Социально-педагогический проект "Книжки-Малышки"
проект по развитию речи

Уханова Светлана Игоревна
Цель и задачи проекта
Цель проекта: познавательное и речевое развитие детей раннего
дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями при
изготовлении книжки-малышки и ее чтения.
- способствовать познавательному развитию дошкольников;
- повышать сенсорную чувствительность, способствовать восприятию
- развивать воображение, пространственное мышление,
- развивать общую ручную умелость, мелкую моторику;
- воспитывать умение слушать и понимать речь взрослого;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhk-malysh_1_1.docx719.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Книжка-малышка»

https://sun9-73.userapi.com/impf/ydxPMlgFePmvj8d-LCnh624NM4zUyaLh-0GdvA/iOPIjHhDurk.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=0988075d7d66db10d955842f00ab5c21&type=album

Автор: Уханова Светлана


Содержание

Паспорт проекта………………………………………..3

Актуальность проекта………………………………….4

Цели и задачи проекта……………………………….....6

Этапы реализации проекта……………………………..7

Предполагаемый результат…………………………….8

Список литературы………………………………….…9

Приложение……………………………………………10


Паспорт проекта

 «Книжка-малышка»

Вид: познавательный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный

По содержанию: социально – педагогический

По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ

Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями книжек-малышек по познавательному и речевому развитию.

Ресурсное обеспечение:

-  Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).

Кадровое ( воспитатель, дети 2 младшей группы, родители).

Нормативно – правовое (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва 2014 г;

Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»).


Актуальность проекта

Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Для дошкольников книга должна быть особенной, изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, занимательной; для детей раннего возраста – еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения. Первой книжкой в жизни малыша может быть книга с надувными «страницами», которая не тонет в воде, издает звуки, когда на нее нажимаешь в определенном месте. В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки. Их легко держать в руках, легко рассматривать ребенку. Привлекательными для ребенка являются также книжки – вырубки (их обложки и листы вырублены по контуру какого-либо предмета или героя) и книжки – панорамы (содержание книги оживляется с помощью приведенных в действие фигурок, а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек сказочных персонажей. 

Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д.

Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет.

Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:

- развитию творчества дошкольников;

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Ценность чтения книжек-малышек и рассматривание рисунков вместе с детьми состоит в том, что в это время взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книжка-малышка помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Именно поэтому для работы с детьми раннего дошкольного возраста я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания дошкольников и работе с родителями.


Цель и задачи проекта

Цель проекта: познавательное и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями при изготовлении книжки-малышки и ее чтения.

         Задачи:

        - способствовать познавательному развитию дошкольников;

- формировать речь,

- повышать сенсорную чувствительность, способствовать восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивать воображение, пространственное мышление,

- развивать общую ручную умелость, мелкую моторику;

- воспитывать умение слушать и понимать речь взрослого;

- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.


Этапы реализации проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность

Подготовительный

1.Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов.

Практический

1. Чтение художественной литературы , заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками, НОД:

НОД по развитию речи «Книжки - малышки А.В. Барто».

НОД по аппликации «Книжки-малышки»

НОД по развитию речи на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

2. Консультации для родителей.

«Книга рядом с вами».

3. Литературная гостиная «Читаем стихи вместе с мамой и папой».

4. Акция «Поменяемся местами: родители проводят  с воспитанниками дидактические игры по развитию речи».

5. Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье»

6. Мастер-класс «Создание книжки -малышки своими руками»

7. Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки»

3   Заключительный

1. Анализ проведенной работы.

2. Обобщение материалов.

3.Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями.


Предполагаемый результат

У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.

- познавательное развитие дошкольников;

- развитие речи,

- у детей развиваются тактильные ощущения;

- повышение сенсорной чувствительности, развитие восприятия формы, фактуры, цвета;

- развивать воображение, пространственное мышление,

- развитие общую ручную умелость, мелкую моторику;

- развитие умения слушать и понимать речь взрослого;

- взаимодействие с родителями обеспечивает психологический комфорт и эмоциональную близость;

- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

- Повысится педагогическая культура родителей, рефлексивное отношение к себе как к воспитывающим взрослым.


Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с. 
  2. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. 
  3. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. 
  4. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с. 
  5. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. 
  6. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с. 
  7. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с. 
  8. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
  9. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
  10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. 
  11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с


Приложение

Фотоотчет о реализации проекта

Наши книжки-малышки

Книжка-малышка

«Домашние животные»

https://sun9-40.userapi.com/impf/xU501ZJpHgrMzE6f39ERhZIN3I8J5MHz3PmVBg/186cTokVH1E.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=c4c38619eb8fabc2fd4a249d7d8235f8&type=album

https://sun9-15.userapi.com/impf/bkD3FO0xwrxcjghGUrPsWBnYOu7ULQT2ZvVA7A/HFv3Z-AcUGs.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=2ae4307fe4de73fd6f7e102a311a8680&type=album

Книжка-малышка «Сказка про маленькое Солнышко, которое научилось любить»

https://sun9-76.userapi.com/impf/dKBLYfJy_z2SO7Fao3gzkTxwxY85npXH_rQfxQ/nJUvg6Z24pE.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=a7396493e7dd4a69dd6247ccb759ff4a&type=album

https://sun9-10.userapi.com/impf/Aw4sFBsSWRNbYZW8FsHPTOlixYw5XnmNk3FisA/6Ew9pVteSAA.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=965d5ad0a754b06b0fd2a965d99e3578&type=album

Книжка-малышка «Загадки по ознакомлению с окружающим миром»

https://sun9-25.userapi.com/impf/I03L0k5EtdvZIlx73aiZ22rLvApDB-qAAsZ77Q/dMCBTC5BGmo.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=83783d15fb0a32389d8a802541e81327&type=album

https://sun9-73.userapi.com/impf/cmrAzEd1lEA5clvvf5QPAts5hWvu2RbljWN3OQ/kxH8ZhmceT0.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=7bc674d82f7bc3451363900f2f53e264&type=album

https://sun9-12.userapi.com/impf/02juUvwm_dbu67-PKwBJYcty3k7rZuKQgNTbjQ/bJjUkVwVt3A.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=17945df96a485563e20c06658f772b1c&type=album

https://sun9-50.userapi.com/impf/TxwLpMuihtU1o399GlRvDQVvATNM7xYddXf-kQ/s-5ONlWtGd8.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=6448ee70636e6819b74e5eba674f76f5&type=album

https://sun9-26.userapi.com/impf/CnCLZKjbtiZP_PsNilb2k5IgFw_P7skBUMyNfg/w4Ai8L6bxU8.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=26366064983c9527608cf07adf3f3d37&type=album

Книжка-малышка «Учимся считать»

https://sun9-53.userapi.com/impf/Ya-qq2P1_7EX_RuNykLE7R-QwK3RrAGKY-kHbg/kMkFNtVn5XM.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=b20104e81ae662965f2335fdbde3a088&type=album

https://sun9-66.userapi.com/impf/W2aThJF8YaHrHRLhhp61aYUUo5y85WCTdgHf9w/cwYNjYpVKrg.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=50ad552598608d4596b397713f6c4dcf&type=album

https://sun9-13.userapi.com/impf/wog4BXqXW1a-HBOOZJOFk-Wx9leg8ZCtR3R50A/ElB3KWWh8AU.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=e12f9ae1638515c103d84a306953fdf6&type=album  https://sun9-26.userapi.com/impf/ItyYPjQ1NZpHAGP47aBwIP7ebiQEFi_0WyJP_A/NQNrhO-xVIo.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=d55cd35d985b957cf210ef2ff62b25f9&type=album


https://sun9-23.userapi.com/impf/gZZTPHtwcCCD9kwOVCjSoshblgtkhaD65rJUfA/wVmVBp2y5w0.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=f48541b3db2666d00967d13e2b083bde&type=album

https://sun9-76.userapi.com/impf/s9IytnqtBAVaWlzKS009ULMCk1XhoLA6tc5tpA/EZznmCP4ExA.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=c2876ac40a84b332acdf4cb300eaa361&type=album

https://sun9-64.userapi.com/impf/UMUYF-mUZ_1mi6cHqEdkxXff5RJB6Bucb9sBaw/n8V4EF6hsoE.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=ab2089ab88e9583e91834e6ddcccd9eb&type=album

https://sun9-34.userapi.com/impf/x56AAoD0b-D51Baa3NhGCtlfnvF24A1pxZErfw/c2E1Gh_VLIQ.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=f843a16a212e8f0fe95b0316def380b7&type=album

