Социально-педагогический проект "Книжки-Малышки"
проект по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 719.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Книжка-малышка»
Автор: Уханова Светлана
Содержание
Паспорт проекта………………………………………..3
Актуальность проекта………………………………….4
Цели и задачи проекта……………………………….....6
Этапы реализации проекта……………………………..7
Предполагаемый результат…………………………….8
Список литературы………………………………….…9
Приложение……………………………………………10
Паспорт проекта
«Книжка-малышка»
Вид: познавательный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
По содержанию: социально – педагогический
По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ
Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями книжек-малышек по познавательному и речевому развитию.
Ресурсное обеспечение:
- Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).
- Кадровое ( воспитатель, дети 2 младшей группы, родители).
- Нормативно – правовое (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва 2014 г;
Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»).
Актуальность проекта
Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Для дошкольников книга должна быть особенной, изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, занимательной; для детей раннего возраста – еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения. Первой книжкой в жизни малыша может быть книга с надувными «страницами», которая не тонет в воде, издает звуки, когда на нее нажимаешь в определенном месте. В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки. Их легко держать в руках, легко рассматривать ребенку. Привлекательными для ребенка являются также книжки – вырубки (их обложки и листы вырублены по контуру какого-либо предмета или героя) и книжки – панорамы (содержание книги оживляется с помощью приведенных в действие фигурок, а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек сказочных персонажей.
Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д.
Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет.
Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей.
Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:
- развитию творчества дошкольников;
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;
- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизирует работу обеих рук;
- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Ценность чтения книжек-малышек и рассматривание рисунков вместе с детьми состоит в том, что в это время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Именно поэтому для работы с детьми раннего дошкольного возраста я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания дошкольников и работе с родителями.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: познавательное и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями при изготовлении книжки-малышки и ее чтения.
Задачи:
- способствовать познавательному развитию дошкольников;
- формировать речь,
- повышать сенсорную чувствительность, способствовать восприятию формы, фактуры, цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление,
- развивать общую ручную умелость, мелкую моторику;
- воспитывать умение слушать и понимать речь взрослого;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Этапы реализации проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность |
Подготовительный | 1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями. 2. Изучение методической литературы. 3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов. |
Практический | 1. Чтение художественной литературы , заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками, НОД: НОД по развитию речи «Книжки - малышки А.В. Барто». НОД по аппликации «Книжки-малышки» НОД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке». 2. Консультации для родителей. «Книга рядом с вами». 3. Литературная гостиная «Читаем стихи вместе с мамой и папой». 4. Акция «Поменяемся местами: родители проводят с воспитанниками дидактические игры по развитию речи». 5. Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье» 6. Мастер-класс «Создание книжки -малышки своими руками» 7. Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки» |
3 Заключительный | 1. Анализ проведенной работы. 2. Обобщение материалов. 3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями. |
Предполагаемый результат
- У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.
- познавательное развитие дошкольников;
- развитие речи,
- у детей развиваются тактильные ощущения;
- повышение сенсорной чувствительности, развитие восприятия формы, фактуры, цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление,
- развитие общую ручную умелость, мелкую моторику;
- развитие умения слушать и понимать речь взрослого;
- взаимодействие с родителями обеспечивает психологический комфорт и эмоциональную близость;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
- Повысится педагогическая культура родителей, рефлексивное отношение к себе как к воспитывающим взрослым.
Список литературы
- Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
- Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
- Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
- Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
- Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
- Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
- Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
- Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
- Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
- Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
- Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с
Приложение
Фотоотчет о реализации проекта
Наши книжки-малышки
Книжка-малышка
«Домашние животные»
Книжка-малышка «Сказка про маленькое Солнышко, которое научилось любить»
Книжка-малышка «Загадки по ознакомлению с окружающим миром»
Книжка-малышка «Учимся считать»
Книжка-малышка «Учим цвета»
Конспект занятия по аппликации на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».
Задачи: Познакомить детей с техникой наклеивания картинок со сказочными героями на заранее заготовленные книжки с чистыми листами, создавать мини-книжки. Вызвать интерес к аппликации, формировать знания о свойствах и предназначениях, клея и работы с ним.
