ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ
статья по развитию речи (младшая группа)

Ландграф Анастасия Игоревна

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике, используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. Поскольку, родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_zapas.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Дидактические игры и упражнения для формирования и расширения словарного запаса слов дома

У детей с нарушением речи, часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей. Для расширения и активизации словаря в педагогической практике, используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. Поскольку, родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игры на обогащение и активизацию словарного запаса

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.                                                                   

Ход игры                                                                                                                                         

Ведущий кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжёлый - лёгкий

трусливый - храбрый

твёрдый - мягкий

светлый - тёмный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий 

"Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.                                  

Материал. две обезьянки (игрушки).                                                                                                            

Ход игры.                                                                                                                                                  Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберёт игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесёт), пришьёт... (оторвёт), вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.                                                                                                                                      

Ход игры.                                                                                                                                                      1. Взрослый передает платок ребёнку, называя глагол, ребёнок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.                                                                                                                                                     

думать - ...(размышлять), открыть - .... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.                                                                                                                                  - Этот дом большой, а этот... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем ... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка … (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий).  

" Весёлые автомобили".

(Подвижная игра со словами).                                                                                                                   

Цель: активизация в речи глаголов движения.                                                                                       

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (например, выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).                                                                                         

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.           

Ход игры.                                                                                                                                               

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка …. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники …. (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

 - Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

Растёт цветок, растёт ребёнок, растёт дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

   Послушайте стихотворение:

  "Плакала Снегурочка, зиму провожая,

   Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

   Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

   Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."        

                                                                  Т. Белозерова "Подснежники".

Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невесёлая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идёт. Дождь идёт …(льёт). Снегурочка идёт ...(шагает). Весна идёт - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится), мальчик бежит, мчится, несётся

"Найди другое слово"Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к п илагательным.                                                                                   

 - Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: "Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся". Папа взял другую верёвку: "А вот эта ни за что не оборвётся". Какую верёвку взял папа? Как можно про неё сказать?                                                                                                                           

- Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".                                                                                                                                                             - Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.                                                                                                          

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха""

  "Найди противоположное слово" Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.                                         

 - Сахар сладкий, а лимон ...(кислый). Луна видна ночью, а солнце ...(днём). Огонь горячий, а лёд ...(холодный). Тополь высокий, а шиповник ... (низкий). Река широкая, а ручей ...(узкий). Камень тяжёлый, а пух ... (лёгкий). Редька горькая, а груша ... (сладкая).                                                       

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он …(острый).

"Я начну, а ты закончи" Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.                                                               

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.                                                     

 - Мальчик сначала подошёл к дому, а потом...  (отошёл). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания

Уважаемые родители и педагоги! Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Программа познавательно – речевого развития детей через игры – эксперименты.

  Учиться играя и экспериментируя - эта идея увлекала многих педагогов. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми и разнообразными умениями и навыками, а также и речью, - их этому надо уч...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...