Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа)

Васильева Екатерина Владимировна

 

Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Ивановская СОШ»

(дошкольный уровень)

Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Васильева Е.В.

Оренбургский район 2025 г.

Мастер-класс для воспитателей дошкольников средней группы: «Игры как инструмент развития речи дошкольников».

Цель: познакомить педагогов с эффективными дидактическими играми для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучить воспитателей практическим приемам использования игр для развития речевых навыков у воспитанников.

Сформировать у педагогов мотивацию к применению игровых методик в своей работе.

Обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику и анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты:

Участники активно участвуют в обсуждении и выборе дидактических игр, демонстрируя интерес к представленному опыту.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.

Программа мастер-класса:

Вступительное слово:

Для всестороннего развития ребенка крайне важна его речевая компетенция. Чем богаче и правильнее речь малыша, тем легче ему доносить свои мысли, тем шире его возможности познавать мир, тем глубже и содержательнее его отношения с другими, и тем активнее идет его психическое развитие.

Речь формируется в деятельности, а игра — это главная детская деятельность, через которую они осмысливают полученные знания и впечатления. Игра — это естественное состояние ребенка, удовлетворяющее его потребность в движении и радости. Она всегда рождается из инициативы, фантазии и эмоций. А. М. Горький подчеркивал: «Игра-путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Речевые игры требуют от ребенка умения применять имеющиеся знания в новых контекстах. Играя, он самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их признаки, находит сходства и различия, угадывает по описанию и группирует предметы. Речевые игры способствуют развитию всех сторон личности: сенсорной, умственной, зрительного восприятия, образных представлений, а также усвоению языковых норм.

Учитывая это, я подобрала игры, которые помогут активизировать речевую деятельность детей, и хочу сегодня поделиться ими с вами.

Значение развития речи для всестороннего развития ребенка. Роль игры в формировании речевых навыков. Обзор подобранных игр.

Практическая часть: 

«Угадай эмоцию!»

Организационный момент. Игра «Эмоции»-развитие мимики и артикуляции как основы для речевого развития.

Ведущие (воспитатели) раздают карточки с изображениями лиц, выражающих различные чувства. Один человек показывает эмоцию, изображенную на карточке, а остальные участники пытаются отгадать, что это за чувство (например, радость, грусть, злость, страх, удивление).

«Звуковая эстафета с мячом»

Участники передают мяч друг другу, называя слова, в которых звук «п» произносится твердо и находится в середине слова.

Примеры слов: лапша, лапти, лопата, топор, капуста, крупа, крепость, черепаха….

«Поход в магазин за продуктами»

Представьте, что мы в продуктовом магазине! Наша задача-выбрать только те продукты, в названии которых есть звуки «м» и «мь».

Примеры продуктов: молоко, масло, мороженое, морковь, маргарин, малина, мука, манка…

Игра «Звуковой вызов»

Приготовьтесь к словесной эстафете! Я буду задавать вопросы, а ваша задача-отвечать быстро и четко, используя только слова, которые начинаются со звука «а»!

-Как вас зовут? (Алена, Александра, Алиса)

-Кем вы мечтаете стать? (артист, астронавт)

-Назови животных? (акула, аист, антилопа)

-Назови фрукты? (арбуз, ананас, абрикос)

Игра «Словесные пазлы»

Давайте поиграем в ассоциации! Я буду называть слово, а вы должны назвать слово, которое с ним тесно связано:

Машина- ... (водитель)

Поезд - ... (машинист)

Тарелка- ... (ложка)

Кровать - ... (одеяло)

Мышка- ... (сыр)

Ножницы- ... (бумага)

Игра-…(игрушки)

Художник - ... (краски)

Лето-…(жарко)

Кондитер - ... (торт)

Игра «Сказочные загадки»

Пришло время вспомнить любимые сказки! Я буду загадывать загадки про сказочных героев, а вы должны их отгадать: 