Цели: Закрепить знания русско-народных сказок. Развивать мелкую моторику, работать обеими руками. Формировать память, мышление, воображения детей. Совершенствовать физическую активность детей. Воспитывать интерес к изображению героев из сказки.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», и рассматривание иллюстраций в книжках «Колобок». Беседа с детьми на тему: «Для чего нам нужны книги?», С/И «Книжкин доктор».
Материал: Заготовки для книжек, иллюстрации сказочных героев, клей карандаш, матерчатые салфетки. Куклы Иванушка и Алёнушка, 4 корзинки, аудио проигрыватель с записью песни «Детская» группы Барбарики.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поздоровались с гостями.
В сундучке сказка “ Колобок“
Ой ребята что это (сундучок)
А чтобы он открылся,нужно произнести волшебные слова:
Сказка, сказка к нам приди,
И друзей с собой веди
Сказка, сказка поскорей
Навести своих друзей.
Давайте закроем глазки, а я произнесу волшебные слова и посмотрим откроется или нет.
Вот сказал дед бабе: “Испеки мне колобок, “ а баба так и сделала, намела, наскребла и скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окошко остывать.
Непоседе-колобку
Стыть бы на окошке
Но решил он : “Убегу
Разомнусь немножко. “
Покатился колобок прямо в лес.
По дорожке, по тропинке
Очень весело, игриво
Покатился колобок
А в лесу ветер дует. Сначала тихо, а теперь сильно.
Посмотрите чьи-то ушки длинные выглядывают.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко любит он морковку.
Заяц. Колобок-колобок я тебя съем.
Не ешь меня, я тебе песенку спою (поет)
Покатился он туда
Где и не был никогда
Он катился, не скучал
Вдруг к нему из-за кустов навстречу вышел серый волк.
(Он в лесу холодном, ходит злой, голодный)
Волк: Колобок-колобок я тебя съем.
Не ешь меня, я тебе песенку спою (поет)
Покатился колобок
Прямо в темненький лесок.
Вдруг… Он в берлоге спит зимой
А когда придет весна
Просыпается от сна
Кто это (медведь)
Колобок-колобок я тебя съем.
Не ешь меня, а лучше послушай мою песенку (поет)
И покатился колобок дальше
Катится он, катится, а на встречу ему.
Эта рыжая плутовка краса,
А зовут ее… (Лиса)
Какой ты хорошенький, да пригоженький.
Колобок рад, что его похвалили и запел свою песенку.
Ой голубчик что-то стала я стара
Ты сядь ко мне на носок, да попой еще разок
Прыгнул колобок лисе на нос и запел
Это рыжая плутовка
Колобочка съела ловко.
Как вы думаете, ребятки, дед с бабой расстроились, что колобок убежал
А давайте мы им поможем и слепим нового колобка? (Да) Чтобы дед с бабой не грустили.
Только для начала нам нужно вместе друг за другом пройти вот по этой дорожке
Мы шагаем по дорожке
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
Подходим к столу, на столе тесто, формы круглой формы, скалки, доски.
Быстро тесто замесили,
На кусочки раделили,
Раскатали все кусочки,
И слепили колобочки.
Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе.
Тема: «Книжки - малышки А.В. Барто».
Цель:
Развитие речи, через театрализованную деятельность.
Задачи:
1.Образовательная: Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом; и без помощи педагога; обогащать словарь детей по теме «Игрушки»; учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам; формировать интонационную сторону речи; приобщать к театрализованной деятельности; закреплять знания о цвете.
2.Развивающая: Развитие представлений об окружающем мире.
3.Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
Игрушки: лошадь, заяц, мишка, с ярким красным бантом; кукла, мяч, грузовик, котёнок; прилавок, зонты, картинки (скамейка большая, маленькая, заяц), мольберт.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов А. Барто, имитация повадок животных, беседы о разных видах транспорта.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети стоят на коврике.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Вот кулак.
А вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Где-то мышка здесь живет.
