Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по мотивам сказки Гуси-лебеди
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие направлено на совершенствование умения пересказывать рассказы, способности делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Алёнушка»
Конспект занятия
по развитию речи в подготовительной группе
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Составитель:
старший воспитатель Коряпина Т.В.
ноябрь, 2023 г.
с. Александровское
Цель: совершенствование умения пересказывать рассказы, способности делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении.
Задачи:
ОО «Развитие речи»:
- Учить пересказу при помощи мнемотаблицы.
- Развивать речевые навыки.
- Учить определять количество и порядок слов в предложении. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. (Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись)
- Освоение слогового способа чтения.
- ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
ОО «Познавательное развитие»:
- Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.
- Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
- Развивать умение понимать поставленную задачу.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать воображение и творческие способности детей.
ОО «Физическое развитие»:
1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук, активизировать межполушарное взаимодействие.
2. Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности.
Предварительная работа: накануне прочитать русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Работа с мнемотаблицами.
Разучивание нейросенсорных упражнений.
Материал.
Демонстрационный: ноутбук, проектор, доска, мел.
Раздаточный: карточки с зашифрованными словами, чистые листы, фломастеры, ручки.
Атрибуты: речка, печка, яблонька, домик Бабы Яги.
Ход занятия:
Дети заходят под сказочную музыку в музыкальный зал
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями ребята. Дети здороваются.
На экране Аленушка, она просит ребят о помощи, говорит, что у нее украли брата, речь прерывается.
Воспитатель: Ребята, у девочки случилась беда, а мы толком не поняли, что это за сказка, как туда попасть и чем ей помочь. Что же делать? Она только успела передать мне волшебный клубочек, но я его нечаянно уронила и он размотался и потерял своё волшебство. Но я знаю, что, сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Маргарите и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов!
Воспитатель: Ну вот, ребята, волшебный клубочек у нас есть, что же дальше делать? Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку (варианты ответов детей).
Воспитатель: Я думаю, волшебный клубочек укажет нам правильную дорогу. Волшебный клубочек останавливается возле двери (дверь накрыта тканью). Мне кажется, нам нужно войти в эту волшебную дверь.
Воспитатель: - Ребята, мы с Вами очутились в сказке. Что это за сказка? Как же нам узнать? Ой, ребята, посмотрите, что это? (на экране загадки- сказки из смайликов)
(Ответы детей: )
Воспитатель: Нам нужно отгадать, какие сказки здесь зашифрованы и найти нужную нам сказку (дети отгадывают сказки и методом исключения определяют нужную
- Что же это за сказка? (Ответы детей: Гуси-лебеди)
Воспитатель: Теперь нам понятно, где мы. И кто нас просил о помощи.
Воспитатель:
- А кто написал эту сказку? (Ответы детей – народ).
- Ребята, почему сказки называют народными (Ответы детей – потому что, их сочинил народ).
Воспитатель:
- Сказки бывают народные, а бывают….. (Ответы детей – авторскими).
Воспитатель:
Почему сказки называют авторскими? (Ответы детей – потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
На экране вновь появляется Алёнушка.
Воспитатель:
- Алёнушка, чем мы можем тебе помочь, чтобы освободить братца Иванушку?
Алёнушка:
Для этого вам нужно будет пересказать сказку, выполнить сложные задания героев сказки.
Воспитатель: Вот это да, сколько препятствий нам предстоит преодолеть. Но, мы трудностей не боимся. Ребята, поможем Алёнушке найти братца? (Ответы детей.)
Основная часть.
Работа по составлению мнемотаблицы.
Алёнушка: Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий.
Посмотрите, на доске Баба-Яга запутала сказку. Вам нужно разложить картинки из сказки по порядку и описать свою картинку одним предложением.
(Каждый ребёнок выкладывает свою картинку на магнитной доске)
Воспитатель: Алёнушка, правильно ли ребята рассказали сказку? (На экране появляются картинки с правильным ответом).
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать сказку полностью? (Один из детей рассказывает сказку полностью).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что там белеет вдали?
Дети:
- Печка.
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети: Здравствуй, печенька!
Воспитатель: Печка, укажи нам, пожалуйста дорогу.
Печка: Для того, чтобы я указала вам путь, вы должны поиграть со мной в игру «Продолжи историю». Последнее слово в игре покажет вам путь к Иванушке
Воспитатель: А как?
Игра «Продолжи историю».