Книжка-малышка «Учим цвета»

https://sun9-57.userapi.com/impf/oS-na7K9oaZsP1Jq2gggS2A7oHehJKrqt8--lw/s87MVI4Zsus.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=f9355624032757fffb3e7644be544c0e&type=album

https://sun9-23.userapi.com/impf/KrmqELNfTwZa-BdEy-V6658JjlQlZMlrkdR05A/J3dAq3Jojdo.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=9f549ab26c0ed2795d1e0b13252d3ee2&type=album

https://sun9-67.userapi.com/impf/saHlwWyMUNXTAkgX5_UOKeIPQeEan6kwDveVCg/qkiVuJAtTAo.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=7d0d0611e8925b0646f846db05ec74f7&type=album


Конспект занятия по аппликации на тему: «Сказка «Колобок» в книжке-малышке».

Задачи: Познакомить детей с техникой наклеивания картинок со сказочными героями на заранее заготовленные книжки с чистыми листами, создавать мини-книжки. Вызвать интерес к аппликации, формировать знания о свойствах и предназначениях, клея и работы с ним.

Цели: Закрепить знания русско-народных сказок. Развивать мелкую моторику, работать обеими руками. Формировать память, мышление, воображения детей. Совершенствовать физическую активность детей. Воспитывать интерес к изображению героев из сказки.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», и рассматривание иллюстраций в книжках «Колобок». Беседа с детьми на тему: «Для чего нам нужны книги?», С/И «Книжкин доктор».

Материал: Заготовки для книжек, иллюстрации сказочных героев, клей карандаш, матерчатые салфетки. Куклы Иванушка и Алёнушка, 4 корзинки, аудио проигрыватель с записью песни «Детская» группы Барбарики.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Поздоровались с гостями.

В сундучке сказка “ Колобок“

Ой ребята что это (сундучок)

А чтобы он открылся,нужно произнести волшебные слова:

Сказка, сказка к нам приди,

И друзей с собой веди

Сказка, сказка поскорей

Навести своих друзей.

Давайте закроем глазки, а я произнесу волшебные слова и посмотрим откроется или нет.

https://sun9-41.userapi.com/impf/d4LKzAJ_lF1sAMMPstmz08xk4ySs4x4ObKvtBg/IsHTnUWBqaQ.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=71cc772940befd8556a49db2ba353c1a&type=album

 https://sun9-24.userapi.com/impf/p_MhKT5RoIWzfNle7CNXcOLvvKTTZY-byXhp3w/jfkuKU8fgF0.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=3ee958c5dfc4b447d2616cbdc20590ef&type=album

Вот сказал дед бабе: “Испеки мне колобок, “ а баба так и сделала, намела, наскребла и скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окошко остывать.

Непоседе-колобку

Стыть бы на окошке

Но решил он : “Убегу

Разомнусь немножко. “

Покатился колобок прямо в лес.

По дорожке, по тропинке

Очень весело, игриво

Покатился колобок

А в лесу ветер дует. Сначала тихо, а теперь сильно.

https://sun9-8.userapi.com/impf/LGaLdXK2IGex9k5Xo_podNS_KKNztmSmadEhlQ/JbIo23oRCSA.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=21bc74282824873670b2c8037a92a05b&type=album

Посмотрите чьи-то ушки длинные выглядывают.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко любит он морковку.

Заяц. Колобок-колобок я тебя съем.

Не ешь меня, я тебе песенку спою (поет)

Покатился он туда

Где и не был никогда

Он катился, не скучал

https://sun9-61.userapi.com/impf/pGMFm1vLaXThNOpQQqPnLZEfOFTsAqAdF0o2tQ/0TgYfx1AwWE.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=37a3b8bc8d234dcd87ffe164d47b23f5&type=album

Вдруг к нему из-за кустов навстречу вышел серый волк.

(Он в лесу холодном, ходит злой, голодный)

Волк: Колобок-колобок я тебя съем.

Не ешь меня, я тебе песенку спою (поет)

https://sun9-23.userapi.com/impf/4Dhq9ZDXSYq4iiZ_c_r52VknbsM21O8NJ1oWjw/t_2mtGdvw6U.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=bdba2256fd8ffc4e0645d541bff0e0d1&type=album

Покатился колобок

Прямо в темненький лесок.

