Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Петрова Евгения Игоревна

В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего государства;  рассмотрены основные проблемы и причины, приводящие  к проявлениям социальной дезадаптации у подростков; рассмотрены наиболее эффективные формы социально-педагогического сопровождения, включающие работу с подростками, родителями и педагогами. Статья будет полезна учителям, социальным педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx7.28 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Е.И.

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков  в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.

В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего государства;  рассмотрены основные проблемы и причины, приводящие  к проявлениям социальной дезадаптации у подростков; рассмотрены наиболее эффективные формы социально-педагогического сопровождения, включающие работу с подростками, родителями и педагогами. Статья будет полезна учителям, социальным педагогам.

Социально-политические и социально-экономические события 90-х гг. прошлого столетия оказали исключительно сильное влияние на весь контекст социализации подрастающего поколения. Еще вчера унитарное и застывшее, российское общество сегодня отличается усиливающейся дифференциацией, характеризуется противоречиями и изменчивостью. Переходность социальных процессов влечет за собой слом устоявшейся социальной структуры и регулятивных норм. Общество как открытая динамичная система оказывается в неустойчивом состоянии, а его структуры, обеспечивавшие социализацию поколений, уже не могут полноценно выполнять эту функцию. Часть институтов должна исчезнуть, другая – видоизмениться и приспособиться. В обязательном порядке конституируются новые институты адаптации поколений и отдельных людей (Решетников В.А., Хижаева Т.М.).

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.

В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность?

В силу ряда психофизиологических причин именно подростки оказываются наиболее уязвимыми и незащищенными перед огромным количеством разного рода проблем. Неразрешенность этих проблем приводит к проявлениям социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, является основой разнообразных девиаций (бродяжничество, побеги из дома, пропуски занятий в школе, алкоголизация, вандализм и др.).

Отклонения в поведении подростков, как показывают исследования, возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдо-культуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятости родителей, роста разводов. В настоящее время институт семьи вынужден самостоятельно регулировать семейные отношения и нести огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Но, к сожалению, часто и сама семья самоустраняется от процесса воспитания. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям (Холостова Е. И.).

Когда люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи не в состоянии помочь изменить ситуацию - возникает потребность в социально-педагогической и психологической  работе. Причины внутреннего порядка, приводящие к социальной дезадаптации и социально-психологическому неблагополучию, заключаются в деформации различных личностных структур как осознаваемого, гак и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы и др.).

В настоящее время в Российской Федерации создано много специализированных учреждений, оказывающих психолого-социальную помощь. И возвращаясь к теме нашей  статьи, мы остановимся на одном из таких учреждений, а именно- центре психолого-медико-социального сопровождения.

В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно - воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.

Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются актуальными и сегодня.

На базе ППМС-центра  происходит  раннее выявление детей и подростков, относящихся к группам риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; выявляются  источники и причины социальной дезадаптации детей и подростков путем проведения диагностики – постановка «социального диагноза», изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем; оказание помощи семьям, родителям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми и подростками ; пропаганда психологических, педагогических и правовых знаний и т.д.

В работе с детьми группы риска по предупреждению дезадаптации основными направлениями деятельности центров являются психолого - медико - педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально - трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого - педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально - психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС - центров является своевременная помощь детям, оказавшимся в кризисной ситуации. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект - субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально - психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости (Письмо Минобразования РФ от 15.07.1998 N 15/268-6).

Значительную роль в деятельности ППМС - центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу.

Многие ППМС - центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно - развивающего обучения. Большую роль в социально - педагогической реабилитации детей с девиантным поведением играет трудовое обучение. При многих ППМС - центрах функционируют учебно - производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС - центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС - центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.

Таким образом, в настоящее время ППМС - центры решают проблемы десятков тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого - педагогическая и медико - социальная помощь и поддержка.

Список литературы

  • Богданова, В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения/ В.Н. Богданова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-2009.-№ 91.-10—13 с.
  • Приложение  к письму Минобразования РФ  от 15 июля 1998 г. N 15/268-6.
  • Решетников, В.А. Социальная реабилитация дезадаптированных детей: Монография/ В.А. Решетников, Т.М. Хижаева.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. – 150 с.
  • Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3 е изд., перераб. И доп.: — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

"Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Центра игровой поддержки"

Представлен опыт в организации коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребёнка "Карапузики"...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

Программа социально-педагогического сопровождения и поддержки детей группы «риска» на 2020-2021 учебный год

Программа социально-педагогического сопровождения и поддержки детей группы «риска»...

«Взаимодействие педагогов и родителей в системе социально-педагогического сопровождения ребенка с РАС в условиях ДОУ»

Статья посвящена взаимодействию родителей и педагогов (воспитатель, тьютор) системы сопровождения ребенка с РАС  в дошкольном учреждении....

Социально-педагогическое сопровождение современных родителей дошкольников в условиях информатизации общества

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить в...