Кошка мышку стережет.
- Мяу!
2.Сюрпризный момент (стук в дверь).
- Кто это пришёл?
Воспитатель вносит игрушку Мишку с ярким красным бантом.
3.Знакомство с темой.
Мишка здоровается и предлагает ребятам отправиться к его друзьям, которые живут в магазине «Игрушки».
Воспитатель: «А отправимся мы на «автобусе». Проходите и занимайте места и поедем в магазин «Игрушки» к Мишкиным друзьям».
Дети проходят, рассаживаются по местам в «автобус» и мы отправляемся в путь под музыку.
Воспитатель сообщает детям, о том, что пришли в магазин «Игрушки» и рассказывает стихотворение Н. Ворониной:
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата,
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
4. Описание игрушек и рассказывание стихотворений.
Воспитатель обращается к детям: «Давайте с вами посмотрим, какие игрушки стоят на полке в магазине? ».
Ответы детей: (заяц, мячик, кукла, грузовик, цветок, лошадь, слон).
Воспитатель берет в руки Лошадку и предлагает детям рассказать про нее:
1. Какого она цвета? (Коричневая.)
2. Какой у нее хвост? (длинный) .
3. А что это на голове? (воспитатель показывает на гриву) .
Дети отвечают: «Грива».
«Молодцы», - воспитатель и Мишка хвалит детей и предлагают рассказать стихотворение А. Барто «Лошадка»:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Физминутка (песня с движением «Я люблю свою лошадку).
Поиграем с лошадкой.
Представим, что мы попали на лужайку и превратились в лошадок. И теперь будем гулять по лужайке, как лошадки. (Дети ходят в рассыпную и цокают язычком.)
Воспитатель и Мишка хвалят детей.
Затем воспитатель предлагает одному ребенку взять Зайку и рассказываем про него стихотворение А. Барто «Зайка»:
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Мишка хвалит ребенка.
В: Ребята, а зайка какой был? (мокрый, бедный, обиженный).
А как мы можем помочь зайчику?
Д: забрать зайку домой.
В: А разве можно брать чужие игрушки?
Д: Нет. Мы дадим ему зонтик. ( воспитатель предлагает детям з зонта : коктельный, дырявый и нормальный, дети выбирают).
Физминутка (песенка с движением «Дождик»).
Воспитатель обращается к детям: «Вы нам рассказали стихотворения: про лошадку, зайку. Скажите, какие это игрушки? » Ответы детей: «Мягкие» .
5. Сравнение двух игрушек.
Воспитатель предлагает взять одной девочке куклу, а другой мячик.
Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, о каком стихотворении сейчас пойдет речь?»
Ответ детей: «О Тане и мячике».
Рассказывание стихотворения А. Барто «Мячик»:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мишка хвалит всех детей за рассказанное стихотворение.
Воспитатель: «Ребята, мы сегодня много стихов читали про игрушки, а вы знаете, кто написал эти стихи? (Агния Барто)»
Воспитатель: «Мы с игрушками играли,
И стихи про них читали.
И сейчас пришла пора
Поиграть с ними, детвора.
Дети играют с игрушками.
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по аппликации.
На тему: «Книжки малышки»
Задачи:
1.Напомнить детям содержание русской народной сказки «Теремок».
2.Развивать умение отвечать на вопросы; вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.
3.Прививать интерес к русским народным сказкам.
4.Формировать умение детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; прямоугольная, круглая, треугольная. Уточнять знание цветов. Развивать цветовое восприятие.
5.Закреплять умение пользоваться кисточкой, аккуратно приклеивать готовые формы.
6.Воспитывать бережное отношение к книгам.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Предварительная работа.
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о животных, показ театра, раскрашивание персонажей. Проведение игр-упражнений: «Скажи ласково», «Какой формы?», «Каким цветом?».
Словарная работа:
Зайка-побегайка (зайчишка, заинька), лисичка-сестричка (лисонька), мышка-норушка, лягушка-квакушка (лягушечка), волчок-серый бочок (волченок), медведь (медвежонок). Обложка, страница.