Вдруг… Он в берлоге спит зимой

А когда придет весна

Просыпается от сна

Кто это (медведь)

Колобок-колобок я тебя съем.

Не ешь меня, а лучше послушай мою песенку (поет)

И покатился колобок дальше

Катится он, катится, а на встречу ему.

Эта рыжая плутовка краса,

А зовут ее… (Лиса)

Какой ты хорошенький, да пригоженький.

Колобок рад, что его похвалили и запел свою песенку.

Ой голубчик что-то стала я стара

Ты сядь ко мне на носок, да попой еще разок

Прыгнул колобок лисе на нос и запел

Это рыжая плутовка

Колобочка съела ловко.

https://sun9-38.userapi.com/impf/BDnd_D3dV2avCk90irfew_UlVX8YbwQ41KceAQ/nszb8dNU9N8.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=a596ea8abc2c8caea4b81ae3aa07af5b&type=album

Как вы думаете, ребятки, дед с бабой расстроились, что колобок убежал

А давайте мы им поможем и слепим нового колобка? (Да) Чтобы дед с бабой не грустили.

Только для начала нам нужно вместе друг за другом пройти вот по этой дорожке

Мы шагаем по дорожке

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки

К солнышку и тучке.

Подходим к столу, на столе тесто, формы круглой формы, скалки, доски.

Быстро тесто замесили,

На кусочки раделили,

Раскатали все кусочки,

И слепили колобочки.


Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе. 
                        Тема: «Книжки - малышки А.В. Барто».

Цель:

 Развитие речи, через театрализованную деятельность. 

Задачи:

1.Образовательная: Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом; и без помощи педагога; обогащать словарь детей по теме «Игрушки»; учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам; формировать интонационную сторону речи; приобщать к театрализованной деятельности; закреплять знания о цвете.

2.Развивающая: Развитие представлений об окружающем мире.

3.Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: лошадь, заяц, мишка, с ярким красным бантом; кукла, мяч, грузовик, котёнок; прилавок, зонты, картинки (скамейка большая, маленькая, заяц), мольберт.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов А. Барто, имитация повадок животных, беседы о разных видах транспорта.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети стоят на коврике.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Вот кулак.

А вот ладошка.

На ладошку села кошка.

Где-то мышка здесь живет.

Кошка мышку стережет.

- Мяу!

2.Сюрпризный момент (стук в дверь).

- Кто это пришёл?
Воспитатель вносит игрушку Мишку с ярким красным бантом.

3.Знакомство с темой.

Мишка здоровается и предлагает ребятам отправиться к его друзьям, которые живут в магазине «Игрушки».

Воспитатель: «А отправимся мы на «автобусе». Проходите и занимайте места и поедем в магазин «Игрушки» к Мишкиным  друзьям».

Дети проходят, рассаживаются по местам в «автобус» и мы отправляемся в путь под музыку.

 Воспитатель сообщает детям, о том, что пришли в магазин «Игрушки» и рассказывает стихотворение Н. Ворониной:

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата,
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.

4. Описание игрушек и рассказывание стихотворений.

Воспитатель обращается к детям: «Давайте с вами посмотрим, какие игрушки стоят на полке в магазине? ».

Ответы детей: (заяц, мячик, кукла, грузовик, цветок, лошадь, слон).

Воспитатель берет в руки Лошадку и предлагает детям рассказать про нее:

1. Какого она цвета? (Коричневая.)

2. Какой у нее хвост? (длинный) .

3. А что это на голове? (воспитатель показывает на гриву) .

Дети отвечают: «Грива».

«Молодцы», - воспитатель и Мишка хвалит детей и предлагают рассказать стихотворение А. Барто «Лошадка»:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Физминутка (песня с движением «Я люблю свою лошадку).

Поиграем с лошадкой.
 Представим, что мы попали на лужайку и превратились в лошадок. И теперь  будем гулять по лужайке, как лошадки. (Дети ходят в рассыпную и цокают язычком.)

Воспитатель и Мишка хвалят детей.

Затем воспитатель предлагает одному ребенку взять Зайку и рассказываем про него стихотворение А. Барто «Зайка»:

Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Мишка хвалит ребенка.

