Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»
консультация по развитию речи (средняя группа)
Консультация для родителей
группы
общеразвивающей направленности
для детей 4–5 лет
Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская СОШ»
(дошкольный уровень)
Консультация для родителей
группы
общеразвивающей направленности
для детей 4–5 лет
Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»
Подготовила: воспитатель
Васильева Е.В.
Оренбургский район 2025 г.
Консультация для родителей группы
общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет
Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»
Связная речь – это самая трудная разновидность говорения. Она предполагает последовательное и детальное изложение мыслей. Чтобы хорошо говорить связно, нужно хорошо понимать мир вокруг, уметь замечать детали, что требует высокого уровня интеллекта и развития речи. Дети с проблемами в развитии речи часто путаются в последовательности событий при пересказе, забывают важные моменты и персонажей.
Обучение через игру–это отличный способ заинтересовать детей и перенести их интерес с игры на учебу. Для развития связной речи у дошкольников часто используют дидактические игры.
Дидактическая игра–это один из способов обучения, часть образовательного процесса. Она помогает детям лучше усваивать и закреплять знания, учит их думать и познавать мир. В дидактических играх (с игрушками, материалами, словесные, сюжетные, настольные) дети учатся взаимодействовать, следовать правилам, контролировать свои желания ради общей цели, и, что самое главное, развивают связную речь. Соблюдение правил в игре необходимо для успеха, поэтому дети учатся подчиняться им. Игры также помогают формировать самоконтроль и организованность.
В среднем дошкольном возрасте, когда дети начинают мыслить логически, особенно полезны словесные игры, которые развивают самостоятельность мышления и умение думать.
Дидактическая игра – это мощный инструмент для коррекции развития речи у детей с нарушениями. Играя, дети решают учебные задачи в интересной форме. Активное участие в игре способствует лучшему запоминанию информации.
Дидактическая игра всегда требует принятия решения: как поступить, что сказать, чтобы выиграть? В игре все равны, она подходит даже тем, кому трудно. Чувство равенства, радость, ощущение, задания по силам – все это помогает детям понимать причинно-следственные связи, думать самостоятельно, преодолевать стеснение и неуверенность, что положительно влияет на результаты обучения детей с проблемами в развитии речи.
Пример дидактической игры для развития связной речи дома:
Игра «Хлопушка»
Эта игра учит детей группировать слова по общему признаку.
Инструкция для родителя: «Давай поиграем в игру! Я буду называть разные слова. Если ты услышишь слово, которое обозначает инструмент, хлопни в ладоши.»
Слова для игры: молоток, стол, грабли, окно, туча, ножницы, топор, слива, молоток, пила.
Игра на внимание: «Транспорт»
Родитель: «Я буду называть разные слова. Если услышишь название транспорта, который ездит по земле, хлопни один раз. Если услышишь название транспорта, который летает по воздуху, хлопни два раза.»
(Слова для игры: автобус, самолет, трамвай, вертолет, поезд, метро.)
Игра «Суть понятия»
Родитель: «Я прочитаю тебе список слов. Твоя задача - выбрать два слова, которые описывают самые важные, неотъемлемые характеристики основного слова. Это те вещи, без которых данного предмета или понятия просто не может существовать. Другие слова тоже связаны с основным, но они не так важны. Тебе нужно найти именно главные составляющие.
Возьмем, к примеру, слово «сад». Как ты думаешь, какие из этих слов -растения, садовник, собака, забор, земля - являются главными? То есть, без чего сад не может быть садом? Может ли сад существовать без растений? Почему? А без садовника? Собаки? Забора? Земли? Почему?»
Каждое предложенное слово нужно подробно обсудить. Важно, чтобы ребенок понял, почему именно это слово является ключевым, неотъемлемым признаком понятия.
Примеры заданий:
Город: (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра: (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Больница: (таблетки, врач, халат, больной, тихий час)
Автомобиль: (колеса, шины, руль, кабина, кузов, тормоза)
Лес: (деревья, трава, кусты, животные, пеньки)
Космос: (звезды, безвоздушное пространство, солнце, космический корабль)
Игра «Найди лишнее»
Родитель: «Я назову три слова. Тебе нужно быстро подумать и определить, что их объединяет, а что делает одно из них лишним.
Например, если я скажу: сова, ворона, лиса. Все три слова относятся к живой природе. Но сова и ворона–это птицы, а лиса - нет. Значит, лиса здесь лишняя.»
Примеры для игры:
- дождь, снег, река;
- врач, сосед, шофер;
- туча, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Эти упражнения помогают ребенку сосредоточиться на поиске решения, стимулируют мыслительные процессы и развивают способность к абстрагированию.
Игра «Продолжи слово»
Родитель называет любой слог, а ребенок по очереди должен продолжить его так, чтобы получилось слово.
Например: «бе…» - берёза, берег, бессонница, бег, бензин; «арб…» - арбуз, Арбат, арбалет; «ма…» - мама, машина, малина.
Игра «Перепутанные слова»
В этой игре также можно использовать персонажа. Взрослый придумывает предложения, но намеренно перемешивает слова в них. Задача ребенка -как можно быстрее расставить «заблудившиеся» слова по своим местам, чтобы получилось осмысленное предложение.