Методы и приемы:
Практические: аппликация.
Наглядные: наблюдение, рассматривание.
Словесные: беседа, объяснение, чтение художественной литературы.
Игровые : приход Медведя, игра «Мишка косолапый".
Материалы и оборудование.
Листы бумаги для иллюстраций, цветная бумага готовых форм для домика (квадрат и треугольник), силуэты животных, деревьев и других атрибутов. Клей, кисточки, тряпочки, файлы для книжки.
Воспитатель обращает внимание детей на гостя.
Медведь: здравствуйте ребята. Я к вам пришел не просто так, принес вам необычный сундучок. Вы хотите посмотреть, что там находится?
Воспитатель: давай мишка я тебе помогу.
Достает игрушки: мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк.
Воспитатель: спрашивает у детей, а, как называется сказка в которой есть все эти герои?
Медведь: а как называли их ласково, сказочно в этой сказке?
(зайка-побегайка, мышка-норушка, лягушка-квакушка, волчок-серый бочек, лисичка-сестричка.
Медведь: а как меня называли в этой сказке?
(Михаил Потапыч).
Воспитатель: мишка, а ты хочешь поиграть с ребятами?
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
И в карман кладет
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился
И ногами топ-топ
Воспитатель: ребята что случилось в конце этой сказке?
Медведь: ребята, а давайте мы с вами сделаем сами теремок. Но теремок будет не простой. Мы с вами сделаем книжку в которой все звери будут вместе.
Воспитатель: у вас на столе лежат листочки, бумага для странички нашей книжки, цветная бумага и фигурки зверей, кустов и деревьев. Посмотрите на желтую бумагу. Какой она формы? (квадрат – это у нас будет дом.)
Воспитатель: а какой формы коричневая фигура?
Воспитатель: как вы думайте, на что эта фигура похожа?
Воспитатель: правильно, это буде крыша. Давайте на листочках соберём теремок. С начала положим квадрат, а с верху треугольник. Что у нас получилось?
Воспитатель: а теперь будем аккуратно приклеивать
Медведь: смотрит на домики которые получились у детей. И хвалит их.
Воспитатель: раздает каждому ребенку изображение животного.
Медведь: я тоже сделал страничку для нашей книжки.
Воспитатель: посмотрите, сколько красивых, ярких страничек у нас получилось.
Медведь: ребята, а давайте собирать книжку. Кто первый прибежал к теремку?
Воспитатель: посмотрите, я сделала последнею страницу нашей книги. Что же здесь изображено?
Воспитатель: ребята, на последней странички звери все вместе построили новый большой теремок. Всем хватит места. Посмотрите, у нас получилась настоящая книжка. Как она называется?
Медведь: правильно, сказка называется теремок. А странички к это сказки мы сделали с вами вместе, дружно. Поэтому у на получилась интересная книжка.
Воспитатель: вопросы к детям. 1. Вам понравилось создавать эту книжку? 2. Кто живет в нашей книге.
А сейчас давайте вместе рассмотрим нашу книжку.
Медведь: благодарит детей за домик и прощается с ними.
Мастер – класс для родителей:
«Создание книжки -малышки своими руками»
Уважаемые родители, рады вас видеть на нашем мастер-классе! Мы хотим предложить Вам создать совместный шедевр – книжку «Моя любимая сказка».
Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.
Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:
- развитию творчества дошкольников;
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;
- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизирует работу обеих рук;
- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Книжка-малышка - маленькая книжечка на зимне-новогоднюю тему. В ней малыш сможет слепить снеговика, уложить спасть в берлогу медвежонка и нарядить ёлочку. Можно придумать свою новогоднюю сказку.
Итак, предлагаю начать работу.
Нам понадобятся следующие материалы:
1. Листами белого или цветного картона, тканью, фетром и т.д. (на ваше усмотрение).
2. Скотчем (1 см шириной), клеем ПВА или тесьмой.
4. Вырезками из журналов, старых книг, открыток.
5. Карандашами и фломастерами.
6. Линейкой, ластиком и простым карандашом.
7. Ножницами.
