Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа)
Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская СОШ»
(дошкольный уровень)
Мастер-класс для воспитателей детского сада: «Игры как инструмент развития речи дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Васильева Е.В.
Оренбургский район 2025 г.
Мастер-класс для воспитателей дошкольников средней группы: «Игры как инструмент развития речи дошкольников».
Цель: познакомить педагогов с эффективными дидактическими играми для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучить воспитателей практическим приемам использования игр для развития речевых навыков у воспитанников.
Сформировать у педагогов мотивацию к применению игровых методик в своей работе.
Обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику и анализ результатов работы.
Ожидаемые результаты:
Участники активно участвуют в обсуждении и выборе дидактических игр, демонстрируя интерес к представленному опыту.
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.
Программа мастер-класса:
Вступительное слово:
Для всестороннего развития ребенка крайне важна его речевая компетенция. Чем богаче и правильнее речь малыша, тем легче ему доносить свои мысли, тем шире его возможности познавать мир, тем глубже и содержательнее его отношения с другими, и тем активнее идет его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности, а игра — это главная детская деятельность, через которую они осмысливают полученные знания и впечатления. Игра — это естественное состояние ребенка, удовлетворяющее его потребность в движении и радости. Она всегда рождается из инициативы, фантазии и эмоций. А. М. Горький подчеркивал: «Игра-путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Речевые игры требуют от ребенка умения применять имеющиеся знания в новых контекстах. Играя, он самостоятельно решает мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их признаки, находит сходства и различия, угадывает по описанию и группирует предметы. Речевые игры способствуют развитию всех сторон личности: сенсорной, умственной, зрительного восприятия, образных представлений, а также усвоению языковых норм.
Учитывая это, я подобрала игры, которые помогут активизировать речевую деятельность детей, и хочу сегодня поделиться ими с вами.
Значение развития речи для всестороннего развития ребенка. Роль игры в формировании речевых навыков. Обзор подобранных игр.
Практическая часть:
«Угадай эмоцию!»
Организационный момент. Игра «Эмоции»-развитие мимики и артикуляции как основы для речевого развития.
Ведущие (воспитатели) раздают карточки с изображениями лиц, выражающих различные чувства. Один человек показывает эмоцию, изображенную на карточке, а остальные участники пытаются отгадать, что это за чувство (например, радость, грусть, злость, страх, удивление).
«Звуковая эстафета с мячом»
Участники передают мяч друг другу, называя слова, в которых звук «п» произносится твердо и находится в середине слова.
Примеры слов: лапша, лапти, лопата, топор, капуста, крупа, крепость, черепаха….
«Поход в магазин за продуктами»
Представьте, что мы в продуктовом магазине! Наша задача-выбрать только те продукты, в названии которых есть звуки «м» и «мь».
Примеры продуктов: молоко, масло, мороженое, морковь, маргарин, малина, мука, манка…
Игра «Звуковой вызов»
Приготовьтесь к словесной эстафете! Я буду задавать вопросы, а ваша задача-отвечать быстро и четко, используя только слова, которые начинаются со звука «а»!
