Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Антонимы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Климонтова Евгения Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_na_sayt.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Антонимы»

Цели:

  • Учить находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
  • Развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
  • Формировать произвольное внимание и поведение.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: картинки к заданию «Четвертый лишний», картинка с изображением страны Антонимов, пазлы, листы на каждого ребенка, на которых изображены противоположные предметы, простые карандаши, картина с изображением двух деревьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

#1054;рганизационный момент.

- Здравствуйте ребята. Послушайте слова и скажите, какое слово лишнее.

Дети объясняют свой выбор.

1 лист – торт, конфеты, мармелад, лимон;

2 лис т - пирожное, конфеты, чеснок;

3 лист – сосулька, огонь, снег, мороженное;

4 лист – вата, перо, гиря, тополиный пух.

#1057;ообщение темы занятия.

-Сравните размер слона и комара.

- Слон большой, а комар маленький.

Дети сравнивают высоту людей (высокий - низкий), вкус (кислый - сладкий), настроение (весёлое - грустное), состояние суток (светло - темно), скорость(быстро медленно).

- Ребята, такие слова называют антонимами?

Антонимы – это пары слов, с прямо противоположными лексическими значениями, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство).

3. Рассказ о стране Антонимов.

– Я вам расскажу, что произошло в стране Антонимов. У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам - жителям страны, давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер, от этого жители начинали болеть и не выздоравливали, от этого они были всё время грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низким с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.

- Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов. Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке. Из них нужно будет собрать картину и вернуть её волшебнику. Злой волшебник думает, что вы не справитесь.

4. Закончите предложения.

Слон большой, а мышка…

Зимой погода холодная, а летом…

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Работать трудно, а отдыхать…

5. Упражнение «Назови антонимы».

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

Длинный сарафан для Маши,

Чтоб была всех в мире краше.

А короткий – для Алёнки,

Маленькой её сестрёнки.

В телевизоре включённом

Сто ребят и сто девчонок.

Но не будет никого,

Если выключите его.

Разворчался старый дед:

Доживёшь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!»

Грязному автомобилю

Путь машины преградили:

«Чистым здесь зелёный свет!

Остальным дороги нет!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться!

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт

И перец горький.

#1059;пражнение «Отгадайте загадки».

- Дети отгадайте загадки.

Я - антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада).

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина).

Я - антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима).

7. Игра « Живые звуки». Воспитатель раздаёт детям буквы.

- Выйдут ребята с буквами, которые есть в слове « зима», «лето».

8. Физкультминутка «Чунга - чанга».

9. Игра «Найди предметы с противоположными свойствами».

Детям раздаются листы, на которых изображены стволы и листья. Дети должны раскрасить коричневым цветом только самый толстый ствол и зелёным цветом только узкие листья.

10. Составление рассказа – описания двух деревьев «Заколдованный лес».

- Когда волшебник заколдовал страну, в ней перестало светить солнце и стало темно, перестали идти дожди, и наступила засуха. Посмотрите, что произошло с деревьями. (Дети сравнивают размер (высокое -низкое),толщину (ствол толстый - низкий), качество (ствол ровный - кривой), листья (крупные - мелкие), корни (большие - маленькие). В лесу стали расти только низкие деревья, с кривыми и тонкими стволами, с мелкими листьями, с маленькими корнями.

А теперь послушайте, какой получится рассказ о том, какие деревья сейчас и какими станут теперь.

Скоро в стране Антонимов снова будет светить солнце и идти дожди. Деревья будут расти высокими с толстыми и ровными стволами, с крупными листьями и длинными корнями.

Дети пересказывают текст.

11. Игра «Волшебная картина».

- Ребята, вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. Дети собирают из картинок картину и показывают волшебнику. На картинке страна Антонимов.

Волшебник: - Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные -весёлыми.

#1048;тог.

– Молодцы! Какое задание вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группеТема:  «Путешествие в страну Красивой речи» образовательная область «Речевое развитие»Цель:...