Порядок творчества:
1. На листах белого картона (или другого материала) нарисуйте заготовки для книг. Размер страничек 5х10 см (можно чуть больше). 2. Сгибаем странички по линиям сгиба в гармошку. Дополнительные странички, согнутые в гармошку, присоединяем скотчем (или чем-то другим). 3. Наклеиваем картинки и подписываем их.
4. Разукрашиваем фасад книги.
5. Чтобы книгу можно было хорошо закрывать на хвостик и на фасад, наклеиваем маленький кусочек липучки.
Как Вы понимаете, такие книжки-малышки можно сделать про что угодно. Изготавливаются они очень быстро.
Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать, и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, не забудьте включить фантазию.
В итоге книжка малышка будет представлять собой скрепленных между собой любым способом листов (шаблонов), где на каждой странице будут приклеены картинки, задания и многое-многое другое, что может понравиться вам и вашему ребёнку. Скрепить листы можно лентой, липучками, да и любым иным способом.
На каждой странице книжки малышки должен быть сюжет, который будет понятен ребенку.
Книжка-малышка «Я сам»
Когда будете оформлять книжку малышку, пользуйтесь различными интересными предметами: ткань разных фактур, пуговицы необычных форм и больших размеров, кнопки, ленточки, липучки. Внутри некоторых страниц вместо наполнителя можно разместить, к примеру, горох или гречку. Такой прием будет благотворно действовать на развитие мелкой моторики ребенка.
Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки»
Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста; привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей в детском саду.
Предварительная работа: оформление приглашения для родителей; организация выставки книг; оформление папок передвижек в родительском уголке.
Оборудование: детские книги, заранее подготовленные иллюстрации для создания книжек-малышек, шаблоны книжек-малышек, распечатанных из электронной библиотеки. Картон для страничек будущих книжек, клей по количеству участников, набор фигурных ножниц, элементы для декорирования (бабочки, цветочки, листочки разных цветов и размеров, дырокол, тесьма разных цветов для скрепления страничек, бумажные логотипы нашей группы «Цветик -семицветик».
1 часть. Подготовительный этап.
Педагог приглашает родителей вместе с детьми за круглый стол. Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас, спасибо вам за то, что вы пришли на нашу встречу.А тема наша звучит так: «Умные книжки – умным малышкам». Сегодня мы поведем разговор о книге и ее ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребенка с книгой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Для дошкольников книга должна быть особенной, изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, занимательной; для детей раннего возраста – еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения. Первой книжкой в жизни малыша может быть книга с надувными «страницами», которая не тонет в воде, издает звуки, когда на нее нажимаешь в определенном месте. В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки. Их легко держать в руках, легко рассматривать ребенку. Привлекательными для ребенка являются также книжки – вырубки (их обложки и листы вырублены по контуру какого-либо предмета или героя) и книжки – панорамы (содержание книги оживляется с помощью приведенных в действие фигурок, а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек сказочных персонажей. В доме, где растет ребенок, должны быть не только книги, которые соответствуют возрасту малыша, но и книги «на вырост». Если Вы хотите привить своему ребенку интерес к чтению, необходимо, чтобы он видел, что в семье любят и уважают книги, бережно к ним относятся. Все полезные навыки в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются через игру. Рассказывайте малышу сказки, читайте наизусть детские стихи. Если малыш внимательно, с интересом слушает потешки, стихи и сказки, которые вы рассказываете ему наизусть, можно смело брать книжку с картинками. Предлагайте показывать ребенку, что происходит на каждой странице книги. Для того чтобы игру со стихами сделать более интересной, можно использовать маски.Запомните: читая ребенку, мы читаем себе, мы вместе с малышами проживаем и переживаем эмоции, какими бы они ни были, ищем способы пробуждения интереса.
Памятка для родителей:
Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день, читайте с выражением.
Хвалите ребенка за то, что он слушал внимательно.
Во время чтения книги поясняйте значения трудных или непонятных слов.
Поговорите о прочитанной книге.
Дети должны видеть родителей читающими.
В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется.