-В далёкой стране, за морями и горами, хранится предмет, способный принести много счастья и несчастья. (Ответ: Волшебная палочка)

 -В чаще лесной стоит её дом, построенный на курьих ножках. Кто помогает ей в сказках? (Ответ: Баба Яга)

-Безмолвно летит, безмолвно лежит, но кричит, когда жизнь покидает. (Ответ: Стрела)

-У отца был сын, меткий стрелок, чей лук стреляет быстрее ветра? (Ответ: Робин Гуд)

-Сильный и храбрый герой сказок, с мечом и топором в руках. Кто он? (Ответ: Богатырь)

-Живёт в лесу, ловко прыгает по деревьям. Кто этот рыжий зверёк, часто встречающийся в сказках? (Ответ: Белка)

-Злодей из сказок, обожающий сладкое, с колпаком на голове. Кто он? (Ответ: Карабас-Барабас)

- Главный герой многих сказок, всегда готовый к приключениям. Кто он, этот простодушный герой? (Ответ: Иван-дурак)

 -Мудрый старец, дарящий волшебство и знания. Кто он, этот хранитель мудрости из сказок? (Ответ: Волшебник)

-Злодей из сказок, стремящийся к бессмертию и строящий козни. Кто он? (Ответ: Кощей Бессмертный)

-Игра «Почемучка»

Начнем наше занятие! Сегодня мы поиграем в игру под названием «Почемучки». Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них полным ответом, используя слова «потому что».

-Почему берёзу и клён называют деревьями?

-Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?

-Почему осенью падают листья?

-Почему зимой светит солнце, а люди ходят в тёплой одежде?

-Почему вода в реках зимой превращается в лёд?

-Почему весной тает снег?

-Почему весной ручейков стало много?

-Почему днём светло?

Эта игра поможет нам научиться говорить связно, отвечать на вопросы полными предложениями и внимательно слушать.

Важно помнить, что чтение книг очень полезно для развития речи.

Художественная литература помогает нам говорить красиво, учит новым словам и выражениям, а также расширяет наш словарный запас.

А теперь давайте разделимся на три команды!

Следующая игра: «Опиши свой день»

Представьте, что сегодня у вас две рабочих смены. Каждая команда будет описывать свой день по-своему:

Команда 1: Используйте только существительные.

Команда 2: Используйте только прилагательные.

Команда 3: Используйте только глаголы.

И последняя игра: «Придумай рассказ»

Задание: сочините историю, где каждое слово начинается с одного и того же звука.

Пример (звук «М»):

Маленькая мышка Маша мирно мыла миску. Мама-мышь махала лапкой, маня малышку. Мудрая малышка мигом моет миску, моет мордочку, мяукает. «Молодец!»-мурлычет мама, машет мягкой лапкой. Малышка Маша мирно мурлычет, мечтая о молочке.

Метод развития речи для дошкольников среднего возраста 4–5 лет: Синквейн

Синквейн-это короткое стихотворение из пяти строк, которое помогает ребенку выразить свои мысли и чувства. Этот метод очень полезен для развития речи.

Рефлексия (Оценка мастер-класса)

Сейчас я предлагаю вам оценить наш мастер-класс, используя синквейн. Сочинять синквейны-это весело и просто!

Как составить синквейн:

Строка 1: Одно ключевое слово (основная тема).

Строка 2: Два прилагательных (описание темы).

Строка 3: Три глагола (действия, связанные с темой).

Строка 4: Короткое предложение (ваше мнение о теме).

Строка 5: Одно слово (ваша ассоциация с темой).

В нашем случае ключевое слово-«мастер-класс».

Заключение:

Развитая и грамотная речь ребенка открывает перед ним больше возможностей: легче выражать мысли, лучше понимать мир, строить отношения с другими людьми. Это способствует развитию личности в целом.

Благодарю за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДО Школы 2083 «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"

Синквейн - один из  инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."

Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...