Методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В методическом пособии представлена методика составления сиквейна, а также образцы использования приемов синквейна.
Методическое пособие состоит из пояснительной записки, три раздела и список литературы.
Первый раздел содержит информацию о синквейне как средство развития речевого творчества, особенности, что такое синквейн и его алгоритм составления.
Во втором разделе представлена разработка и составление с детьми синквейнов.
И в третий раздел включены задания для самостоятельного составления синквейнов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лада»
Методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей
«Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника»
г. Новый Уренгой
2025 год
В методическом пособии представлена методика составления сиквейна, а также образцы использования приемов синквейна.
Методическое пособие состоит из пояснительной записки, три раздела и список литературы.
Первый раздел содержит информацию о синквейне как средство развития речевого творчества, особенности, что такое синквейн и его алгоритм составления.
Во втором разделе представлена разработка и составление с детьми синквейнов.
И в третий раздел включены задания для самостоятельного составления синквейнов.
Содержание Пояснительная записка | 4 |
Глава I.Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника | 6 |
1.1 Особенности речевого творчества дошкольников | 6 |
1.2Что такое синквейн | 7 |
1.3Алгоритм составления синквейна | 8 |
Глава II. Разработка и составление с детьми синквейнов | 14 |
2.1.Примеры синквейнов составленными детьми | 14 |
2.2. Конспекты занятий по обучению детей составлению синквейна | 16 |
2.3. Мастер-класс «Учимся сочинять синквейн» | 23 |
Глава III. Задания для самостоятельного составления | 28 |
Заключение | 31 |
Список литературы | 32 |
Пояснительная записка
Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речевого творчества дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.
Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу. Воображение в этот период очень пластично и достаточно легко поддается влиянию со стороны педагогов.
В качестве эффективного средства речевого творчества развития дошкольников можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, научиться работать с ними). Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Одним из видов моделирования является синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речевого творчества ребенка.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В работе по развитию речевого творчества детей основной акцент делают на обучение детей составлению синквейна. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Поэтому мы разработали методическое пособие «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника», который включает пояснительную записку, три раздела и список литературы. Первый раздел содержит информацию о синквейне как средство развития речевого творчества, особенности, что такое синквейн и его алгоритм составления. Во втором разделе представлена разработка и составление с детьми синквейнов. И в третий раздел включены задания для самостоятельного составления синквейнов.
Глава I. Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника
1.1 Особенности речевого творчества дошкольника
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации [2].
Выделяют следующие виды речевого творчества:
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.
Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу. Воображение в этот период очень пластично и достаточно легко поддается влиянию со стороны педагогов.
Формирование речевого творчества изучалось О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и другими исследователями, которые разработали тему и типы рассказывания, методики и алгоритмы обучения. Чтобы дошкольники достигли успеха в словесном творчестве, нужно обогащать их опыт впечатлениями, пополнять словарь и активизировать его [4].
Если у ребенка мало впечатлений от жизни, он проводит мало наблюдений, мало общается, это приводит к тому, что процессы словотворчества не возникают, а если и появляются, то быстро угасают.
Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы. Контаминация разных произведений литературы позволяет формировать способности к воображению. То, как разные виды художественной деятельности связаны между собой, позволяет обогатить творческие способности детей, помогает им соотносить художественные образы, которые возникают при восприятии произведений искусства и при создании личных сочинений.
Уже на пятом году дошкольники интересуются речевым творчеством. Они учатся придумывать небылицы, сказки и стихи.У старших дошкольников интерес к речевому творчеству замечен практически у каждого ребенка. Он выражается в разных формах так, что некоторые создают действительно оригинальные сочинения, а некоторые нет. Их воображение обладает воссоздающими способностями. Их память побуждает детей самостоятельно пытаться реализовывать собственные сказки и истории в словесном замысле.
Существенное влияние на развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста оказывает синквейн, так как он может быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
1.2. Что такое синквейн
Синквейны часто используются современными педагогами дошкольных учреждений в непосредственной образовательной деятельности. 8
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». По мнению Душкиной Н.Д. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приѐмом, направленным на решение определенной задачи.[2] Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
1.3. Алгоритм составления синквейна
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идѐт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трѐх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвѐртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение ребенка к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение ребенка к теме или повторение сути, синоним. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвѐртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Чѐткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвѐртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи [8].
Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря 9
по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки»: «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:
• Какой? - Что бывает таким же?
• Что делает? - Что (кто) делает так же?
• На что похоже? - Чем отличается?
Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций [1].
К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна.
Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
На следующем этапе задания усложняются:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну;
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.
Пример синквейна. Лексическая тема «Игрушки»
1. Мяч
2. Круглый, гладкий
3. Прыгает, катится, сдувается
4. у меня есть круглый, гладкий мяч.
