Открытое занятие по развитию речи с элементами художественно-творческой деятельности на тему: «Русские посиделки» в группе старшего возраста.
материал по развитию речи (старшая группа)

Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.

У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается  чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

Участие в данной образовательной  деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес,  увлекает их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами художественно-творческой деятельности на тему: «Русские посиделки» в группе старшего возраста

Ход занятия:

Зал оформлен в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.

Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице.  Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка 2:

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяйка 1:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать!  (садятся на лавочку)

Проходят и садятся на стульчики.

Хозяйка 1:

 Послушайте стихотворение! ( Артем читает стихотворение)

Если долго-долго в самолете мне лететь,

Если долго-долго на одну страну смотреть,

То увидим мы тогда и леса и города,

Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

Хозяйка 2:

 О какой стране  идет речь в этом стихотворении?

Дети: наша страна называется Россия!

Хозяйка 1:

 Что вы можете рассказать о нашей стране?

Дети: Наша страна – большая и красивая. В нашей стране есть много лесов,  полей и рек, зверей, птиц. Есть горы, где добывают полезные ископаемые. Наша страна сильная и могучая, миролюбивая. У нас живут  талантливые люди.

Хозяйка 2:

 Сегодня я хочу познакомить вас с  традициями русского народа. Что такое традиция?

Дети: Традиция - это то, что передается из поколения в поколение. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция  отмечать  День Рождения и дарить в этот день подарки.

Показ презентации

Хозяйка 1:

Есть традиции, которые возникли очень  давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас узнаете.

Показ презентации

1 слайд. Традиция - хлебосольство.

Хозяйка 2:

В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? ДЕТИ (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Дидактическая игра - собери (пословицы разрезаны на 2 части): «Продолжи пословицу»

- Плох обед, коли хлеба  нет.

- Хлеба ни куска так и в избе тоска.

- Хлеб всему голова.

- Без соли, без хлеба худая беседа.

- Умел гостей звать, умей и угощать.

- Чем богаты, тем и рады.

- Хоть не богат, а гостю рад.

- Что есть в печи, все на стол мечи.

- Собрался в гости, неси гостинцы в горсти.

-Не будет хлеба, будешь без обеда

Обсуждение с родителями - что означает половица

2 слайд. Традиция - народное гулянье

Хозяйка 1:

Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

Физминутка

Народная игра «Золотые ворота» дети с родителями

3 слайд. Традиция – гостеприимство.

Хозяйка 2:

Русский народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию. Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»? дети повторяют

Дети: Это значит гостей принимать.

Хозяйка 1:

А что значит «Принимать»?

Дети: Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Хозяйка 1:

Какие поговорки  вы  знаете  о гостеприимстве?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.(пословица говорит о том, что если человек хорощий и добрый, то ему все рады)

Званному гостю - первое место  (пословица говорит о том, что званный гость должен получить первое место за столом)

3. Гость доволен – хозяин рад. Пословица о том, что если гость доволен приемом, то хозяин рад)

4.Гостю щей не жалей – погуще налей. (пословица говорит о том, что гостю нужно предложить все самое лучшее)

5. Чем богаты, тем и рады (пословица о том, что не нужно стремиться к богатству, а ценить что имеешь)

4 слайд. Традиция-чаепитие.

Игра детей со взрослыми (дети накрывают стол и рассказвают)

Чаепитие – одна  из самых замечательных русских традиций.

Ксения:

Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

 Затем на стол несли  калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

 (обратить внимание на иллюстрацию). 

Хозяйка1

 КАЛАЧ - старейший вид белого хлеба в России. Калачом назывался любой круглый хлеб в форме замка с ручкой.

Внимание на экран.

(демонстрация слайдов )

Впервые он появился в городе Муроме, ещё в 18 веке, а затем переместился в Москву. Вот как о них говорили:

Прочтите «В Москве калачи, как огонь горячи!»