В: Ребята, а зайка какой был? (мокрый, бедный, обиженный).

А как мы можем помочь зайчику?

Д: забрать зайку домой.

В: А разве можно брать чужие игрушки?

Д: Нет. Мы дадим ему зонтик. ( воспитатель предлагает детям з зонта : коктельный, дырявый и нормальный, дети выбирают).

Физминутка (песенка с движением «Дождик»).

Воспитатель обращается к детям: «Вы нам рассказали стихотворения: про лошадку, зайку. Скажите, какие это игрушки? » Ответы детей: «Мягкие» .

5. Сравнение двух игрушек.

Воспитатель предлагает взять одной девочке куклу, а другой мячик.

Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, о каком стихотворении сейчас пойдет речь?»

Ответ детей: «О Тане и мячике».

Рассказывание стихотворения А. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мишка хвалит всех детей за рассказанное стихотворение.

Воспитатель: «Ребята, мы сегодня много стихов читали про игрушки, а вы знаете, кто написал эти стихи? (Агния  Барто)»

Воспитатель: «Мы с игрушками играли,
                             И стихи про них читали.
                             И сейчас пришла пора
                             Поиграть с ними, детвора.

Дети играют с игрушками.


Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по аппликации.

На тему: «Книжки малышки»

                                              

Задачи:

1.Напомнить детям содержание русской народной сказки «Теремок».

2.Развивать умение отвечать на вопросы; вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.

3.Прививать интерес к русским народным сказкам.

4.Формировать умение детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; прямоугольная, круглая, треугольная. Уточнять знание цветов. Развивать цветовое восприятие.

5.Закреплять умение пользоваться кисточкой, аккуратно приклеивать готовые формы.

6.Воспитывать бережное отношение к книгам.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о животных, показ театра, раскрашивание персонажей. Проведение игр-упражнений: «Скажи ласково», «Какой формы?», «Каким цветом?».

Словарная работа:

Зайка-побегайка (зайчишка, заинька), лисичка-сестричка (лисонька), мышка-норушка, лягушка-квакушка (лягушечка), волчок-серый бочок (волченок), медведь (медвежонок). Обложка, страница.

Методы и приемы:

Практические: аппликация.
Наглядные: наблюдение, рассматривание.
Словесные: беседа, объяснение, чтение художественной литературы.
Игровые : приход Медведя, игра «Мишка косолапый".

Материалы и оборудование.

Листы бумаги для иллюстраций, цветная бумага готовых форм для домика (квадрат и треугольник), силуэты животных, деревьев и других атрибутов. Клей, кисточки, тряпочки, файлы для книжки.

Воспитатель обращает внимание детей на гостя.

Медведь: здравствуйте ребята. Я к вам пришел не просто так, принес вам необычный сундучок. Вы хотите посмотреть, что там находится?

Воспитатель: давай мишка я тебе помогу.

Достает игрушки: мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк.

Воспитатель: спрашивает у детей, а, как называется сказка в которой есть все эти герои?

Медведь: а как называли их ласково, сказочно в этой сказке?

(зайка-побегайка, мышка-норушка, лягушка-квакушка, волчок-серый бочек, лисичка-сестричка.

Медведь: а как меня называли в этой сказке?

(Михаил Потапыч).

Воспитатель: мишка, а ты хочешь поиграть с ребятами?

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

И в карман кладет

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился

И ногами топ-топ

Воспитатель: ребята что случилось в конце этой сказке?

Медведь: ребята, а давайте мы с вами сделаем сами теремок. Но теремок будет не простой. Мы с вами сделаем книжку в которой все звери будут вместе.

Воспитатель: у вас на столе лежат листочки, бумага для странички нашей книжки, цветная бумага и фигурки зверей, кустов и деревьев. Посмотрите на желтую бумагу. Какой она формы? (квадрат – это у нас будет дом.)

Воспитатель: а какой формы коричневая фигура?

Воспитатель: как вы думайте, на что эта фигура похожа?

Воспитатель: правильно, это буде крыша. Давайте на листочках соберём теремок. С начала положим квадрат, а с верху треугольник. Что у нас получилось?

Воспитатель: а теперь будем аккуратно приклеивать

Медведь: смотрит на домики которые получились у детей. И хвалит их.

Воспитатель: раздает каждому ребенку изображение животного.