5. Игрушка
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно [1].
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своѐ личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:
составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
составление синквейна по прослушанному рассказу;
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна, для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).
Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии используются как для запоминания стихотворений, так и рассказов.
Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»
Предлагают детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про самолет.
1 Что это? (самолет)
2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)
Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает) 4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет) 5Назови другим словом (воздушный транспорт) Второй вариант это «Ёлочка» Предположим, что лексической темой будет «Деревья» 1 Что это? (это яблоня) 2 Яблоня какая? ( яблоня ветвистая, яблоня высокая) 3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень) 4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня) 5 Назови другим словом (дерево). Третий вариант схемы «Пирамида» Можно использовать на занятиях основы грамоты. 1 Что это? (Буква А) 2 Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая) 3 Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать) 4 Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А). 5 Назови другим словом. ( Гласный звук)
Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек Лексическая тема «Посуда» 1 Что это? (кастрюля) 2 Какая она? ( металлическая, большая) 3 Что мы с ней можем сделать? ( Помыть, поставить на плиту, замарать). 4 Составь предложение. ( Мама варит суп в кастрюле). 5 Назови другим словом. ( Посуда) Лексическая тема «Зима» 1 Что это? (зима). 2 Какая она? (зима морозная, зима долгая) 3 Что делают зимой? ( зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее) 4 Составь предложение. ( Зимой я люблю кататься на санках). 5 Назови другим словом. (мороз)
Глава II. Разработка и составление с детьми синквейнов 2.1. Примеры синквейнов составленными детьми Звонок Громкий, голосистый Звонит, зовет, оповещает Звонок – это конец уроку Школа
Собака
Большая, злая
Бегает, лает, кусает
Собака – это друг человека
Охранник
Самолет
Большой, серебристый
Летит, гудит, везет
Мне нравится большой самолет
Транспорт
Платье
Нарядное, красивое
Гладится, надевается, кружится
Это моѐ любимое платье
Праздник
Лимон
Жѐлтый, кислый
Растѐт, наливается, созревает
Лимоны очень полезные фрукты
Витамины
Девочка
Маленькая, послушная
Играет, поѐт, помогает
Ходит в детский сад
Ребенок
2.2. Конспекты занятий по обучению детей составлению синквейна Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста. Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей. Программное содержание: - Закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета. - Учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений. 3.Учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Оборудование: Модели: предмет, признак предмета, действие предмета, игрушка «Котенок». Словарная работа: синквейн Предварительная работа: работа с иллюстрацией модели «Котенок» Ход мероприятия Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто к нам пришел в гости? Этот маленький ребѐнок Спит без простынь и пелѐнок. А под серенькие ушки Не кладут ему подушку. У него четыре лапки. На них – острые царапки. Он гуляет без пальто. И ботинки и сапожки Не наденет ни за что. Это – вовсе не ребенок. Это – маленький …(котенок.) Ребята, а в каких произведениях, мультфильмах или сказках мы можем встретить котенка?
Правильно, ребята. Про можно придумать сказку, рассказ и даже стихотворение. Ребята, а чем стихотворение отличается от рассказа или сказки? (есть рифма) Давайте вспомним, что такое рифма? Но есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Сегодня мы с вами научимся придумывать синквейн. Предъявляется модель-предмет Кто это? - КОТЕНО Предъявляется модель-признак предмета КОТЕНОК какой? - милый, пушистый, маленький, добрый, веселый, усатый Предъявляется модель-действие предмета КОТЕНОК что делает? - мурлычет, играет, прыгает, спит сворачиваясь в клубок, лакает молоко Алгоритм составления синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение (ассоциация с первым словом). Воспитатель составляет синквейн с детьми, используя наводящие вопросы. По ответам детей составляется синквейн. Пример синквейна 1. КОТЕНОК 2. МИЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ 3. МУРЛЫЧЕТ, ИГРАЕТ, ЛАКАЕТ МОЛОКО 4. МНЕ НРАВИТСЯ МАЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК 5. МЯГКИЕ ЛАПКИ, НА ЛАПКАХ ЦАРАПКИ Появляется игрушка – котенок. Посмотрите, какой замечательный котенок пришел к нам в гости. А вы хотите, чтобы у нашего котенка появился такой
же друг? Тогда давайте сочиним еще один синквейн для друга нашему котенку. Синквейн 2 1.Котенок. 2. Рыжий, ласковый. 3. Мурлыкает, ласкается, бегает. 4. Любимый домашний питомец. 5. Животное. Появляется еще один котенок. Ребята, посмотрите какие замечательные стихотворения – синквейны мы научились сегодня составлять. Мы обязательно будем сочинять синквейны и про других животных. Ребята, а дома попробуйте нарисовать нашего котенка. А сейчас вы можете взять наших друзей и поиграть с ними. Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приема "Синквейн" "Волшебное Зазеркалье" Цель: Используя игровой прием синквейн, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге. Задачи: Образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Буратино»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.
Развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления. Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. Оборудование: презентация, зеркало, книга, следы, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна. ХОД: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с нашими гостями. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где много полок с книгами? Дети: В библиотеке. Воспитатель: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги? Дети: Дом для книг, книжкин дом, читательский дом. Воспитатель: Молодцы, все верно. (На полу лежит книга) Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Дети: В шкафу, на книжной полке. Воспитатель: Правильно. А как мы должны обращаться с книгами? Дети: Бережно, аккуратно, не рвать их, не рисовать на страничках. Воспитатель: Я предлагаю прочесть книгу. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Наверное, они обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне, пожалуйста, сказки.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Дети: Да! Воспитатель: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись? Дети: На ковре – самолете, на печи, в ступе Бабы Яги, летучем корабле и т.д. Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну Зазеркалье. Воспитатель: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним? Дети: Да! (Идут по следам и находят на столе шкатулку) Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку: У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? Дети: Буратино. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем составить Синквейн. Синквейн - это нескладное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Первая строка - это слово - предмет, которое обозначает о чем или о ком говорится в произведении. Вторая строка, слова – признаки: какой это предмет. Слов-определений должно быть два. На третьей строке располагаются слова – действия: что делает предмет. Четвертая строка - предложение, фраза, которая выражает ваше отношение к предмету. А на пятой строке – вывод. Слово - отражающее сущность темы.
Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашего синквейна. На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный). Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко. Ниже мы составляем предложение, что же Буратино сделал?. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь). А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек). Воспитатель: Ребята, вы запомнили, что мы с вами составили? Дети: Синквейн. Воспитатель: Давайте, попробуем рассказать весь синквейн о Буратино. Воспитатель: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием. Физкультминутка: «Буратино» Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развѐл, Ключик, видно, не нашѐл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать Воспитатель: Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер) На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! 1. 1. ? 2. Добрый, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки. Воспитатель: Кто это может быть? Дети: Папа Карло. 2. 1. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница. Воспитатель: Кто это может быть? Дети: Черепаха Тортилла. 3. 1. ? 2. Добрая, умная. 3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами. Воспитатель: Кто это может быть? Дети: Мальвина. Воспитатель: Ребята, вам понравились мои загадки? Дети: Да! Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку. Воспитатель: Ребята обратите внимание, мы вернулись к зеркалу. Пора возвращаться домой. (Проходим сквозь зеркало назад). Воспитатель: Теперь с книгой все в порядке. Ребята, кто-нибудь знает автора книги «Золотой ключик или приключения Буратино»? Дети: Алексей Николаевич Толстой.
Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме. Дети: Синквейн. Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Воспитатель: За руки умелые, за ум и смекалку, Сказать я спасибо хочу! Тем, кто старался, тем, кто трудился Подарок свой всем сейчас подарю. 2.3 Мастер-класс по развитию речи на обучение детей составлению синквейна Мастер-класс Тема. «Учимся сочинять синквейн» 2 Слайд. Цель: Обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. План проведения. I. Теоретическая часть: — Что такое «Синквейн». — Актуальность «Синквейна»; — Научная концепция и правила составления «Синквейна». II. Практическая часть: — Самостоятельная работа педагогов по составлению синквейна. — Обсуждение полученных результатов. III. Подведение итогов. I. Теоретическая часть. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Работая над темой по самообразованию «Речевое развитие», я постоянно нахожусь в активном поиске, и большое внимание уделяю применению инновационным педагогическим технологиям и методам. Одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии является технология синквейн. Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чѐтко говорить, но и мыслить. 3 Слайд Слово «Синквейн» происходит от французкого слова «cinq» (сайкь)-пять Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. Форма синквейн была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи-хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно. 4.Слайд. Актуальность использования синквейна. 1.Во-первых, это новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности. 2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даѐт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребѐнком пройденного материала. 4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления. 5. В-пятых- имеет игровую направленность. 6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все. В ДОУ эту технологию применяют уже с 5 лет. 5.Слайд. Правила составления синквейна. 1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. 2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. 3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. 4. Четвѐртая строка – фраза, в которой человек высказывает своѐ отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. 5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта. Схема написания синквейна. Чѐткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно 6 Слайд - Коллективное составление синквейна «Апельсин» Апельсин Круглый оранжевый Растѐт, висит, зреет
Я люблю апельсины Фрукт. 7 слайд. - Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский Айболит Добрый, хороший Путешествует, лечит, спасает Айболит очень любит зверей Доктор. - Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам. - Наглядно по предметам (игрушкам). Кукла Красивая, любимая Стоит, сидит, улыбается Моя кукла самая красивая Игрушка - По пройденной теме (Осень) Дождь Сильный, холодный Капает, льѐт, стучит Я не люблю дождь Лужи - Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части. ? Серый, колючий Фыркает, спит, сворачивается Мне нравится этот зверѐк Лес.
- Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна) Белка Рыжая, косолапая Прыгает, скачет, воет Мне нравится ловкая белка Дикое животное. II. Практическая часть. Сейчас мы научимся составлять синквейн. Всем понятны правила составления синквейна? Участники конкурса вытягивают карточки-задания, и подбирают нужный материал (книжки, картинки..) Я составляю синквейн – Что значит для меня «Воспитатель года»? Членам жюри предлагаю составить синквейн на мой мастер-класс. - Самостоятельная работа педагогов по созданию синквейнов. III. Итог. Обсуждение полученных результатов. 8. Слайд. Педагогическая ценность. Вопросы: Уважаемые коллеги, вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? Это…(Задаю вопросы Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Активизирует и развивает мыслительную деятельность. Получается у всех (Получилось?) Это и есть педагогическая ценность данной технологии! Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что использованные мною методы в мастер-классе помогут вам в работе. 9 Слайд. Спасибо за внимание.
Глава III. Задания для самостоятельного составления
Составь синквейн
по данной схеме
Посмотри на картинку и составь синквейн. Не забывай про правила его составления.
«Кукла»
Составь синнквейн по предложенному слову. Используй схему пяти строк.
Посмотри на схему внимательно и составь синквейн самостоятельно.
Посмотри на картинку и составь синквейн. Не забывай про правила его составления.
«Весна»
Составь синнквейн по предложенному слову. Используй схему пяти строк.
Посмотри внимательно на схему.
Придумай слово и самостоятельно составь синквейн.
Посмотри на картинку и составь синквейн. Не забывай про правила его составления.
«Кошка»
Составь синнквейн по предложенному слову. Используй любую схему пяти строк.
Заключение
Активно используя технологию «синквейна» в нашей работе, можно сказать, что дети имеют в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения.
Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Все, зависит от воспитателя – какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов» в работе с дошкольниками.
Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.
Список использованной литературы
1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи [Электронный ресурс] / Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. – 2018. - №5. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/191/48165/
2. Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О. А . Веснина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – С. 4-6
3. Гальперина Н.А. Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста [ Электронный ресурс ] / Н. А. Гальперина // Особенности развития речевого творчества в дошкольном возрасте . – 2004. - №4. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/09/22/razvitie-rechevogo-tvorchestva-u-detey-doshkolnogo
4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками [Текст] / Н.Д. Душка // Журнал «Логопед» . – 2005. – С. 57 – 62.
5. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - С. 60-62. 6. Климова М.Ю. Как формировать речевое творчество у детей старшего дошкольного возраста [ Электронный ресурс ] / М. Ю. Климова // Речевое творчество . – 2019. - №1. – Режим доступа: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/razvitie-rechevogo-tvorchestva
7. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речевого творчества детей дошкольного возраста. – 1999. - С. 139-144
8. Муштавинская И.В. Элементы инновационных технологий [Текст] / И.В. Муштавинская // Написание синквейнов и работа с ними. – 2003. – С. 256-284
33
9. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова // Актуальные проблемы развития речи детей. – 2005. – С. 341 – 344.
10. Шпичка Ю.О. Педагогическая мастерская. Все для учителя [ Электронный рсурс ] / Ю. О. Шпичка // Синквейн как прием технологии развития критического мышления . – 2015. - №2. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_38_10765.pdf
Лузгина Д.Е. Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. / Д.Е. Лузгина; под редакцией И.И. Клещук. – Ангарск: Просвещение, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Василенко Оксана МуратовнаДля того чтобы устранить речевые нарушения детей и сформировать мелкую моторику у дошкольников, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, г...
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.
Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...
Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Синквейн — методический прием, используемый для развития речевого творчества дошкольников.
Часто у ребенка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение.Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому пед...
Музыкальная игра-сказка как средство развития речевого творчества дошкольников
Игра – это ведущая деятельность ребёнка, но мы часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для ма...
Методические рекомендации для воспитателей «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника»
Синквейн - это один из эффективных методов развития речевого творчества ребенка....

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями и родителями в работе над речевым развитием дошкольников
Аннотация. Системное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей критично для успешного речевого развития дошкольников. Статья рассматривает методы координации, дифференциацию ролей и пр...