Печка: Первый участник игры берет в руки пирожок, который передает по ходу игры своему соседу. Первый участник говорит фразу, которую следующий ребенок должен повторить и продолжить, объяснив, почему это событие произошло, и при этом передав пирожок соседу. Сосед берет пирожок, повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.
Цепочки:
- Утром у всех было хорошее настроение.
- У всех в семье было хорошее настроение потому, что поехали в гости к бабушке.
- Поехали в гости к бабушке потому, что бабушка обещала испечь пирог.
- Бабушка обещала испечь пирог потому, что вся семья очень любит бабушкины пироги.
- Все любят бабушкины пироги, потому что в них много начинки.
- Много начинки в пирогах, потому, что собрали большой урожай фруктов.Собрали большой урожай фруктов, потому, что папа посадил много яблонь.
Воспитатель: - Куда же нам идти, ребята? (Ответы детей: Печка указала нам дорогу к яблоньке).
Воспитатель: Яблонька, милая, куда гуси-лебеди полетели и унесли братца Алёнушки?
Яблонька: - Я скажу, если дети смогут нарисовать яблоко одновременно 2 руками.
Воспитатель: Хорошо, яблонька, для этого мы немного разомнемся. (нейрогимнастика).
Яблонька:
- Порадовали вы меня. Идите к речке. А яблоко укажет вам дорогу.
Воспитатель: - Спасибо, яблонька.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились, | (Дети идут к центру круга. |
Наклонились и умылись. | Наклоняются, трут лицо руками.) |
Раз, два, три, четыре – | (На каждый счет делают четыре |
Вот как славно освежились. | движения ладонями к лицу.) |
А теперь поплыли дружно. | (Идут по кругу, взявшись за руки.) |
Делать так руками нужно: | |
Вместе – раз, это брасс, | (Показывают “брасс”, “кроль |
Одной, другой – это кроль. | двигаясь по кругу.) |
Все как один плывем, и не отстаем | (Идут по кругу друг за другом, |
Воспитатель:
- Вот мы и у речки. Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка:
- Я скажу вам, куда они полетели, но вначале выполните задание.
Вы должны нарисовать схему предложения. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Работа с предложением «Гуси жили в лесу». Дети последовательно называют слова в предложении, повторяют правила написания предложения, делают его графическую запись.
Речка: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я видела, как Гуси-Лебеди понесли Иванушку в избушке Бабы-Яги. Идите вниз по реке и попадёте к ней.
Б. Я.: -Зачем сюда пришли?
Воспитатель: за братцем Иванушкой пришли, твои гуси-лебеди унесли его.
Б. Я.: - Ишь, чего захотели. Братца-Иванушку не отдам пока не поиграете со мной в игру «Собери слово». Перед вами карточки с буквами и цифрами. Каждой цифре соответсвует буква, они соеденены ниточкой. Вы должны вписать в пустые клеточки букву и прочитать слово.
Воспитатель: - Баба Яга, мы и с твоим заданием справились.
Б. Я.: – Ах спасибо, никто никогда со мной не играл. Видно Иванушку отдать вам придется.
На экране Аленушка. Говорит, что Баба Яга отпустила братца, благодарит детей.
Итог.
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большой путь, выполнили много заданий.
Синквейн
Скажите, пожалуйста, какой была
Девочка в начале сказки
Легкомысленная, маленькая
Играет, забывает, теряет
Не выполнила просьбу родителей.
Девочка в конце сказки
Решительная, смелая, догоняет, отбирает, возвращает
Не испугалась и вернула брата домой Красавица.
Гуси-лебеди
Коварный, злые.
Похищают, уносят, догоняют.
Служили злой бабе-Яге.
Злодеи.
Баба-Яга
Злая. Страшная, плохая.
Похищает забирает, прячет.
Похитила Ванечку.
Родители
Любящие. Заботливые.
Любят, заботятся, беспокоятся.
Воспитатель: заканчивает занятие чтением стихотворения
В мире много сказок Пусть герои сказок
Грустных и смешных. Дарят нам тепло,
И прожить на свете Пусть добро навеки
Нам нельзя без них! Побеждает зло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"
Цель:1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.2. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суфф...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»». Цель: учить детей отвечать полными предложениями, повторить и закрепить содержание сказки. Задачи:1. Образовательные:• Расширять словар...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"________________________________________
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"Цель:1. Учит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"
Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе, по мотивам сказки Теремок.
развитие речи у детей....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. З...
