Конспект занятия по речевому развитию блок «Обучение грамоте» «Гармония звуков: Знакомимся с буквой Г » для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обыденнова Анна Викторовна

Цель:  формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, общую и тонкую  моторику;
  • Развивать звуковую сторону речи: упражнять в умении определять место заданного звука в слове.

Образовательные:

  • Познакомить с артикуляцией звуков [г], [г’];
  • Закрепить понятия о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков;
  • Формировать навыки работы со звуковым анализом слогов со звуками [г] и [г’];
  • Определить места звука [г] в словах.

Воспитательные:

  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Воспитывать потребность детей к правильной речи.

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова со звуком «Г».

Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки для игры, звуковые карточки, задания, картинки с артикуляцией, палочки Кюизенера, флажки.

Предварительная работа: дидактическая игра «Чудесный мешочек», игры на развитие фонематического слуха.

Методы и приемы:

Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.

Наглядные:  рассматривание картинок.

Игровые: игра «Кто самый внимательный?», игра «Какой звук?».

Ход занятия:

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»

Конспект

 занятия по речевому развитию

блок «Обучение грамоте»

«Гармония звуков: Знакомимся с буквой Г »

для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель: Обыденнова А. В.

Тамбов, 2025

Цель:  формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, общую и тонкую  моторику;
  • Развивать звуковую сторону речи: упражнять в умении определять место заданного звука в слове.

Образовательные:

  • Познакомить с артикуляцией звуков [г], [г’];
  • Закрепить понятия о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков;
  • Формировать навыки работы со звуковым анализом слогов со звуками [г] и [г’];
  • Определить места звука [г] в словах.

Воспитательные:

  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Воспитывать потребность детей к правильной речи.

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова со звуком «Г».

Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки для игры, звуковые карточки, задания, картинки с артикуляцией, палочки Кюизенера, флажки.

Предварительная работа: дидактическая игра «Чудесный мешочек», игры на развитие фонематического слуха.

Методы и приемы:

Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.

Наглядные:  рассматривание картинок.

Игровые: игра «Кто самый внимательный?», игра «Какой звук?».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с новыми звуком и буквой. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.

Предполагаемые ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

Воспитатель: Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

Воспитатель: На какие две группы делятся все звуки?

Предполагаемые ответы детей: Звуки делятся на гласные и согласные.

Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Предполагаемые ответы детей: Гласные звуки отличаются тем, что мы можем пропеть долго, а согласные звуки нет.

Воспитатель: А с каким звуком мы познакомимся сегодня, вы скажете мне сами. Слушайте внимательно слова, которые я произнесу: флаг, маг, враг, рычаг, шаг, бег. Каким звуком они заканчиваются?

Ответы детей: Все слова заканчиваются на звук «Г».

Воспитатель: Верно, ребята. Мы сегодня будем говорить про звук и букву Г.

Основная часть.

Воспитатель: Произнесите его и скажите, какой он, гласный или согласный?

Предполагаемые ответы детей: Это согласный звук.

Воспитатель: Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

Предполагаемые ответы детей: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу, и отодвинут от нижних зубов.

Воспитатель: А теперь проверьте звук «Г» звонкий или глухой? Приложите руку к горлу и произнесите его.

Предполагаемые ответы детей:  Звук «Г» звонкий, потому что горло дрожит. 

Воспитатель: Сейчас бы с вами сыграем в игру «Кто самый внимательный?»

Поднимите флажок, если услышите слово со звуками «г и гь»:

барабан, губы, дерево, Гена, гриб, хворост, нос, рука, снеговик, санки, ягоды, рябина, гусь, гараж.

Предполагаемые ответы детей: Губы, Гена, гриб, снеговик, ягоды, гусь, гараж.

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились. Теперь скажите мне, в слове «гены» звук г твердый или мягкий?

Предполагаемые ответы детей: Звук Г мягкий.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сможете ли вы определить, где слышатся звуки «г, и гь» - в начале, в середине или в конце слова: ноги, горох, книга, гриб, радуга.

Дети присаживаются за столы, воспитатель вешает букву «Г»

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, из каких элементов состоит буква Г?

Предполагаемые ответы детей: Буква Г состоит из одной длинной и одной короткой полоски.

Воспитатель: Давайте напишем букву Г в воздухе, а теперь на столе.

Воспитатель: Произнесем звук Г вместе. А теперь произнесет Арсений, Милана, Даня.

Воспитатель: У вас на столах лежат палочки, давайте составим из них букву Г.

Воспитатель: Теперь мы с вами сделаем звуковой анализ слова, приготовьте карточки. Перед тем, как выберем слова, давайте вспомним, какой цвет что обозначает.

Ребята, назовите слово, которое начинается на звук Г?

Предполагаемые ответы детей: Гитара.

Воспитатель: Сейчас Арсений пойдет выполнять задание у доски, а вы будете раскладывать карточки перед собой.

1. Произнесение слова, обозначение схематически. ГОРОХ./ЯГОДЫ.

2. Определение количества слогов, обозначение схематически.

3. Определение количества звуков в слогах, слове. (повторение правила о слогообразующей роли гласных)

4. Характеристика звуков, обозначение их фишками.

5. «Чтение» схемы слова.

6. Обозначение звуков буквами.

7. Преобразование слова.

8. Составление предложения.

Физкультминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается.

Воспитатель: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Какой звук?»

Вы слушаете слова и поднимаете карточки с изображениями твердого, мягкого согласного или гласного звука в зависимости от произнесенного слова.

Дети выполняют задания.

Рефлексия. 

Воспитатель: С какими звуками и буквой познакомились? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание для вас было сложным? А с каким вы справились сразу?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"

Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...

Конспект занятия по лепке из пластилина и природного материала с применением метода дидактической сказки для детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный лес»

Задачи: закрепить навыки конструктивной лепки, обучить способам соединения различных материалов, закрепить умение детей отражать характерные признаки животных, развивать конструктивные способности, ло...