Именно в Москве русский пекарь Иван в 19 веке прославил калач и в нашей стране и за границей. Он говорил, что секрет его успеха прост: вода из Москвы-реки, хорошие пекари и сам Иван. Поэтому, когда открылась первая пекарня в Санкт-Петербурге, воду для теста в дубовых бочках привозили из Москвы.

Производство калачей было довольно непростым делом. Абы кто до их изготовления не допускался, так как требовалась сноровка. Тесто долго вымешивалось на льду (терлось), отчего структура выпечки становилась очень пористой и воздушной. Отсюда, кстати, пошло выражение «тертый калач» в отношении опытного человека. (человек которого сложно обмануть)

Хозяйка2

Так калач стал по сути фастфудом, а его форма замка как раз способствовала тому, что его было удобно есть на ходу, держась за ручку.

Ручку эту обычно отдавали нищим или собакам, потому что она становилась грязной и непригодной для употребления в пищу. А про тех, кто ее все-таки съедал, говорили: «Ну вот, дошел до ручки». То есть совсем опустился.

С калачом связано и другое известное выражение – «раскатать губу». Чтобы калач в печке, поднимаясь и покрываясь корочкой, не лопнул, перед выпечкой на нем делали надрез ножом – губу. Губу раскатывали и напыляли туда немного муки. Затем губу закатывали, а хлеб ставили в печь. А вот когда калач выпекался и немного остывал, губу можно было снова раскатать и намазать маслом.

Отсюда и пошло «раскатать губу» — то есть ждать, что калач намажут маслом. Ну а если надежды не оправдывались, то говорили — «Закатай губу».

В СССР по-прежнему продавались полюбившиеся народу калачи, но после Великой Отечественной их производство замедлилось, а к 1960-м годам сошло практически на нет. Говорят, ввиду сложности процесса выпечки.

Сегодня калачи в массовой продаже практически не встретишь, зато сохранилось много поговорок, связанных с этой легендарной выпечкой

Калач – это тот же хлеб. Он имеет круглую форму, калач – это символ благополучия, достатка.

Хозяйка 1

Давайте познакомимся с солёным тестом. Возьмите    кусочек теста , помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым. Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько, ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

(Инструкции воспитателя)

Хозяйка 2:

Ребята, напомните мне правила техники безопасности при работе со стекой и тестом.

Дети: Стекой нельзя размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто -его замешивают с солью и с клеем.

Напомнить различные приёмы лепки.

(Выполнение работы детьми)

Хозяйка 1:

Сейчас, я вам покажу как нужно слепить калач. Будьте внимательны. Вначале тесто раскатываем в шар круговыми движениями ладошек. Затем прямыми движениями ладошек раскатываем шар в столбик и замкнем наш столбик в кольцо.

 Калач почти готов, его нужно украсить кунжутом. Для этого нужно взять кисточку обмакнуть в клей и промазать наш калач по кругу и посыпать кунжутом сверху и слегка прижимаем к калачу.

Хозяйка 2:

Теперь пора нам ребята узнать, как прощались на Руси. Проводы гостей тоже сопровождались определёнными традициями. Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят не уходят. Как быть?

Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали с собой в дорогу угощения. Вслед уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание удачно, легкого и гладкого, как по скатерти пути добраться до дома.

Релаксация

Хозяйка 1:

С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Хозяйка 2:

Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи с элементами театрализации (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» средняя группа

Создание благоприятных условий творческой активности у детей по средствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему: «Сказки из сундучка»

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой  младшей группе на тему: «Сказки из сундучка» Цель: Формирование представления дет...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в процессе художественно-творческой деятельности в средней группе ДОУ. Тема «Дары осени. Овощи».

Цель: расширять словарь признаков детей через художественно-творческую деятельность.Задачи: 1. Закреплять знания детей о труде людей осенью; об овощах.2. Расширять словарный запас (признаков), закрепи...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну»

Цель: создание благоприятных условий для развития речи и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Здравствуй, театр" (по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка")

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности  "Здравствуй, театр" (по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка")...