Медведь: я тоже сделал страничку для нашей книжки.

Воспитатель: посмотрите, сколько красивых, ярких страничек у нас получилось.

Медведь: ребята, а давайте собирать книжку. Кто первый прибежал к теремку?

Воспитатель: посмотрите, я сделала последнею страницу нашей книги. Что же здесь изображено?  

Воспитатель: ребята, на последней странички звери все вместе построили новый большой теремок. Всем хватит места. Посмотрите, у нас получилась настоящая книжка. Как она называется?

Медведь: правильно, сказка называется теремок. А странички к это сказки мы сделали с вами вместе, дружно. Поэтому у на получилась интересная книжка.

Воспитатель: вопросы к детям. 1. Вам понравилось создавать эту книжку? 2. Кто живет в нашей книге.

А сейчас давайте вместе рассмотрим нашу книжку.

Медведь: благодарит детей за домик и прощается с ними.

Мастер – класс для родителей:

«Создание книжки -малышки своими руками»

Уважаемые родители, рады вас видеть на нашем мастер-классе! Мы хотим предложить Вам создать совместный шедевр – книжку «Моя любимая сказка».

Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей.

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, немаловажно, что оно способствует:

- развитию творчества дошкольников;

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Книжка-малышка - маленькая книжечка на зимне-новогоднюю тему. В ней малыш сможет слепить снеговика, уложить спасть в берлогу медвежонка и нарядить ёлочку. Можно придумать свою новогоднюю сказку.

Итак, предлагаю начать работу.

Нам понадобятся следующие материалы:

1. Листами белого или цветного картона, тканью, фетром и т.д. (на ваше усмотрение).
2. Скотчем (1 см шириной), клеем ПВА или тесьмой.
4. Вырезками из журналов, старых книг, открыток.
5. Карандашами и фломастерами.
6. Линейкой, ластиком и простым карандашом.
7. Ножницами.

Порядок творчества:

1. На листах белого картона (или другого материала) нарисуйте заготовки для книг. Размер страничек 5х10 см (можно чуть больше). 2. Сгибаем странички по линиям сгиба в гармошку. Дополнительные странички, согнутые в гармошку, присоединяем скотчем (или чем-то другим). 3. Наклеиваем картинки и подписываем их.
4. Разукрашиваем фасад книги.
5. Чтобы книгу можно было хорошо закрывать на хвостик и на фасад, наклеиваем маленький кусочек липучки.
Как Вы понимаете, такие книжки-малышки можно сделать про что угодно. Изготавливаются они очень быстро.

Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать, и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, не забудьте включить фантазию. 
В итоге книжка малышка будет представлять собой скрепленных между собой любым способом листов (шаблонов), где на каждой странице будут приклеены картинки, задания и многое-многое другое, что может понравиться вам и вашему ребёнку. Скрепить листы можно лентой, липучками, да и любым иным способом.

На каждой странице книжки малышки должен быть сюжет, который будет понятен ребенку.

Книжка-малышка «Я сам»

https://sun9-11.userapi.com/impf/91xk25l6sKIJ3WsJjMKHWZWIUPB6sL9gDQ_yUw/J-0kxbAqv5U.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=5ffaab37eb32946793536ca963b5320d&type=album    https://sun9-58.userapi.com/impf/8Jojh1V604fPHfjlMgKsgm42HD-ooGpblRmKLQ/k0HaddmIjrQ.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=f8a79b92ddd4f434913cb7972fe0c63a&type=album

https://sun9-14.userapi.com/impf/rl1AXb_gjA0cSK0iDYTZBOc8M0J8cLYMcJjdhA/DBs47c-JBZ8.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=f0787fb1a5353705896f68b52553636c&type=album

Когда будете оформлять книжку малышку, пользуйтесь различными интересными предметами: ткань разных фактур, пуговицы необычных форм и больших размеров, кнопки, ленточки, липучки. Внутри некоторых страниц вместо наполнителя можно разместить, к примеру, горох или гречку. Такой прием будет благотворно действовать на развитие мелкой моторики ребенка.

Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки»

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста; привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей в детском саду.

Предварительная работа: оформление приглашения для родителей; организация выставки книг; оформление папок передвижек в родительском уголке.

