Открытое занятие по развитию речи" Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рагулина Инна Михайловна

– формировать у детей понятие"семья", закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, познакомить с историческими формами (моделями) семьи;

– развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;

– воспитывать положительное взаимоотношение к членам семьи, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_itogovoe_zanyatie.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка» Поспелихинского района Алтайского края

(МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка»)

КОНСПЕКТ

Тема: «Моя семья»

ФИО: Рагулина Инна Михайловна, воспитатель,

Филиал МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка» Детский сад «Огонёк»

с. Калмыцкие Мысы,

2024 год

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.

Задачи: 

– формировать у детей понятие"семья", закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, познакомить с историческими формами (моделями) семьи;

– развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;

– воспитывать положительное взаимоотношение к членам семьи, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Организационный момент

Дети заходят в группу и встают полукругом возле воспитателя.

В.: – Глаза закрываем и представляем:

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас

Вы самые лучшие, что есть на свете!

Глаза открываем! Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас присутствуют гости давайте и с ними поздороваемся!

Я рада приветствовать вас в нашем дружном кружочке! Предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло, доброту и чувство радости своему товарищу!

– Сегодня мы собрались, как одна большая дружная семья. Приглашаю вас пройти на свои стульчики.

Дети садятся на места.

Вводная беседа

Воспитатель: Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (семья)                                                                                       Воспитатель: Сегодня мы поговорим о семье.                                                           Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные “семьи” не были похожи на современные. Вместе они хранили огонь и защищались от диких зверей.Потом образ жизни стал меняться. Так появились семьи похожие на те, что видим сейчас. В них отец приносит пищу, а мать заботится о доме, муже и детях. Вдвоем легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Примерно так же распределяются обязанности в семье и сегодня. Но все равно люди чаще жили большими семьями, где в одном доме проживало ни одно поколение рода.                                                                                                         Семья нужна всем живым существам, потому что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищен, а в семье сделать это намного проще.    Воспитатель: Так зачем человеку нужна семья?
Дети: Семья нужна для того, чтобы жалели, хвалили, любили, заботились, помогали.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: Люди должны уважать, защищать, понимать, помогать, ухаживать, любить, дружить.
В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
Бывают семьи большие, а могут быть и маленькие – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А сейчас давайте попробуем разобраться кто кому приходится в семье.
Кем члены семьи приходятся друг другу?
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).                

Рассказ по мнемотаблице  “Моя семья” (2-3 человека) 

Физкультминутка

Осень, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Игра “Какая ваша семья?”

В.: – А сейчас поиграем в игру “Какая ваша семья?” (дети  называют слова. Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги на магнитной доске)                                                                                                       Примерные ответы детей: родная, дружная, спортивная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.

– Как вы думаете, ребята, что разрушает семью? (слова прикрепляются в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко)

Примерные ответы детей: ссоры, обиды, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки.

Игра “Радость и огорчение”

В.: Ребята, в семье вас любят и заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать и огорчать близких людей. У вас на столах лежат 2 кружка: черный и красный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)? Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших родных.

– Вы съели на завтрак всю кашу;

– Вы подрались с другом;

– Разбросали по комнате все игрушки;

– Помогли маме помыть посуду;

– Порвали новую книжку;

– Нарисовали красивый рисунок и подарили дедушке;

– Нагрубили бабушке;

– Хорошо вели себя в детском саду.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких и, надеюсь, что впредь чаще будете совершать хорошие, добрые дела.                                                                                           «Дидактическая игра Корзина добрых дел»
Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких и при этом класть сердечко.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.

Ребенок: «Сам цветочек - это я, а еще моя сестра,

Папа с мамой листочки мои,

Бабуля с дедулей мои корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга,

Все мы в семье своей любим друг друга».

Воспитатель: Ребята, давным-давно семью называли родом и изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо» или родословная. Давайте все вместе скажем эти  слова.

 - Я, разместила большую семью вот на этом дереве. (Показ воспитателя)

Видите, у корней  дерева - это ваши бабушки и дедушки. А вот толстые веточки – это мама и папа. Верхние веточки – это вы дети, ваши братья и сёстры. А вам хочется сделать свое семейное дерево?

Ответы детей: Да. Мы тоже хотим.

Воспитатель:

 Я вам предлагаю сделать аппликацию «Семейного древа». Занимаем свои места за столом. (Дети рассаживаются на стулья за стол)

Для начала работы вспоминаем «безопасные правила»

- клей на вкус не пробуем;

- работу делаем аккуратно;

- за столом спину держим прямо;

- не ссоримся;

- если нуждаемся в помощи, говорим об этом воспитателю;

Воспитатель:Итак, приступаем к выполнению работы. Перед вами шаблон «генеалогического древа» и фигурки членов семьи, будьте внимательны, если вы не один сынок или доченька в семье и  у вас  есть и братья, и сестры, не забывайте наклеить соответствующую фигурку.

Дети выполняют аппликацию

Релаксация

Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших семьях. Я рада что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят и ждут, всегда приходят на помощь. Вы тоже должны ценить близких, стараться не огорчать их, а , наоборот, все чаще помогать и радовать.

На столе лежат сердечки красного и синего цвета, выберите по одному сердечку. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями сегодня – возьмите красное сердечко, а если считаете, что вам было трудно или вам что-то непонятно, возьмите синее.

 Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие я хочу завершить вот такими словами.

Семья.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

«Сам цветочек - это я, а еще моя сестра,

Папа с мамой листочки мои,

Бабуля с дедулей мои корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга,

Все мы в семье своей любим друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! 2мл.гр.

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! вторая младшая группа...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Семья — семь Я»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Семья — семь Я»Тема: «Семья – семь Я».21.02.2012 год.Подготовила: Борисова Елена Михайловна.Программное содержание:Образовательные:- обога...

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе "Моя дружная семья"

Занятие на тему "Моя дружная семья" проводилось в рамках проета "Семья". Программные задачиОбразовательныеФормировать у детей знания о семье.Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспита...

"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий

Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...

Открытое занятие по развитию речи "Петушок и его семья" 1 младшая группа

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре.Воспитывать любовь к родному язык...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Семья».

Конспект открытого занятия по развитию речи «Семья»....