.2. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суфф...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».

Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».  Цель: учить детей отвечать полными предложениями, повторить и закрепить содержание сказки. Задачи:1. Образовательные:• Расширять словар...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"________________________________________

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"Цель:1.                 Учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. З...