Оборудование: детские книги, заранее подготовленные иллюстрации для создания книжек-малышек, шаблоны книжек-малышек, распечатанных из электронной библиотеки. Картон для страничек будущих книжек, клей по количеству участников, набор фигурных ножниц, элементы для декорирования (бабочки, цветочки, листочки разных цветов и размеров, дырокол, тесьма разных цветов для скрепления страничек, бумажные логотипы нашей группы «Цветик -семицветик».

1 часть. Подготовительный этап.

Педагог приглашает родителей вместе с детьми за круглый стол. Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас, спасибо вам за то, что вы пришли на нашу встречу.А тема наша звучит так: «Умные книжки – умным малышкам». Сегодня мы поведем разговор о книге и ее ценности для каждого человека, о значении совместного общения родителей и ребенка с книгой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Для дошкольников книга должна быть особенной, изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, занимательной; для детей раннего возраста – еще и легкой, вызывающей приятные тактильные ощущения. Первой книжкой в жизни малыша может быть книга с надувными «страницами», которая не тонет в воде, издает звуки, когда на нее нажимаешь в определенном месте. В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки-малышки. Их легко держать в руках, легко рассматривать ребенку. Привлекательными для ребенка являются также книжки – вырубки (их обложки и листы вырублены по контуру какого-либо предмета или героя) и книжки – панорамы (содержание книги оживляется с помощью приведенных в действие фигурок, а также книжки-игрушки с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек сказочных персонажей. В доме, где растет ребенок, должны быть не только книги, которые соответствуют возрасту малыша, но и книги «на вырост». Если Вы хотите привить своему ребенку интерес к чтению, необходимо, чтобы он видел, что в семье любят и уважают книги, бережно к ним относятся. Все полезные навыки в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются через игру. Рассказывайте малышу сказки, читайте наизусть детские стихи. Если малыш внимательно, с интересом слушает потешки, стихи и сказки, которые вы рассказываете ему наизусть, можно смело брать книжку с картинками. Предлагайте показывать ребенку, что происходит на каждой странице книги. Для того чтобы игру со стихами сделать более интересной, можно использовать маски.Запомните: читая ребенку, мы читаем себе, мы вместе с малышами проживаем и переживаем эмоции, какими бы они ни были, ищем способы пробуждения интереса.

Памятка для родителей:

Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день, читайте с выражением.

Хвалите ребенка за то, что он слушал внимательно.

Во время чтения книги поясняйте значения трудных или непонятных слов.

Поговорите о прочитанной книге.

Дети должны видеть родителей читающими.

В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется.

2 часть. Основной этап.

Педагог вносит на столы оборудование и инструментарий для создания книжек-малышек.

Дорогие родители, я хочу Вам предложить создать несколько вариантов книжек-малышек на разные темы. Я подобрала иллюстрации для создания книжек-малышек по следующим темам: «Русские народные сказки», «Потешки для малышей». Все заготовленные картинки подписаны и продублированы. Предлагаю Вам путём жеребьёвки выбрать свой вариант будущей книжки-малышки».

А теперь мы с Вами приступим к самому главному, изготовлению. Как Вы уже заметили, в каждом комплекте есть напечатанные картинки и иллюстрации на бумаге формата А-4,а также готовые заготовки картона формата А-5 для Ваших будущих книжек-малышек.

- На столах Вы видите большой выбор фигурных и обычных ножниц. Для начала нам с Вами понадобится вырезать картинки и иллюстрации для будущих книжек. Вырезанные картинки и иллюстрации с помощью клея приклеить к картонной основе соблюдая действия сказок.

- На столах Вы видите большое разнообразие декоративных бабочек, цветочков, листиков. На свой вкус предлагаю Вам декорировать странички Вашей будущей книжки-малышки.

На последней страничке предлагаю Вам книжки-малышки декорировать логотипом нашей группы «Цветики-семицветики».

- А теперь, когда вам всё стало понятно, приступим к изготовлению книжек. В ходе процесса я Вам расскажу о пользе книжек-малышек для детей в младшем возрасте.

