Дыхательно-речевой тренинг с элементами сценического мастерства для дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

Козлова Екатерина Сергеевна

Дыхательно-речевой  тренинг с элементами сценического мастерства для дошкольников

 

Козлова Е.С.

МБДОУ №92, г. Орёл

 

Правильное дыхание очень важно для развития речи дошкольников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Поэтому дыхательная гимнастика должна широко использоваться педагогами в дошкольном образовании.

Дыхание – это основа речи. Его можно сравнить с мощностью, которую человек использует на выдохе, чтобы воспроизводить звуки. Речевым дыханием можно управлять и тренировать его. Оно влияет на то, насколько сильный, громкий и четкий голос будет у человека.

Чтобы научить ребенка четко, красиво говорить, в первую очередь его нужно научить правильно дышать.

Этапы обучения формирования дыхательно-речевого аппарата:

1. Вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание, с этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

2. Обучение короткому, четкому вдоху и плавному, длинному выдоху.

3. Обучение распределению выдоха со звукопроизношением.

4. Формирование правильного дыхательно-речевого аппарата в процессе речи (на одном выдохе произносить несколько фраз).

Разделы, входящие в дыхательно-речевой тренинг.

1. Развитие и укрепление дыхательной системы. Освоение смешанно–диафрагматического и носового дыхания.

2. Звукопроизношение. Тренировка дыхательной системы со звуком (атака звука и регистры)

3.Артикуляция. Художественное слово. Речь в движении.

Дыхательные упражнения можно условно разделить на группы:

а) дыхательные упражнения, в положении лежа, сидя, стоя – освоение техники смешанно диафрагматического дыхания, правильного соотношение вдоха и плавного выдоха.

б) дыхательные упражнения со специально подобранными физическими упражнениями, облегчающими выполнение правильного вдоха и выдоха.

в) тренировка дыхания вовремя произношения текста.

г) тренировка дыхания во время движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательно-речевой  тренинг с элементами сценического мастерства для дошкольников

Козлова Е.С.

МБДОУ №92, г. Орёл

 

Правильное дыхание очень важно для развития речи дошкольников. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Поэтому дыхательная гимнастика должна широко использоваться педагогами в дошкольном образовании.

Дыхание – это основа речи. Его можно сравнить с мощностью, которую человек использует на выдохе, чтобы воспроизводить звуки. Речевым дыханием можно управлять и тренировать его. Оно влияет на то, насколько сильный, громкий и четкий голос будет у человека.

Чтобы научить ребенка четко, красиво говорить, в первую очередь его нужно научить правильно дышать.

Этапы обучения формирования дыхательно-речевого аппарата:

1. Вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание, с этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

2. Обучение короткому, четкому вдоху и плавному, длинному выдоху.

3. Обучение распределению выдоха со звукопроизношением.

4. Формирование правильного дыхательно-речевого аппарата в процессе речи (на одном выдохе произносить несколько фраз).

Разделы, входящие в дыхательно-речевой тренинг.

1. Развитие и укрепление дыхательной системы. Освоение смешанно–диафрагматического и носового дыхания.

2. Звукопроизношение. Тренировка дыхательной системы со звуком (атака звука и регистры)

3.Артикуляция. Художественное слово. Речь в движении.

Дыхательные упражнения можно условно разделить на группы:

а) дыхательные упражнения, в положении лежа, сидя, стоя – освоение техники смешанно диафрагматического дыхания, правильного соотношение вдоха и плавного выдоха.

б) дыхательные упражнения со специально подобранными физическими упражнениями, облегчающими выполнение правильного вдоха и выдоха.

в) тренировка дыхания вовремя произношения текста.

г) тренировка дыхания во время движения.

Правильное дыхание обеспечивает нормальное, устойчивое звукообразование, создает условия для поддержания твердой громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Для того чтобы дошкольнику было интересно делать предлагаемые упражнения, мы используем элементы театрализации.

1. Вырабатываем правильное дыхание, делаем короткий сильный вдох через нос, плавный, длинный  выдох через рот (струя воздуха должна идти через сложенные губы в трубочку)

Элемент театрализации  - ребенок надевает шапочку колобка и дует на шарик (сделанный из ваты или пенопласта), который должен прокатиться в заранее вырезанный картонный домик.

2. «Времена года» - это упражнение с заранее заготовленным дыхательным тренажером.

В пластиковой бутылке (их должно быть 4 шт.) проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, пенопластовые разноцветные шарики, вырезанные листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки.