2 часть. Основной этап.
Педагог вносит на столы оборудование и инструментарий для создания книжек-малышек.
Дорогие родители, я хочу Вам предложить создать несколько вариантов книжек-малышек на разные темы. Я подобрала иллюстрации для создания книжек-малышек по следующим темам: «Русские народные сказки», «Потешки для малышей». Все заготовленные картинки подписаны и продублированы. Предлагаю Вам путём жеребьёвки выбрать свой вариант будущей книжки-малышки».
А теперь мы с Вами приступим к самому главному, изготовлению. Как Вы уже заметили, в каждом комплекте есть напечатанные картинки и иллюстрации на бумаге формата А-4,а также готовые заготовки картона формата А-5 для Ваших будущих книжек-малышек.
- На столах Вы видите большой выбор фигурных и обычных ножниц. Для начала нам с Вами понадобится вырезать картинки и иллюстрации для будущих книжек. Вырезанные картинки и иллюстрации с помощью клея приклеить к картонной основе соблюдая действия сказок.
- На столах Вы видите большое разнообразие декоративных бабочек, цветочков, листиков. На свой вкус предлагаю Вам декорировать странички Вашей будущей книжки-малышки.
На последней страничке предлагаю Вам книжки-малышки декорировать логотипом нашей группы «Цветики-семицветики».
- А теперь, когда вам всё стало понятно, приступим к изготовлению книжек. В ходе процесса я Вам расскажу о пользе книжек-малышек для детей в младшем возрасте.
Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д. Словом, нет никаких ограничений, какую именно книжку-малышку делать, но важно,чтобы она выполняла свои основные функции:
Помогала привыкнуть к книгам. Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира.
Развивала образное мышление. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности.
Тренировала тактильные ощущения. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Особенно хорошо, если вы сможете сделать книжку-малышку с игровыми элементами (пуговицами, липучками, отверстиями и т. п.).
Стимулировала к творчеству. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет. Детки постарше могут принимать участие в создании книжки, что тренирует фантазию, синхронную работу ручек, усидчивость, планирование, достижение результата и собственную инициативу.
Способствовала взаимопониманию. И делать книжку-малышку, и читать ее, желательно вместе с ребенком, задавая ему вопросы, обсуждая картинки и сюжеты, пересказывать по памяти. Малыш чувствует себя нужным и старается заслужить похвалу, а когда вырастет – будет с удовольствием вспоминать эти совместные занятия.
Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей. Ни одна типографская книжка, даже самая дорогая и красивая, купленная в модном магазине игрушек, не доставит этих ощущений. Поэтому найдите время и вдохновение, чтобы сделать книжку-малышку своими руками.
3 часть. Заключительный этап.
Педагог должен убедиться, что все родители справились с заданием, если у кого- либо возникают трудности, оказывает ему помощь. С помощью дырокола и тесьмы собираем все странички в книжку-малышку. И вот мы с вами получили такое большое разнообразие книжек-малышек для наших деток. Те, кто выбрал готовые шаблоны, складывают по схеме и склеивают крайние листы будущей книжки.
Уважаемые родители, надеемся, что наша встреча была интересной, содержательной, полезной, что уже с сегодняшнего дня ваше общение с книгой станет традицией, а чтение с ребенком доставит вам только радость и хорошее настроение. Спасибо вам большое за то, что нашли время, проявили свои творческие способности, и всем хорошего настроения!
Используемая литература:
Евдокимова З. А. пособие для педагогов и родителей «Детский сад и семья»;
Зверева О. Л. методическое пособие «Общение педагога с родителями в ДОУ».
Консультация для родителей «Книга рядом с вами».
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и раннего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации
Памятка для родителей
«Прививаем детям любовь к чтению»
- Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
- Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
- Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
- Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
- Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
- Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
- Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
- Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
- Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
- Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
- Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Советы по оформлению детской домашней библиотеки
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
- игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"
Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»
В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Поняти...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников
Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.
В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего госу...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...
- Мне нравится (1)

