Книжка-малышка – это условное название, которое показывает скорее адресата, чем размер этого изделия. Книжка-малышка может быть маленькой или большой, главное, чтобы ребенку было удобно держать ее в руках и хотелось рассматривать. По сути, это своеобразный гибрид книги и игрушки, развивающий и мышление, и память, и моторику движений малышей. Развивающие книжки могут быть не только разного размера, но и разного содержания, которое зависит от возраста и интересов конкретного ребенка, от желания родителей и т. д. Словом, нет никаких ограничений, какую именно книжку-малышку делать, но важно,чтобы она выполняла свои основные функции:

Помогала привыкнуть к книгам. Сначала малыш просто тянется к заметному яркому предмету, трогает его, изучает и воспринимает как игрушку. Книжка ассоциируется с чем-то приятным и интересным, занимает важное место в картине мира.

Развивала образное мышление. Разноцветные картинки и фигурки, познавательная информация, соотношение содержания и иллюстраций – все это крайне важно для развития воображения, памяти, пространственного восприятия и любознательности.

Тренировала тактильные ощущения. Перелистывание страниц, особенно объемных и фактурных, прикосновения к иллюстрациям, выпуклым фигуркам повышает чувствительность. Особенно хорошо, если вы сможете сделать книжку-малышку с игровыми элементами (пуговицами, липучками, отверстиями и т. п.).

Стимулировала к творчеству. Самые маленькие дети воспринимают форму и расцветку, учатся понимать сюжет. Детки постарше могут принимать участие в создании книжки, что тренирует фантазию, синхронную работу ручек, усидчивость, планирование, достижение результата и собственную инициативу.

Способствовала взаимопониманию. И делать книжку-малышку, и читать ее, желательно вместе с ребенком, задавая ему вопросы, обсуждая картинки и сюжеты, пересказывать по памяти. Малыш чувствует себя нужным и старается заслужить похвалу, а когда вырастет – будет с удовольствием вспоминать эти совместные занятия.

https://sun9-5.userapi.com/impf/gICzloWuKXQPXPa8u9TnqrKp8DVZFuqd-2b5ow/L_Uz-4hZH00.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=477d2c424fbf13bd903593a44268f1e5&type=album

https://sun9-56.userapi.com/impf/cvK66WVIBPYxYsKzSHA4clK3WSAdX94z3x2ppw/gPfj3rHp6NE.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=0d73d254ed2db9298de9612277446c65&type=album

https://sun9-73.userapi.com/impf/2ympwIPaldZOJl27Ndzyau4y9ghUqgkrkELDUQ/LuLdw2igVEM.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=7517f0117fd8a7ed3de5806e98fd23f1&type=album

Таким образом, книжка-малышка действует на развитие детей благотворно и комплексно, а еще становится одной из любимых игрушек, потому что неповторима и сделана своими руками или руками любящих людей. Ни одна типографская книжка, даже самая дорогая и красивая, купленная в модном магазине игрушек, не доставит этих ощущений. Поэтому найдите время и вдохновение, чтобы сделать книжку-малышку своими руками.

3 часть. Заключительный этап.

Педагог должен убедиться, что все родители справились с заданием, если у кого- либо возникают трудности, оказывает ему помощь. С помощью дырокола и тесьмы собираем все странички в книжку-малышку. И вот мы с вами получили такое большое разнообразие книжек-малышек для наших деток. Те, кто выбрал готовые шаблоны, складывают по схеме и склеивают крайние листы будущей книжки.

Уважаемые родители, надеемся, что наша встреча была интересной, содержательной, полезной, что уже с сегодняшнего дня ваше общение с книгой станет традицией, а чтение с ребенком доставит вам только радость и хорошее настроение. Спасибо вам большое за то, что нашли время, проявили свои творческие способности, и всем хорошего настроения!

Используемая литература:

Евдокимова З. А. пособие для педагогов и родителей «Детский сад и семья»;

Зверева О. Л. методическое пособие «Общение педагога с родителями в ДОУ».


Консультация  для родителей «Книга рядом с вами».

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)

Сама природа от ребёнка раннего и раннего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации



Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению»

 

  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 


Советы по оформлению детской домашней библиотеки

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                      И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                       У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип  это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать 
книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку 
«Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, 
«Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок 
«Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию 
интереса к книге:

  • разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  • игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  • лото или домино «Герои любимых сказок»;
  • пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  • отгадай загадку – найди отгадку;
  • диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  • сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  • материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  • чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

  Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности  в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

Отечественная  школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»

В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Поняти...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.

В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего госу...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...