Примеры:
Исходное: пойдем и мы в воскресенье в поход.
Решение: в воскресенье мы пойдем в поход.
Исходное: играют, кидая дети мяч другу в его друг.
Решение: дети играют в мяч, кидая его друг другу.
Исходное: Максим утром дома из рано вышел.
Решение: Максим вышел из дома рано утром.
Исходное: библиотеке интересных взять книг можно много.
Решение: в библиотеке можно взять много интересных книг
- Исходное: клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк.
Решение: завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны.
Игра «Сортировка»
Взрослый предлагает ребенку разделить предложенные слова на группы по какому-либо признаку.
Примеры заданий:
Родитель: «Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти имена: Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа?» (Например, по полу: мальчики/девочки).
Родитель: «Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, щука, синица, сом, снегирь, окунь?» (Например, птицы/рыбы).
Игра «Угадай предмет»
Цель: Развитие умения узнавать предметы по их характерным признакам.
Родитель предлагает описания, а ребенок должен назвать предмет:
- Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый.
- Назови предмет, который: продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
- Какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает.
- Какой предмет обладает следующими признаками: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
- Кто или что может быть: высоким или низким.
- Кто или что может быть: холодным или горячим.
- Кто или что может быть: твердым или жидким.
- Кто или что может быть: узким или широким.
Игра «Подбор слов»
Это задание направлено на развитие у ребенка способности определять общие и частные понятия, а также на формирование логического мышления при работе со словами.
Задание на классификацию:
Вариант 1: «Давай поиграем в игру «Найди пару»! Я назову категорию, например, «перелетные птицы». Твоя задача - назвать как можно больше слов, которые к ней относятся. Потом мы попробуем с другими категориями: домашние животные, рыбы, цветы, времена года, инструменты и так далее.»
Вариант 2: «Представь, что у нас есть волшебный сундук, в котором хранятся разные вещи. Давай выберем из него только игрушки, посуду, мебель, а потом попробуем найти насекомых, птиц, рыб и другие интересные предметы (например, в книге).»
2. Игра «Мяч–слово»:
Вариант: «Давай поиграем в игру «Волшебный мяч»! Я буду говорить, что мы делаем, а ты будешь говорить, что мы делаем с этим. Например, я говорю «шьем», а ты говоришь «платье». Потом поменяемся ролями! Итак, я говорю: покупаем, печем, лепим, стираем, прибиваем, катаем, строим...»
- Игра «Отгадай предмет по его частям»:
Вариант: «Давай поиграем в игру «Загадки»! Я буду описывать предмет, а ты попробуешь его отгадать.
Например:
- У него четыре ноги, спинка и сиденье. Что это?
- На нем есть цифры и стрелки. Что это?
- В нем есть буквы, картинки и листы. Что это?
- У него есть ствол, ветки и листья. Что это?
- У него есть корень, стебель, листья и лепестки. Что это?
-У него есть экран, кнопки, электрический шнур и пульт. Что это?
- У него есть носик, ручка, крышка и электрический шнур. Что это?
- У него есть лапы, хвост и ошейник. Что это?
- У него есть лапы, хвост и хобот. Что это?
Эти перефразировки делают задания более увлекательными и понятными для ребенка. Они также используют более игривый язык, что способствует лучшему вовлечению в процесс.
Советы родителям:
- Поддерживайте интерес ребенка к игре, предлагая новые увлекательные сюжеты.
- Используйте разнообразные игры для повышения мотивации и желания говорить.
- Проводите короткие игровые сессии ежедневно, делая обучение приятным и веселым занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности на тему:"Инклюзивное образование, "за" и "против".
В консультации для родителей представлена информация, касающаяся плюсов и минусов внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс ДОУ....

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет «Мяч в жизни дошкольника»
Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет «Мяч в жизни дошкольника»...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: «Как устроить новогодний праздник дома для детей»
Консультация для родителейгруппы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: «Как устроить новогодний праздник дома для детей»...

Конспект занятия группы общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через увлекательные дидактические игры»
Конспект занятия группы общеразвивающей направленностидля детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через увлекательные дидактические игры»...

Конспект занятия группы общеразвивающей направленности для детей 4–5лет Тема: «Развитие речи через активные дидактические игры»
Конспект занятия группы общеразвивающей направленностидля детей 4–5лет Тема: «Развитие речи через активные дидактические игры»...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности для детей 4 –5 лет Тема: «Развитие речи у дошкольников 4 – 5 лет по-средством дидактических игр»
Консультация для родителейгруппыобщеразвивающей направленностидля детей 4 –5 летТема: «Развитие речи у дошкольников 4 – 5 лет посредством дидактических игр»...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»
Консультация для родителейгруппыобщеразвивающей направленностидля детей 4–5 летТема: «Развиваем речь дошкольников 4–5 лет через развивающие дидактические игры»...