-Как вас зовут? (Алена, Александра, Алиса)
-Кем вы мечтаете стать? (артист, астронавт)
-Назови животных? (акула, аист, антилопа)
-Назови фрукты? (арбуз, ананас, абрикос)
Игра «Словесные пазлы»
Давайте поиграем в ассоциации! Я буду называть слово, а вы должны назвать слово, которое с ним тесно связано:
Машина- ... (водитель)
Поезд - ... (машинист)
Тарелка- ... (ложка)
Кровать - ... (одеяло)
Мышка- ... (сыр)
Ножницы- ... (бумага)
Игра-…(игрушки)
Художник - ... (краски)
Лето-…(жарко)
Кондитер - ... (торт)
Игра «Сказочные загадки»
Пришло время вспомнить любимые сказки! Я буду загадывать загадки про сказочных героев, а вы должны их отгадать:
-В далёкой стране, за морями и горами, хранится предмет, способный принести много счастья и несчастья. (Ответ: Волшебная палочка)
-В чаще лесной стоит её дом, построенный на курьих ножках. Кто помогает ей в сказках? (Ответ: Баба Яга)
-Безмолвно летит, безмолвно лежит, но кричит, когда жизнь покидает. (Ответ: Стрела)
-У отца был сын, меткий стрелок, чей лук стреляет быстрее ветра? (Ответ: Робин Гуд)
-Сильный и храбрый герой сказок, с мечом и топором в руках. Кто он? (Ответ: Богатырь)
-Живёт в лесу, ловко прыгает по деревьям. Кто этот рыжий зверёк, часто встречающийся в сказках? (Ответ: Белка)
-Злодей из сказок, обожающий сладкое, с колпаком на голове. Кто он? (Ответ: Карабас-Барабас)
- Главный герой многих сказок, всегда готовый к приключениям. Кто он, этот простодушный герой? (Ответ: Иван-дурак)
-Мудрый старец, дарящий волшебство и знания. Кто он, этот хранитель мудрости из сказок? (Ответ: Волшебник)
-Злодей из сказок, стремящийся к бессмертию и строящий козни. Кто он? (Ответ: Кощей Бессмертный)
-Игра «Почемучка»
Начнем наше занятие! Сегодня мы поиграем в игру под названием «Почемучки». Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них полным ответом, используя слова «потому что».
-Почему берёзу и клён называют деревьями?
-Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?
-Почему осенью падают листья?
-Почему зимой светит солнце, а люди ходят в тёплой одежде?
-Почему вода в реках зимой превращается в лёд?
-Почему весной тает снег?
-Почему весной ручейков стало много?
-Почему днём светло?
Эта игра поможет нам научиться говорить связно, отвечать на вопросы полными предложениями и внимательно слушать.
Важно помнить, что чтение книг очень полезно для развития речи.
Художественная литература помогает нам говорить красиво, учит новым словам и выражениям, а также расширяет наш словарный запас.
А теперь давайте разделимся на три команды!
Следующая игра: «Опиши свой день»
Представьте, что сегодня у вас две рабочих смены. Каждая команда будет описывать свой день по-своему:
Команда 1: Используйте только существительные.
Команда 2: Используйте только прилагательные.
Команда 3: Используйте только глаголы.
И последняя игра: «Придумай рассказ»
Задание: сочините историю, где каждое слово начинается с одного и того же звука.
Пример (звук «М»):
Маленькая мышка Маша мирно мыла миску. Мама-мышь махала лапкой, маня малышку. Мудрая малышка мигом моет миску, моет мордочку, мяукает. «Молодец!»-мурлычет мама, машет мягкой лапкой. Малышка Маша мирно мурлычет, мечтая о молочке.
Метод развития речи для дошкольников среднего возраста 4–5 лет: Синквейн
Синквейн-это короткое стихотворение из пяти строк, которое помогает ребенку выразить свои мысли и чувства. Этот метод очень полезен для развития речи.
Рефлексия (Оценка мастер-класса)
Сейчас я предлагаю вам оценить наш мастер-класс, используя синквейн. Сочинять синквейны-это весело и просто!
Как составить синквейн:
Строка 1: Одно ключевое слово (основная тема).
Строка 2: Два прилагательных (описание темы).
Строка 3: Три глагола (действия, связанные с темой).
Строка 4: Короткое предложение (ваше мнение о теме).
Строка 5: Одно слово (ваша ассоциация с темой).
В нашем случае ключевое слово-«мастер-класс».
Заключение:
Развитая и грамотная речь ребенка открывает перед ним больше возможностей: легче выражать мысли, лучше понимать мир, строить отношения с другими людьми. Это способствует развитию личности в целом.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Занятие, мастер-класс по развитию речи....

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДО Школы 2083 «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»
Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"
Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."
Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...