Я  раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня…(весна)

          В небе – радуга-дуга, на грядке – ягодка-нуга.

Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться…(лето)

          Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят и летят, летят, летят! (осень)

          Дел у меня не мало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед  реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима)

Вырабатываем правильное смешанное и носовое дыхание.

Это упражнение можно делать сидя или стоя.

3. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы.

 Вырабатываем смешанно-диафрагматическое  дыхание.

4. Упражнение лежа. Дети ложатся на пол, на спину, руки вдоль тела. Вдох носом, надуваем живот, выдох через рот, живот сдувается. Повторить 4 раза. Чтобы детям было интереснее делать это упражнение, на живот кладем пластиковый кубик (у кого выше кубик).

Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «покажи, как гудит паровоз», «как плачет малыш» и другие, развивают голос). Игровые упражнения для развития голоса, речи проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражания – вою волку «у-у-у», ауканья в лесу «ау».

Упражнения на связность дыхания и речи. Звукопроизношение. Сила звука.

1. Цветок.

Дети стоят в кругу. У педагога – искусственный цветок, который он передает по кругу. Ребенок делает вдох носом, нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок!» или « Какой приятный запах!»

2. Эхо.

Педагог громко на выдохе произносит звук: «а-а-а», ребенок тихо отзывается: «а-а-а». Далее употребляем гласные звуки, а также сочетания: «ау, ио, уы, иэ…», отдельные слова: «Маша, ау! Ау, Ваня».

3. Ворона.

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

4. Дровосек.

Ребенок ставит ноги на ширину плеч, берет в руки воображаемый топор, делает короткий вдох носом и произносит «Ух» с наклоном вперед, делаю звучный выдох.

Артикуляция. Речь в движении.

1. Произнести скороговорки во время ходьбы на месте.

Педагог предлагает детям глубоко сделать вдох и на выдохе произнести: «На пригорке возле елки, жили тридцать три Егорки», глубоко вдохнуть и на вдохе продолжить: «Раз Егорка, два Егорка, три
Егорка».

2. Следующее упражнение предлагаем выполнить по заранее выученному тексту и после активно использовать для разогрева артикуляционного аппарата, является очень эффективным.

Взять в руки воображаемую скакалку и делать короткий вдох, вначале на каждую фразу, после через фразу. Произносить слова и делать скачки на месте. Данным упражнением хорошо тренируется дыхательно-речевой аппарат и удержание ровного звукопроизношения в движении.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук оно держать могло бы.

Глубоко, ритмично было,

И меня не подводило.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз,

Можно прыгать целый час!

Приступая, к занятиям педагог должен оценить несколько факторов:

1. Возраст ребенка, упражнения могут его утомить и даже вызвать головокружение.

2. Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении.

3. Упражнения  по дыхательно-речевой гимнастике должны проводиться до еды или через час после еды.

Каждодневная гимнастика дает отличные результаты и главное здесь – не лениться и делать все с удовольствием!

Список литературы:

1. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. – «Речевой голос и его воспитание», М., 1985г.

2. Гуськова А.А. – «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» ТЦ Сфера, 2011г.

3. Вильсон Д.К. – «Нарушения голоса у детей» - М.,1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актерское  мастерство для дошкольников Обучение мастерству актера – это не только и не столько возможность получить профессиональный навык, сколько приятное и развивающее времяпрепрово...

Голосо-речевой тренинг с элементами актерского мастерства для детей 6-7 лет

Различные задания для развития речи ребенка и формирования его как личности...

Семинар-практикум.Мастерство мотивирования дошкольников к разнообразным видам деятельности

Семинар-практикум.Мастерство мотивирования дошкольников к разнообразным видам деятельности...

хореографического тематического занятия-игры «Зимняя сказка» («Элементы актерского мастерства и музыкальные композиции»)

В повседневной работе концертмейстер должен тщательно подбирать музыкальный материал, соответствующий каждому из разделов образовательной программы класса хореографии. К разделу «Элеме...

Голосо-речевой тренинг с элементами актёрского мастерства для детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте содержится материал для занятий с детьми по освобождению голоса и умению им владеть.Упражнения,задания для актерсвого мастерсва и работы с голосом....

Мастер класс для педагогов ДО "Освоение старшими дошкольниками элементами актёрского мастерства в работе над образом"

Данный материал из моего опыта работы представлен как рекомендация педагогам ДО в работе с детьми, которое не только помогает снять мышечные зажимы, научить владеть своим телом, голосом, мимикой, но и...