Конспект занятия по речевому развитию блок «Обучение грамоте» «Гармония звуков: Знакомимся с буквой Г » для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, общую и тонкую моторику;
- Развивать звуковую сторону речи: упражнять в умении определять место заданного звука в слове.
Образовательные:
- Познакомить с артикуляцией звуков [г], [г’];
- Закрепить понятия о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков;
- Формировать навыки работы со звуковым анализом слогов со звуками [г] и [г’];
- Определить места звука [г] в словах.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Воспитывать потребность детей к правильной речи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова со звуком «Г».
Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки для игры, звуковые карточки, задания, картинки с артикуляцией, палочки Кюизенера, флажки.
Предварительная работа: дидактическая игра «Чудесный мешочек», игры на развитие фонематического слуха.
Методы и приемы:
Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.
Наглядные: рассматривание картинок.
Игровые: игра «Кто самый внимательный?», игра «Какой звук?».
Ход занятия:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»
Конспект
занятия по речевому развитию
блок «Обучение грамоте»
«Гармония звуков: Знакомимся с буквой Г »
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Воспитатель: Обыденнова А. В.
Тамбов, 2025
Цель: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, общую и тонкую моторику;
- Развивать звуковую сторону речи: упражнять в умении определять место заданного звука в слове.
Образовательные:
- Познакомить с артикуляцией звуков [г], [г’];
- Закрепить понятия о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков;
- Формировать навыки работы со звуковым анализом слогов со звуками [г] и [г’];
- Определить места звука [г] в словах.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Воспитывать потребность детей к правильной речи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова со звуком «Г».
Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки для игры, звуковые карточки, задания, картинки с артикуляцией, палочки Кюизенера, флажки.
Предварительная работа: дидактическая игра «Чудесный мешочек», игры на развитие фонематического слуха.
Методы и приемы:
Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.
Наглядные: рассматривание картинок.
Игровые: игра «Кто самый внимательный?», игра «Какой звук?».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с новыми звуком и буквой. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.
Предполагаемые ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.
Воспитатель: Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
Воспитатель: На какие две группы делятся все звуки?
Предполагаемые ответы детей: Звуки делятся на гласные и согласные.
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Предполагаемые ответы детей: Гласные звуки отличаются тем, что мы можем пропеть долго, а согласные звуки нет.
Воспитатель: А с каким звуком мы познакомимся сегодня, вы скажете мне сами. Слушайте внимательно слова, которые я произнесу: флаг, маг, враг, рычаг, шаг, бег. Каким звуком они заканчиваются?
Ответы детей: Все слова заканчиваются на звук «Г».
Воспитатель: Верно, ребята. Мы сегодня будем говорить про звук и букву Г.
Основная часть.
Воспитатель: Произнесите его и скажите, какой он, гласный или согласный?
Предполагаемые ответы детей: Это согласный звук.
Воспитатель: Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
Предполагаемые ответы детей: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу, и отодвинут от нижних зубов.
Воспитатель: А теперь проверьте звук «Г» звонкий или глухой? Приложите руку к горлу и произнесите его.
Предполагаемые ответы детей: Звук «Г» звонкий, потому что горло дрожит.
Воспитатель: Сейчас бы с вами сыграем в игру «Кто самый внимательный?»
Поднимите флажок, если услышите слово со звуками «г и гь»:
барабан, губы, дерево, Гена, гриб, хворост, нос, рука, снеговик, санки, ягоды, рябина, гусь, гараж.
Предполагаемые ответы детей: Губы, Гена, гриб, снеговик, ягоды, гусь, гараж.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились. Теперь скажите мне, в слове «гены» звук г твердый или мягкий?
Предполагаемые ответы детей: Звук Г мягкий.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, сможете ли вы определить, где слышатся звуки «г, и гь» - в начале, в середине или в конце слова: ноги, горох, книга, гриб, радуга.
Дети присаживаются за столы, воспитатель вешает букву «Г»
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, из каких элементов состоит буква Г?
Предполагаемые ответы детей: Буква Г состоит из одной длинной и одной короткой полоски.
Воспитатель: Давайте напишем букву Г в воздухе, а теперь на столе.
Воспитатель: Произнесем звук Г вместе. А теперь произнесет Арсений, Милана, Даня.
Воспитатель: У вас на столах лежат палочки, давайте составим из них букву Г.
Воспитатель: Теперь мы с вами сделаем звуковой анализ слова, приготовьте карточки. Перед тем, как выберем слова, давайте вспомним, какой цвет что обозначает.
Ребята, назовите слово, которое начинается на звук Г?
Предполагаемые ответы детей: Гитара.
Воспитатель: Сейчас Арсений пойдет выполнять задание у доски, а вы будете раскладывать карточки перед собой.
1. Произнесение слова, обозначение схематически. ГОРОХ./ЯГОДЫ.
2. Определение количества слогов, обозначение схематически.
3. Определение количества звуков в слогах, слове. (повторение правила о слогообразующей роли гласных)
4. Характеристика звуков, обозначение их фишками.
5. «Чтение» схемы слова.
6. Обозначение звуков буквами.
7. Преобразование слова.
8. Составление предложения.
Физкультминутка.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)
Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед-назад)
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
Воспитатель: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Какой звук?»
Вы слушаете слова и поднимаете карточки с изображениями твердого, мягкого согласного или гласного звука в зависимости от произнесенного слова.
Дети выполняют задания.
Рефлексия.
Воспитатель: С какими звуками и буквой познакомились? Какие задания мы с вами выполняли? Какое задание для вас было сложным? А с каким вы справились сразу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по грамоте "Звук и буква Ч" для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал будет полезен для воспитателей...

Конспект НОД по физическому развитию с использованием русских народных игр и фольклора «Бабушкин сундук» (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный материал рекомендован для открытого занятия...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация по обучению грамоте "Звук и буква Б" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Звук и буква Б....
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...

Конспект занятия по лепке из пластилина и природного материала с применением метода дидактической сказки для детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный лес»
Задачи: закрепить навыки конструктивной лепки, обучить способам соединения различных материалов, закрепить умение детей отражать характерные признаки животных, развивать конструктивные способности, ло...
